Урок в 6 классе на тему «Действия над рациональными числами»

83
Дата:

Тема: «Действия над рациональными числами».

Цель урока: закрепить у учащихся знания, умения и навыки выполнения действий над рациональными числами.
Задачи:
Образовательные: поспособствовать в формировании знаний, умений и навыков математических вычислений над рациональными числами, навыков использования правил сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел.
Развивающие: развивать навыки устных и письменных вычислений над рациональными числами, развивать математическую речь, индивидуальные способности учащихся, память, внимание, развитие логики и строгости мышления, правильности и культуры устной речи.
Воспитательные: воспитывать чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы, способности к самооценке выполненной деятельности, умение работать в парах, воспитывать дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к учебе, воспитание аккуратности оформления решений, различных видов упражнений.
Класс: 6Б класс.
Время: 45 минут.
Методы: игровые, устная работа, объяснение, анализ, групповая работа репродуктивного типа.
Тип урока: закрепление изученного материала.
До урока:
На доске записано домашнее задание.
На доске записано число, классная работа, семь примеров д/з.
Ученики рассажены по группам.
План урока:
Организационный момент.
Разминка «По алфавиту»
Тренинг «Запись и чтение дробей»
Проверка д\з. Актуализация прежних знаний.
Устный счет
Решение заадач
Домашнее задание.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Учитель: Сейчас немного поиграем
II. Разминка «По алфавиту»
 Всем ученикам ряда (по сигналу предлагается выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имен участников. Время выстраивания засекают по секундомеру.
Задание лучше выполнять молча. В разминкене следует допускать никаких, разговоров, пререканий, споров (словами или жестами). Ученики молча перемещаются, пока каждый не займет своего места. Когда ряд построился, класс оценивает работу, проверяет, предлагает.
Для социо-игрового подхода важен настрой на совместную, коллективную работу. Это чувство взаимозависимости любому из учеников необходимо не только для дружной и плодотворной деятельности на уроке, но и для многих ситуаций, возникающих в его жизни.
III. Тренинг «Запись и чтение дробей»
Цель: повторить запись и чтение дробей, виды дробей.
Учащимся раздаются карточки для образца и карточка с заданиями, для решения задач по образцу.
Карточка для образца
13 EMBED Equation.3 1415 читается «одна вторая» (половина)
Обыкновенная, Правильная дробь

13 EMBED Equation.3 1415 читается «одна четвертая» (четверть)
Обыкновенная, Правильная дробь

13 EMBED Equation.3 1415 читается «одна пятая»
Обыкновенная, Правильная дробь

13 EMBED Equation.3 1415 читается «одна шестая»
Обыкновенная, Правильная дробь

13 EMBED Equation.3 1415 читается «пять вторых»
Обыкновенная, Неправильная дробь

13 EMBED Equation.3 1415 читается «сорок семь вторых»
Обыкновенная, Неправильная дробь

13 EMBED Equation.3
·W° 1415 читается «сорок две пятых»
Обыкновенная, Неправильная дробь


0,5 читается «нуль целых пять десятых»
Десятичная дробь

5,2 читается «пять целых две десятых»
Десятичная дробь

1,58 читается «одна целая пятьдесят восемь сотых»
Десятичная дробь

2,9 читается «две целых девять десятых»
Десятичная дробь

13 EMBED Equation.3 1415 читается «две целых две пятых»
Смешанное число

17
 = 
16 + 1
 = 
16
 + 
1
 = 4 + 
1
 = 4
1
;

4

4

4

4

4

4


20
 = 4
.

5



Всякую неправильную дробь можно представить в виде натурального числа или суммы натурального числа и правильной дроби:



Карточка для решения
№ 1. Запишите дроби по образцу, определяя ее вид.
«шесть седьмых», «одна целая две пятнадцатых», «двадцать две восьмых», «пять восьмых», «пять целых две десятых», «сорок пять седьмых», «пятнадцать целых три седьмых»

№ 2. Переведите неправильную дробь в смешанное число.

№ 3. Переведите смешанное число в неправильную дробь.


IV. Проверка д\з. Актуализация прежних знаний.
Учитель проверяет наличие выполненного домашнего задания. Разбор заданий у доски. К доске выходят 3 человека: Виола, Настя и Саша и решают несколько заданий.
В то время пока ученики прорешивают домашнее задание у доски, учитель вместе с остальными учениками повторяет правила умножения, деления, сложения и отрицания рациональных чисел.
(-) : (+) = (-)
(+) : (-) = (-)
(+) : (+) = (+)
(-) : (-) = (+)
(-) * (+) = (-)
(+) *(-) = (-)
(+) *(+) = (+)
(-)* (-) = (+)

Проверка решений учащихся, выполнявших задания у доски.

V. Устный счет
Повторение таблицы умножения: учитель диктует произведение цифр, а ученики поднимают карточки с ответами.

VI. Решение задач
Решите уравнения.
А) 13 EMBED Equation.3 1415 В) 13 EMBED Equation.3 1415
Б) - 2х + 1 = - 3,6 Г) - 4 х + 8,8 = 4


№2. Найдите значение выражений:
-1,8+3–(-5,2)
-5
·0,2
·(-0,5)

3
·(-0,5)+1

- 0,72
- 0,03
- 12 : 3
4
53,4+27,4-53,4-7,4

Ответ:
6,4
-16
24
20
0,5
-16
-0,5

№ 3. Упростите выражения:
-7 + (-3) + 3 + 7 = 0
ѕ - 0,5 + 0,25 - ј = 0,25
-х – а + 12 + а – 12 = -х
№ 4. Решите уравнение:
6,1 - у +1,9 – у = 0 у = 4

Рефлексия.
Ученики заполняют карточки.
1. На уроке я работал(а)
активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я
доволен (на)/не доволен(на)

3. Урок для меня показался
коротким/длинным

4. За урок я
устал(а)/ не устал(а)

5. Материал урока мне был
полезен/ не полезен
интересен/ скучен

6. Попробуй сформулировать свое мнение об уроке




Домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание в дневник. &3.1-3.5. стр. 134 № 596, №598

Подведение итогов.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки учащимся за работу на уроке.









Учитель математики и информатики Евсеева Дарья Михайловна