МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В ВИДЕ ЗАЩИТЫ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ 03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкц

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ГАПОУ РХ СПО










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по ПРОВЕДЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
В ВИДЕ ЗАЩИТЫ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ 03
Организация деятельности структурных
подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

по специальности среднего профессионального образования:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений




















Саяногорск 2015



Утверждено
на методическом совете
Протокол №______
от__________ 20_____ г.
Председатель_______________



Рассмотрено
на заседании ПЦК
экономических дисциплин
Протокол №______
от__________ 20_____ г.
Председатель_______________





Автор: преподаватель спецдисциплин Шуляк Людмила Федоровна























Содержание
Введение
4

1 Общие положение
5

2 Порядок проведения квалификационного экзамена
8

3 Требования к структуре и оформлению портфолио
8

4 Требования к оформлению презентации и защите портфолио
11

5 Критерии оценивания защиты портфолио
12

6 Индивидуальное задание для оформления портфолио
13





































ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по созданию портфолио студента предназначены для сдачи Профессионального модуля 03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений, для специальности среднего профессионального образования: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (очной, заочной формы обучения), в АГОУ СПО «Саяногорский политехнический техникум». Разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Рекомендации оговаривают общее положение по оформлению портфолио студента, порядок построения портфолио, изложение текста, оформление.
Настоящие  методические  рекомендации содержат требования к  порядку формирования портфолио  и являются обязательными для студентов при защите ПМ 03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений.





















4
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

В результате изучения профессионального модуля обучающиеся осваивают профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции соответствующие виду профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Код
Наименование результата обучения

ПК 3.1
Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов

ПК 3.2
Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач

ПК 3.3
Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений.

ПК 3.4
Обеспечивать соблюдений требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5
При прохождении производственной практики получают практический опыт:
осуществления планирования деятельности структурных подразделений при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
обеспечения деятельности структурных подразделений;
контроля деятельности структурных подразделений;
обеспечения соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.
Должны уметь:
планировать последовательность выполнения производственных процессов с целью эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
оформлять заявку обеспечения производства строительно-монтажных работ материалами, конструкциями, механизмами, автотранспортом, трудовыми ресурсами;
определять содержание учредительных функций на каждом этапе производства;
составлять предложения по повышению разрядов работникам, комплектованию количественного профессионально-квалификационного состава бригад;
производить расстановку бригад и не входящих в их состав отдельных работников на участке;
устанавливать производственные задания;
производить производственный инструктаж;
выдавать и распределять производственные задания между исполнителями работ (бригадами и звеньями);
делить фронт работ на захватки и делянки;
закреплять объемы работ за бригадами;
организовывать выполнение работ в соответствии с графиками и сроками производства работ;
обеспечивать работников инструментами, приспособлениями, средствами малой механизации, транспортом, спецодеждой, защитными средствами;
обеспечивать условия для освоения и выполнения рабочими установленных норм выработки;
обеспечивать соблюдение законности на производстве;
защищать свои гражданские, трудовые права в соответствии с правовыми и нормативными документами;


6
организовывать оперативный учет выполнения производственных заданий;
оформлять документы по учету по учету рабочего времени, выработки, простоев;
пользоваться основными нормативными документами по охране труда и охране окружающей среды;
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
использовать экобиозащитную технику;
обеспечивать соблюдение рабочими требований охраны труда и техники безопасности на рабочих местах;
проводить аттестацию рабочих мест;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма;
вести надзор за правильным и безопасным использованием технических средств на строительной площадке;
проводить инструктаж по охране труда работников на рабочем месте в объеме инструкций с записью в журнале инструктажа.
Должны знать:
аппаратуру и приборы, применяемые при обследовании зданий и сооружений;
конструктивные элементы зданий;
группы капитальности зданий, сроки службы элементов здания;
инструментальные методы контроля состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий и сооружений;
методики оценки технического состояния элементов зданий и фасадных конструкций;
требования нормативной документации;
систему технического осмотра жилых зданий;
техническое обслуживание жилых домов;
организацию и планирование текущего ремонта;
организацию технического обслуживания зданий, планируемых на капитальный ремонт;
методику подготовки к сезонной эксплуатации зданий;
порядок приемки здания в эксплуатацию;
комплекс мероприятий по защите и увеличению эксплуатационных возможностей конструкций;
виды инженерных сетей и оборудования зданий;
электрические и слаботочные сети, электросиловое оборудование и грозозащиту зданий;
методику оценки состояния инженерного оборудования зданий;

7
средства автоматического регулирования и диспетчеризации инженерных систем;
параметры испытаний различных систем;
методы и виды обследования зданий и сооружений, приборы;
основные методы оценки технического состояния зданий;
основные способы усиления конструкций зданий;
объемно-планировочные и конструктивные решения реконструируемых зданий;
проектную, нормативную документацию по реконструкции зданий;
методики восстановления и реконструкции инженерных и электрических сетей, инженерного и электросилового оборудования зданий.
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен квалификационный (в форме защиты портфолио).


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Квалификационный экзамен организуется после прохождения всех этапов изучения, промежуточного контроля и получения практических навыков. Обучающийся, в процессе прохождения производственной практики формирует портфолио на основании предварительно выданного задания.
Задание отражает этапы формирования профессиональных и общих компетенций, предусмотренных ФГОС.
Защита портфолио осуществляется в присутствии комиссии. Итогом квалификационного экзамена является решение комиссии об освоении умений и профессиональных навыков по планированию деятельности структурных подразделений предприятия. Оценка выставляется в соответствии с критериями.


ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО

Портфолио представляет собой индивидуальную папку-накопитель (в электронном виде и в виде пояснительной записки), демонстрирующие умение студента представлять систематизированную информацию о собственном профессиональном развитии, личных достижениях в образовательной деятельности и достижениях при прохождении производственной практики.
Цель портфолио – анализ и презентация профессиональных
8
достижений студента, свидетельствующих о его освоении профессиональных и общих компетенций, умении решать проблемные
задачи профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и  личностного становления будущего специалиста.

Задачи портфолио:

отслеживание персональных достижений обучающихся в соответствии с поэтапными требованиями ОПОП СПО;
оценивание сформированности общих компетенций ОПОП СПО;
оценивание сформированности профессиональных компетенций ОПОП СПО;
оценивание освоения видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО специальности;
формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность.

Структура портфолио включает:

Часть 1. Персональные данные (Фамилия, имя, отчество, год рождения; успеваемость при освоении ПМ, характеристика руководителя предприятия, отзыв руководителя практики, грамоты, дипломы, другие документы по усмотрению студента).
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития студента.
Часть 2. Экзаменационное задание студента.
Часть 3. Комплект документов и работ, подтверждающих персональные достижения обучающегося при выполнении задания (бумажные, видео, фото, аудио, электронные материалы). Материалы, содержащие обоснование применения студентом в своей практике тех или иных методов управления, организации производственного процесса, охраны труда, правовые особенности деятельности предприятия, экологичности.
Подтверждение сотрудничества с другими участниками производственного процесса, членами трудового коллектива. Участие в деятельности предприятия (планерки, заседания).
Часть 4. Заключительная. Содержит выводы студента и анализ освоения профессиональных компетенций с привязкой к конкретным видам профессиональной деятельности.
Список используемой литературы
Приложения (фото, видео, документы, грамоты, отзыв, характеристика).
Оформление портфолио (цвет, графика, рисунки, шрифт и т.д.) выбирается

9
студентом самостоятельно. Обязательным является структура, содержание, форма таблиц разделов.
Оформление пояснительной записки осуществляется с соблюдением следующих требований: по ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта - черный. Размер шрифта (кегль) - не менее 12. Обычная практика - кегль 14, тип шрифта, но обычно - Times New Roman. Размеры полей: правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - не менее 30 мм. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Заголовки глав и структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце. Печатают названия глав заглавными буквами, выделенным шрифтом без подчеркивания, структурные элементы глав обычным выделенным шрифтом. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы. Главы нумеруются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 или 4 интервалам (15 мм). Расстояние между заголовками главы и параграфа - 2 интервала (8 мм). Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. По ГОСТ 2.105-95 наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. На рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная (например: Рисунок 1). Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью. На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (например: Таблица 1). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 2 - Доходы фирмы). Точка в конце названия не ставится. При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1). При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером столбцов и строк. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение. Центрирование цифровых значений в таблице по правому краю.
10
Для детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, или строчные буквы после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
а) ________ 1) _____
б) ________ или 2) _____
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения выносятся за пределы основного текста работы. Оформление списка используемой литературы по ГОСТ 7.1-2003 осуществляется в последовательности: номер литературного источника, автор (фамилия, инициалы), название источника, издательство, дата издания. Например:
1 Барашников, Н. П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение Н. П. Барашников. - М. : Бухгалтерский учет, 2011.
ГОСТ 7.82-2001 Библиографическое описание электронных ресурсов. Под электронными ресурсами подразумеваются как собственно данные из Интернета, так и данные на конкретном «винчестере», CD, дискетах и т.п. Все такого рода данные считаются опубликованными. Схема описания электронного ресурса: номер литературного источника, автор, основное заглавие, сведения об издании, обозначение вида ресурса (объем ресурса), место издания, имя издателя, дата издания. Например:
2 Арестова, О. Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский.
- Режим доступа: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html.
Студент имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.
Объём презентации не должен превышать 20 слайдов. Презентации сохранять в формате Power Point.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТИЦИИ И ЗАЩИТЕ ПОРТФОЛИО

Защита портфолио проводится в день сдачи квалификационного экзамена, в несколько этапов:
1. Презентация портфолио.
2. Ответы на вопросы экзаменационной комиссии, по существу представленных документов.
3. Пояснения студента по замечаниям рецензентов.
4. Обсуждение результатов защиты членами экзаменационной комиссии.
5. Доведение до студента выводов и рекомендаций экзаменационной комиссии.
Для защиты портфолио студенту отводится 20 минут. В ходе презентации он должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетенции.

11
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПОРТФОЛИО

- качество содержания портфолио;
- выделение основных результатов деятельности студента;
- качество изложения материала;
- системность  работы, логика, качество структуризации;
- самостоятельность суждений, оценок и выводов;
- стиль и язык изложения (ясность, конкретность, лаконичность, соблюдение правил грамматики русского языка и т. п.);
- качество  оформления;
-качество защиты (содержание ответов на вопросы комиссии, на замечания рецензента);
-оценка профессиональных и общих компетенций.



ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

Краткая характеристика предприятия
организационно-правовая форма предприятия;
вид деятельности;
организационная структура предприятия;
планирование деятельности структурных подразделений;
численность персонала;
Организационная расстановка бригад
производственное задание по объему работ;
распределение производственного задания между исполнителями работ (бригадами и звеньями);
деление фронта работ на этапы, делянки, захваты;
организация выполнения работ в соответствии с графиками и сроками производства работ;
обеспеченность работников инструментами, приспособлениями, средствами малой механизации, транспортом, спецодеждой, защитными средствами;
условия для освоения и выполнения рабочими установленных норм выработки;
Мероприятий по охране труда;
перечень основных нормативных документов по охране труда;
условия для соблюдения рабочими требований охраны труда и техники безопасности на рабочих местах;
13
аттестация рабочих мест;
мероприятия по предотвращению производственного травматизма;
мероприятия по надзору за правильным и безопасным использованием технических средств на строительной площадке;
периодичность проведения инструктажа по охране труда работников на рабочем месте в объеме инструкций с записью в журнале инструктажа.
Мероприятия по защите окружающей среды.
Обеспеченность соблюдения законности на производстве;
оформление трудовых отношений;
рабочее время, его виды и режимы, учет рабочего времени;
трудовая дисциплина и методы ее обеспечения;
виды дисциплинарной ответственности;. порядок привлечения к дисциплинарной ответственности;
контроль за соблюдением трудового законодательства.
Контроль деятельности рабочих, инженерно- технических работников.






















14
Заголовок 215