Доклад Проведение экзамена квалификационного в форме защиты портфолио – как способ раскрытия многосторонней личности будущего специалиста


Мастера п\о: Проскурина С.В., Третьякова Л.Ю.
ГБПОУ РХ ЧМТТ
Проведение экзамена квалификационного в форме защиты портфолио – как способ раскрытия многосторонней личности будущего специалиста
В нашем техникуме работает инновационная площадка «Портфолио студента СПО как средство формирования и оценки профессиональных и общих компетенций с учетом требований работодателей регионального рынка труда».
В рамках инновационной площадки в учебный процесс внедряется технология портфолио. Целью портфолио является отслеживание и оценивание формирования общих и профессиональных компетенций, уровня индивидуального развития и личного профессионального роста
Обучающиеся активно и мотивировано формируют портфолио для сдачи экзамена квалификационного по профессиональным модулям в форме защиты портфолио. На первом курсе перед изучением профессиональных модулей обучающиеся знакомятся с содержанием и требованиями к оформлению портфолио.
По окончании освоения профессионального модуля в техникуме проводится экзамен квалификационный, на который приглашаются работодатели и социальные партнеры.
Вместе с представителями учебного заведения, а это мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин проверяется, как обучающиеся готовы к выполнению профессиональных и общекультурных компетенций.
Экзамен (квалификационный) проходит после экзамена по междисциплинарному курсу этого модуля, аттестации по учебной и производственной практики. Суммируются оценки по междисциплинарному курсу, оценки по учебной и производственной практике, защиту и содержание портфолио. Итогом экзамена квалификационного является однозначное решение «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен на оценку». Экзамен включает: решение ситуационных задач, практическую квалификационную работу, защиту портфолио. Члены комиссии фиксируют оценки освоения профессионального модуля в итоговой оценочной ведомости, куда входят оценочные листы МДК модуля и учебной практики, документов производственной практики (дневника, производственной характеристики с указанием рекомендуемого разряда), портфолио. При возникновении спорных вопросов о степени освоения профессиональных и общих компетенций члены комиссии могут задавать вопросы по теории и способам решения производственных ситуаций. Формулировки производственных ситуаций должны быть понятными для обучающихся. Итоговая ведомость освоения профессиональных компетенций на экзамене квалификационном включает в себя: оценку по междисциплинарному курсу, оценку учебной и производственной практики по аттестационным листам, дневнику, характеристики с места прохождения производственной практики; оценки за сдачу экзамена, защиты портфолио. Комиссия выносит решение: обучающийся освоил или не освоил профессиональные и общие компетенции на оценку
В нашем техникуме экзамен квалификационный проводится в лаборатории. Обучающиеся решают ситуационные задачи, выполняют практическую работу. Защита портфолио проходит в кабинете профессиональных дисциплин, который заранее подготавливается (оснащается мультимедийной установкой). Обучающийся представляет подготовленную презентацию своего портфолио. После защиты своего портфолио квалификационная комиссия анализирует портфолио обучающегося на бумажном носителе, проверяет подготовленные документы: оценочные листы экзамена по междисциплинарному курсу, аттестационные листы учебной и производственной практики, ведомость освоения профессиональных и общих компетенций. Защитив портфолио, обучающийся выходит из аудитории, члены комиссии заполняют итоговую ведомость, принимают решение, дает заключение «данный профессиональный модуль освоен / не освоен на оценку», заполняют итоговую ведомость . Содержание портфолио в печатном варианте:
Титульный лист.
1. Портфолио достижений
1.1.  Результаты обучения по теоретическому курсу
1.2. Результаты прохождения учебной и производственной практики по аттестационным листам
1.3. Результаты мониторинга посещаемости
1.4. Участие в мероприятиях профессионального цикла
1.5. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, проектной деятельности, творческих мероприятиях
1.6. Участие в спортивных, военно-патриотических мероприятиях
1.7. Участие в общественной жизни
2. Портфолио отзывов
2.1. Характеристика с места практики
2.2. Благодарственные письма
3. Лучшие работы (рефераты, доклады, сообщения)
3.1.  Фотографии изделий, работ
3.2.Лучшие практические работы опережающего характера3.3. Рефераты, проекты
4.Рефлексивный портфолио
4.1. Эссе, посвященное выбору профессии
4.2. Лист оценки образовательных достижений по итогам года
Электронная презентация портфолио представляется и защищается обучающимся на экзамене (квалификационном).
Документы для презентации портфолио:
Титульный лист.
1. Портфолио достижений
1.1.  Результаты обучения по теоретическому курсу
1.2. Результаты прохождения учебной и производственной практики по аттестационным листам
1.3. Результаты мониторинга посещаемости
1.4. Участие в мероприятиях профессионального цикла
1.5. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, проектной деятельности, творческих мероприятиях
1.6. Участие в спортивных, военно-патриотических мероприятиях
1.7. Участие в общественной жизни
2. Портфолио отзывов
2.1. Характеристика с места практики
2.2. Благодарственные письма
3. Лучшие работы, (рефераты, сообщения, доклады)
3.1.  Фотографии изделий, работ.
3.2.Лучшие практические работы опережающего характера3.3. Презентации по теме
4.Рефлексивный портфолио
4.1. Эссе, посвященное выбору профессии
4.2. Самоанализ готовности к трудоустройству (устно)
5. Самоанализ освоения программы профессионального модуля (устно)
В результате использования технологии портфолио при проведении экзамена квалификационного в форме защиты портфолио повысилась мотивация обучающихся к обучению. Обучающиеся активно принимают участие в мероприятиях, которые проходят в техникуме. Показывают мастер-классы при проведении Дней СПО; выставках работ, которые изготовлены при проведении предметных кружков. Это стимулирует обучающихся для получения более высокого разряда, для дальнейшего трудоустройства и поступления в высшие учебные заведения по профессии.
Главное достижение профессиональной деятельности мастера производственного обучение – это успешное трудоустройство выпускников по профессии.