Сценарий мероприятия, посвященный юбилею великого художника И.И. Шишкина

«ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»
180-летие со дня рождения И.И. Шишкина
Оформление сцены: «Гостиная купеческого дома»
Медленно звучит музыка.
Перед сценой плакат
«Я люблю по-настоящему лес и только его и пишу»
И.И. Шишкин

В истории каждой страны, каждого города есть замечательные имена, имеющие мировое значение. Судьбы многих выдающихся людей России связаны с Елабугой. Здесь же родился великий русский художник Иван Иванович Шишкин. В январе 2007 года Елабуга, в частности, Мемориальный дом-музей Шишкина, отметили 175-летие со дня рождения знаменитого художника. И мы в свою очередь отдаем дань уважения великому художнику и посвящаем ему этот вечер.
С именем Ивана Шишкина неразрывно связано представление о русском пейзаже, о лесах, о бескрайних полях. Он принадлежит к числу тех выдающихся мастеров кисти, чьи гениальные творения составляют гордость отечественной живописи. Живописные окрестности Елабуги нашли свое отражение на полотнах известного художника-пейзажиста И.И. Шишкина.
Суровая величественная природа, вековые леса, раскинувшиеся по берегам Камы, с детства были для нашего героя источником постоянного интереса и вдохновения. Девять своих лучших полотен посвятил Иван Иванович Шишкин своей малой родине. Среди них - «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», «Святой ключ близ Елабуги», «Утро в сосновом бору».
Портрет Шишкина. Автопортрет
Иван Иванович Шишкин родился 26 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии в многодетной небогатой семье. Отец будущего художника, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом. Это был человек широкого круга интересов. Он желал дать сыну хорошее образование, поэтому после окончания уездного училища в 1844 году отвез его в Казань, где определил в первую городскую гимназию. В этом учебном заведении Ваня Шишкин получил первые уроки рисования карандашом, тушью, красками.
Первый ученик.
«Мел и уголь не исчезали из его рук. Все двери и стены комнат были исписаны самыми замысловатыми фигурами... Бывало и так, что в жаркие дни у ворот собирались няни, хвастались скромностью и кротостью детей купеческих. В разговорах никто не
замечал, что пятилетний непоседа нарисовал на воротах соседнего дома целую галерею: то человеческий глаз, то руку, то дерево. В таких случаях хозяева дома шли обычно жаловаться родителям Вани. Няня и соседи прозвали его «мазилкой».
Из воспоминаний двоюродной сестры художника Е.В. Шишкиной.
Второй ученик.
Иван еще ребенком увлекался резьбой по дереву и камню, помогаю отцу в различных поделках. На токарном станке он выточил из камня-песчаника модель Александровской колонны с памятником Петру I, для чего долго собирал изображения монумента на всевозможных ярлычках и спичечных коробках.
Дом Шишкиных стоял на высоком берегу Тоймы. Из окна было видно, как петляет по заливным лугам река и у «Чертова городища» впадает в Каму. А вокруг - озёра с густотравьем, дубравы, сосновые боры и таинственные хвойные леса.
Вся внешняя обстановка детства Вани Шишкина сильно действовала на воображение. Поэтическое настроение преобладало в нем с ранних лет. В большой гостиной часто встречались люди разных интересов и взглядов. Купцы Стахеевы, промышленники Ушковы, художники И. Осокин, К. Гун, братья Верещагины, прославленная «кавалерист-девица» Н.А. Дурова. Старший брат Николай хорошо играл, импровизировал и пел. Он являлся душой литературно-музыкальных вечеров, на которые порой съезжалось избранное городское общество.
Звучит музыка
Отец, замечая тягу сына к рисованию, принялся выписывать книги по искусству и биографии знаменитых художников. В 1851 году в городе появились московские художники, приглашенные для расписывания иконостаса соборной церкви. С одним из них - Осокиным, Иван вскоре познакомился. Москвичу по душе пришлась тяга молодого человека к живописи и в меру своих сил он принялся помогать Ивану. Своими рассказами о белокаменной Москве, о знакомых художниках Осокин способствовал утверждению молодого человека в мысли о возможности поездки в Москву и поступлении в Училище живописи и ваяния.
В августе 1852 года Иван Шишкин поступил в Училище живописи и ваяния. За внешний вид и молчаливость новые друзья прозвали его Монахом. Своих сотоварищей он поразил редкой работоспособностью. «Образование, труд, любовь к знаниям» - таков был девиз Шишкина в ту пору.
Работал он без устали, многие диву давались. За день нарабатывал столько, сколько иные за неделю едва могли осилить. Рисовал и дома до глубокой ночи, по памяти.
Успехи Шишкина к концу учебы в Москве были неоспоримы, и в 1855 году он отправился в Санкт-Петербург в Академию Художеств.
Первый ученик.
Итак, Иван Иванович в Петербурге. Первое время его не покидало чувство одиночества. Работа, и еще раз работа, до полного изнеможения. Преподаватели обратили внимание на прилежание и талант Шишкина, ему было предложено рисовать с натуры. Годы учения в Академии (1856-1860) сыграли важную роль в формировании мировоззрения художника. «Это было удивительное время, - время, когда всякий захотел думать, читать и учиться, и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко...»
Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи. В 1860 он окончил курс обучения в Академии с высшей наградой - большой золотой медалью и правом на заграничную командировку.
В то время талантливых выпускников отправляли на стажировку за границу лет на пять. Но Иван Шишкин не спешил в чужие края. Его манили родные места, где он отсутствовал несколько лет. Поэтому сначала он направился на родину, где два года с упоением рисовал родные леса и просторы. И лишь в 1862 году уехал в Европу, где также много и плодотворно работал. Бывал на выставках и в мастерских художников, знакомился с их взглядами на современное искусство. Шишкин посетил Швейцарию, Чехословакию, Германию. В 1865 году он выставил в Дюссельдорфе три своих рисунка. Успех был полным. Иван Иванович получил приглашение показать свои работы в Бонне, Аахене, Кельне.
За границей Шишкин остро почувствовал свою связь с Россией. Среди чужих ландшафтов художник томился, не находя привычного размаха и раздолья. Всем сердцем он рвался домой.
К 1865 году, когда Иван Шишкин вернулся в Россию, о нем уже гремела слава как о талантливом рисовальщике. Его рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей как в России, так и за ее пределами. Две его работы были приобретены Дюссельдорфским музеем. А полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.
По возвращении на родину Шишкин сблизился с И.Н. Крамским, не только выдающимся художником, но и человеком беспримерной честности. Дружба с Крамским стала важным этапом в развитии Шишкина как художника и гражданина. Портрет работы Крамского считается одним из лучших изображений Ивана Шишкина.
Портрет Шишкина работы Крамского
В 1870 году Шишкин, вместе с художниками Крамским и Куинджи, выступил одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Здесь наш герой нашел истинных друзей-единомышленников, а его работы - отзывчивого зрителя.
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».
Первый ученик. В 1870 году Шишкин уже занял ведущее положение среди художников-пейзажистов. На первой же передвижной выставке появилась его известная картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Она ознаменовала наступление творческой зрелости мастера. Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве, выразил свое эстетическое кредо. Перед зрителем предстал образ могучего, величавого русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушает ни медведи у дерева с ульем, ни летящая птица.
«Среди долины ровныя».
В 1883 году Шишкин написал одну из наиболее впечатляющих своих картин «Среди долины ровныя», избрав сюжетом литературный образ, содержащийся в первой строфе стихотворения Ф. Мерзлякова, ставшего народной песней.
«Рожь».
Второй ученик. На одном из эскизов художника можно найти такую запись: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Благодать. Русское богатство». В этой более поздней авторской ремарке выражена сущность образа, созданного в замечательном полотне «Рожь». Оно было выставлено в 1878 году на Четвертой передвижной выставке и принесло художнику мировую славу.
«Лесные дали».
Большое значение имеют пространственные планы для содержания картины «Лесные дали» (1884 год). Широта лесных просторов, увиденных с возвышенности, громадность неба, отразившегося в далеком озере, - вот то поэтическое начало, которое покоряет ум и сердце зрителя.
«Утро в сосновом бору».
Создавая большие картины, Шишкин продолжал интенсивно работать с натуры, изучая природу, рисуя каждую травинку, каждый цветочек. Все более настойчиво разрабатывал проблему цвета, света и воздуха. Итогом плодотворной работы стала в 1889 году картина «Утро в сосновом бору», получившая наиболее широкую известность. Соавтором в написании этого большого полотна был К.А. Савицкий, кисти которого принадлежат фигуры медведей.
Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой лес, а утро с его еще не рассеявшимся туманом, слегка порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чаще. Мастерски передана глубина оврага, на краю которого расположилось медвежье семейство.
В 1890 году Шишкин обратился к сравнительно редкому для него сюжету и написал большую картину «Зима». Он поставил в ней трудную задачу выражения едва уловимых рефлексов в почти монохромной живописи. Тогда же он вновь обратился к литературным образам, на этот раз как иллюстратор произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она...
И опять работа, работа... Заканчивая одну картину, Иван Иванович натягивает холст на подрамник для следующей. Он немало трудился в технике офорта. Офорт это гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой. Шишкин создает подлинные шедевры - «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник».
Рисунки углем, предоставленные на выставке Академии художеств, привели в восхищение всех, ибо такого богатства черного цвета в русской живописи до И.И Шишкина не показывал никто.
Графика занимает в творчестве Шишкина особое место. За долгую жизнь он создал десятки тысяч рисунков, тысячу офортов, 68 литографий, 39 цинографий. Около полусотни офортов хранятся в Елабуге.
Каждый художник в зрелые годы создает произведение, через которое он как бы высказывает свое отношение к жизни и которое принято образно называть завещанием. Таковым у Шишкина является полотно «Корабельная роща».
«Корабельная роща»
На картине реальная Афанасьевская роща близ Елабуги и одновременно символ родины, ее спокойствия, величавости, незыблемости. «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены: браво!», писал К.Савицкий. Эта работа - торжественная ода во славу родной природы. Созданная в год кончины художника, она стала его лебединой песней.
21 марта 1898 года смерть застала Ивана Ивановича за мольбертом с кистью в руках. «Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», - писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца.
Ретроспективный показ картин художника под музыку Свиридова или Лунная соната.
Произведения И.И. Шишкина входят в сокровищницу российской культуры. Они украшают коллекции картинных галерей и музеев более 30 городов России, находятся в частных собраниях российских, французских, американских, немецких ценителей живописи. Крупнейшие коллекции работ художника хранятся в Третьяковской галерее города Москвы и Государственном Русском музее С.-Петербурга. Довольно представительным собранием картин Шишкина может похвастаться Государственный музей изобразительного искусства РТ. Здесь насчитывается порядка сорока произведений живописи, 25 рисунков, 400 офортов и литографий.
Звучит «Лунная соната» Бетховена
Картины «Лесная поляна», «На даче» экспонировались в 1898 году на выставке в Казанской художественной школе в числе произведений русских художников того времени. Пейзажи Шишкина, пронизанные воздухом и светом, имели столь большой успех у казанской публики, что власти города обратились к художнику с просьбой оставить картины в Казани. Шишкин ответил согласием. Эта телеграмма была последней весточкой художника в родные места.
А на картине живет яркий солнечный день раннего лета - трава сочна и пушиста, небо сияет светлой лазурью, оттеняемой белыми облаками.
«Шишкин - человек-школа», сказал о нем Крамской и оказался прав. А вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства», изданном в Париже: Роль Шишкина «в истории развития глаза» русских пейзажистов огромна и совершенно исключительна. Он очень крупный и оригинальный ум, он создал целую школу, заставил смотреть по-новому целое поколение художников. Он первый вдумался в глубину пейзажа, для него каждое дерево и даже каждый лист стали целым миром. Шишкин был первым анатомом природы...»
«С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина». Л. Бродская.
Дети, занимающиеся в изостудии ЦДТ, тоже очень любят рисовать пейзажи. Свои работы они посвятили И.И. Шишкину. Давайте послушаем наших ребят, посмотрим их работы.

·15