Конспект факультативного занятия по теме Электромагнитная индукция. Правило Ленца (11 класс)

Факультативное занятие 11 класс
«Изучение естественных наук, я считаю отличной школой для ума. Нет школы для ума лучше той,где дается понятие о чудном единстве и неуничтожаемости материи и сил природы»
Электромагнитная индукция. Правило Ленца.
Цель факультативного занятия: продолжить формирование знаний о явлении электромагнитной индукции и умений применять их на практике для объяснения физических явлений; развивать мышление, речь и коммуникативные умения учащихся.
Тип урока: факультативное занятие - практикум.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер.

Ход факультативного занятия.

Организационный момент
- проверка отсутствующих
- настроение учащихся.
Целепологание
Ребята, как вы думаете, что вы должны знать и уметь к концу факультативного занятия по данной теме?
Должны знать:
правило Ленца;
электромагнитную индукцию;
Должны уметь: решать задачи на расчет магнитной индукции, магнитный поток, самостоятельно применять теоретические знания при решении задач.
Краткое изложение материала (просмотр видеофрагмента и презентация).
Открытие электромагнитной индукции
29 августа 1831 г. Майкл Фарадей
В основе опытов Фарадея лежала идея, что если вокруг проводника с током возникает магнитное поле, то должно существовать и обратное явление – возникновение электрического тока в замкнутом проводнике под действием магнитного поля.

Электромагнитная индукция - физическое явление, заключающееся в возникновении вихревого электрического поля, вызывающего электрический ток в замкнутом контуре при изменении потока магнитной индукции через поверхность, ограниченную этим контуром.
Ток, возникающий в замкнутом контуре, называется индукционным.
Правило Ленца
Для определения направления индукционного тока в замкнутом контуре используется правило Ленца: Индукционный ток имеет такое направление, что созданный им магнитный поток через поверхность, ограниченную контуром, препятствует изменению магнитного потока, вызвавшего этот ток.




Магнитный поток
Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют величину, равную произведению модуля вектора магнитной индукции В на площадь S и косинус угла
· между векторами и .


Закон электромагнитной индукции
ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность ограниченную контуром.



Проверка знаний на электромагнитную индукцию и правило Ленца.
Выполнение теста
В замкнутом проводнике возникает индукционный ток тогда, когда он оказывается в области действия
1


2


3
переменного магнитного поля

4


Магнитным потоком называется физическая величина, равная
1


2
произведению модуля индукции магнитного поля, площади контура и косинуса угла между вектором магнитной индукции и нормалью к контуру

3


4


Правило Ленца формулируется так: индукционный ток всегда имеет такое направление, при котором
1


2


3


4
возникает противодействие причинам, его породившим

Единицей магнитного потока в СИ является
1


2


3
вебер

4


Электромагнитной индукцией называется явление
1
порождения вихревого электрического поля переменным магнитным полем

2


3


4


Закон электромагнитной индукции сформулировал
1


2


3
Максвелл

4


Закон формулируется так: ЭДС индукции в замкнутом контуре равна
1


2
скорости изменения пронизывающего его магнитного потока, взятой с противоположным знаком

3


4


Математическая запись закона электромагнитной индукции.
1


2


3

·i = - 13 EMBED Equation.3 1415

4


Возникновение вихревого электрического поля в проводящем контуре при изменении силы тока в нем же самом называется
1
самоиндукцией

2


3


4


Коэффициентом самоиндукции (или индуктивностью) называется
1


2
коэффициент пропорциональности между силой тока в проводящем контуре и созданным им магнитным потоком, пронизывающим этот контур

3


4



Правильные ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

3
2
4
3
1
3
2
3
1
2


Физкультминутка
Решение задач
№1
Прямолинейный проводник длиной l = 1 м перемещается со скоростью, модуль которой
· = 4 13 QUOTE 1415, в однородном магнитном поле с индукцией, модуль которой B = 0,2 Тл, при этом вектор 13 QUOTE 1415 и 13 QUOTE 1415 перпендикулярны проводнику и образуют между собой угол
· = 300. В проводнике возбуждается ЭДС
·i индукции, равная
Дано
Формулы
Расчеты

l = 1м

· = 4 13 QUOTE 1415
B = 0,2 Тл

· = 300

·i = Bl
·13 QUOTE 1415

·i = 0,2.1.4.13 QUOTE 14150= 0,4(В)


·i -?

Ответ: 0,4 В

№2
В однородном магнитном поле, модуль индукции которого В = 0,01 Тл, находится квадратная рамка, плоскость которой составляет с направлением линий индукции магнитного поля угол
· = 300. Если сторона рамки а = 4 см, то поток магнитной индукции Ф, пронизывающий поверхность, ограниченную рамкой , равен мкВб.
Дано
Формулы
Расчеты

а = 1м
B = 0,01Тл

· = 300
Ф = ВS13 QUOTE 1415

· = 900 –
·
Ф = ВS13 QUOTE 1415
S = а2
Ф = Ва213 QUOTE 1415

Ф = 0,01.0,042.0,5=8мкВб

Ф -?

Ответ: 8мкВб





II. Формирование умений и навыков. Работа в малых группах.
Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с заданиями, обсуждает ответы на каждый вопрос, выполняет экспериментальное задание и находит ему объяснение.


Задание для группы 1.
Можно ли использовать разность потенциалов, возникающую между концами крыльев горизонтально летящего реактивного самолета, для измерения скорости его полета?
Почему иногда недалеко от места удара молнии плавятся предохранители и повреждаются чувствительные электроизмерительные приборы?
Для исследования стальных балок, рельсов и т.п. на них надевают катушку изолированной проволоки, замкнутую на гальванометр, и перемещают ее вдоль балки. При всякой неоднородности строения балки (трещины, раковины и т.д.) в гальванометре возникает ток. Объясните это явление.
В какой момент искрит рубильник: при замыкании или размыкании?
Экспериментальное задание. Концы сложенной вдвое проволоки присоединены к гальванометру. Проволока движется, пересекая линии индукции магнитного поля, но стрелка гальванометра остается на нуле. Почему?

Задание для группы 2.
Для гашения электрической дуги, образующейся при размыкании больших токов, часто вблизи рубильника располагают магнит так, чтобы линии магнитной индукции были перпендикулярны возникающей дуге. Зачем это делают?
Почему для обнаружения индукционного тока замкнутый проводник лучше брать в виде катушки, а не в виде прямолинейного проводника?
При электросварке применяется стабилизатор – катушка со стальным сердечником, включаемая последовательно с дугой. Почему стабилизатор обеспечивает устойчивое горение дуги?
Почему сверхпроводящий шарик «парит» в магнитном поле?
Экспериментальное задание. Соберите электрическую цепь, соединив последовательно выключатель лабораторный, источник тока, лампу накаливания, электрический звонок и дроссельную катушку. Параллельно катушке присоедините неоновую лампу. При замыкании цепи работает электрический звонок и горит неоновая лампа, а лампа накаливания не горит. Если исключить из цепи звонок, то загорается лампа накаливания, а неоновая лампа гаснет. Почему?

Задание для группы 3.
Между любыми двумя точками некоторого контура разность потенциалов равна нулю, а ток в контуре существует. Когда это возможно?
Почему подземный кабель, по которому подается переменный ток в жилые дома и на предприятия, не разрешается прокладывать вблизи газовых, водопроводных и теплофикационных труб?
В кольцо из диэлектрика вдвигают магнит. Какое явление возникает?
Два тонких проводника, имеющих форму окружности, расположены в перпендикулярных плоскостях так, что касаются друг друга в двух точках. Будет ли в горизонтально расположенном проводнике возникать индукционный ток при изменении тока в вертикально расположенном контуре?
Экспериментальное задание. Два одинаковых подковообразных магнита сложены противоположными полюсами так, что образуют замкнутый контур. На один из магнитов надета катушка, концы которой присоединены к гальванометру. В момент отрывания одного магнита от другого и в момент их соединения стрелка гальванометра отклоняется (в противоположные стороны). Укажите причины отклонения стрелки гальванометра.




III. Обсуждение итогов групповой работы.
Каждая группа докладывает о своей работе всему классу: отвечает на поставленные вопросы, выполняет перед классом экспериментальное задание и объясняет его. Учитель корректирует ответы учащихся.

IV. Контроль знаний.
Выполнение тестового задания по вариантам. (Приводится только один вариант теста).
1. Катушка замкнута на гальванометр. В каких случаях в ней возникает электрический ток?
1) В катушку вдвигают постоянный магнит.
2) Катушку надевают на постоянный магнит.
А. Только 1). Б. Только 2). В. В обоих случаях. Г. Ни в одном из перечисленных случаев.
2. Проволочная рамка находится в однородном магнитном поле. В каких случаях в ней возникает электрический ток?
1) Рамку двигают вдоль линий индукции магнитного поля.
2) Рамку двигают поперек линий индукции магнитного поля.
3) Рамку поворачивают вокруг одной из ее сторон.
А. 1). Б. 2). В. 3). Г. Во всех трех случаях.
3. Постоянный магнит вдвигают в алюминиевое кольцо один раз северным полюсом, другой раз южным полюсом. При этом алюминиевое кольцо:
А. Оба раза отталкивается от магнита.
Б. Оба раза притягивается к магниту.
В. Первый раз притягивается, второй раз отталкивается.
Г. Первый раз отталкивается, второй раз притягивается.
Д. Магнит на алюминиевое кольцо не действует.
4. Постоянный прямой магнит падает сквозь медное кольцо. Модуль ускорения падения магнита:
А. равен g. Б. больше g. В. меньше g.
Г. в начале пролета кольца больше g, в конце меньше g.
Д. в начале пролета кольца меньше g, в конце больше g.
5. В коротко замкнутую катушку вдвигают постоянный магнит: один раз быстро, второй раз медленно. Сравните значения индукционного тока, возникающего при этом.
А. Они равны. Б. В первом случае больше. В. Во втором случае больше.

V. Подведение итогов урока.
Чему научились на уроке? Была ли полезной групповая деятельность? Что давалось легко, что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? Что нужно изменить, чтобы подобные уроки проходили более эффективно?

VI. Задание на дом: повторить §§86 – 90 , № 389,390 (учебник С.В.Громова).

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415



Рисунок 1Рисунок 2Root Entry