Практическая работа по теме: Воспитательно-образовательный процесс в поликультурном пространстве ОУ.


Практическая работа Модуль 5.
Воспитательно-образовательный процесс в поликультурном пространстве ОУ.
Ф.И.О. слушателя Шереметова Оксана АлиевнаГруппа № 4 Дата выполнения работы 24 июля 2014 года
Вопрос 1
Чем, по-вашему, понятие «диалог» как филологическая категория отличается от диалога в культурологическом смысле? Ваши выводы представьте в форме таблицы.

Диалог как филологическая категорияДиалог как культурологическая категорияОтвет
Диалог в лингвистическом словаре определяется как
1) разговор между двумя лицами;
2) (перен.) переговоры, контакты между двумя странами, сторонами.
Политический диалог (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).
Понятие «диалог» известно как филологическая и культурологическая категория.
Диалог как филологическая категорияДиалог как культурологическая категория Диалог - это логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций.
Диалог - это общение в атмосфере терпимости между двумя или более людьми принадлежащих к различным культурам, национальностям, придерживающихся различных верований и политических взглядов направленное на поиск общего мнения и точек соприкосновения. - непрерывное общение направленное на преодоление межнациональных трений и конфликтов.
Вопрос 2
Попытайтесь самостоятельно дать определение понятиям «диалог культур», «межконфессиональный диалог»
Ответ
Диалог культур - взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования.
Межконфессиональный диалог – это общение представителей разных религий не с целью навязать свои верования и свой тип мышления, но разговор в атмосфере терпимости, тепла, любви, взаимоуважения, открытости, свободы и искренности для того, чтобы познакомиться друг с другом, выслушать, понять и принять и научиться вместе жить, сотрудничать и взаимодействовать. 
Вопрос 3
Предложите и обоснуйте ваши педагогические действия на месте конкретного учителя по поводу случая с мультикультурным контекстом из реальной педагогической практики.
На уроке литературы в 5 классе идёт обсуждение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Школьники в конце урока единодушно осуждают Стрекозу за легкомыслие и хвалят Муравья за трудолюбие и предусмотрительность. Встаёт ученик родом из Азербайджана и говорит: «В этой басне плохо поступил Муравей. Ни один мусульманский мужчина никогда не выгнал бы женщину на мороз». «Ты неправильно понял эту басню», - заметила учительница.
(При составлении заданий использованы материалы Мишиной Ирины Анатольевны, ст. преподавателя кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПК и ППРО)
Ответ
На месте данного учителя я не отвергала бы точку зрения ученика, а вступила бы с ним в диалог. Здесь необходимо знание истории, культуры своего и других этносов.
На мой взгляд преподаватель показал недостаточное знание общепринятых норм и правил при взаимодействии с людьми разных национальностей и не учитывает национально-психологические особенности представителей других национальностей.
Вопрос 4
Какая из перечисленных категорий не составляет базовую национальную ценность:
а) семья;
б) искусство и литература;
в) природа;
г) конкурентоспособность;
д) социальная солидарность;
е) традиционные российские религии.
Ответ
Конкурентоспособность не составляет базовую национальную ценность.
Вопрос 5
Приведите аргументы в пользу и в противовес использования следующих организационных форм воспитательной работы:
- выставки по достижениям национальной культуры;
- спортивные соревнования по национальным видам спорта (играм);
- фольклорные концерты с исполнением национальных песен и танцев;
- конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд.
Ответ
Профессор кафедры психологии и социологии Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения Анатолий Сергеевич Кармин например, высказывается в пользу консервации  традиции, считая ее не жизнеспособной, ушедшей  безвозвратно в прошлое: «Пытаться оживить забытые обычаи давно минувших дней и «приметы старины глубокой» - значит призывать не к подъему, а к упадку культурного уровня страны. Этническая культура прошлого все больше переселяется в музеи. Ее надо знать и изучать, но жить в современной культуре».
 В противовес этому мнению профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, ведущий научный сотрудник Фольклорно-этнографического центра, президент Российского фольклорного союза, кандидат искусствоведения Анатолий Михайлович Мехнецов писал в своей статье «Программные цели и задачи в деле сохранения традиционной народной культуры»: «Данные современной науки свидетельствуют, что фольклорные традиции, традиции материальной и духовной жизни народа, удерживая на основе преемственности важнейшие начала и стороны его исторического опыта, развиваясь в течение многих веков, обладают естественным и безупречным механизмом адаптации в изменяющихся объективных условиях их бытования. Традиции народной культуры, согласуя в своих законах свойства консервативности и постоянного обновления, выстраиваются в исторически многослойную и, вместе с тем, целостную систему, в которой прошлый опыт, при необходимости, может быть востребован и воссоздан»
Попытки возродить древнеязыческие  праздники, обряды идолопоклонства духовно опасны и могут нанести непоправимый вред духовному и психическому здоровью, особенно если речь идет о приобщении к ним детей в образовательных учреждениях.  С опаской надо относиться  к традициям  более современной христианской эпохи, которые носят мистический характер и касаются гаданий, заговоров и.т.п. Надо помнить, что со многими языческими традициями Православная церковь не безосновательно боролась на протяжении многих веков. С большой ответственностью необходимо подходить к этому вопросу, возрождая культуросозидательные, социально-нравственные, духовные начала традиционной культуры и сохраняя в музеях, научных изданиях те обычаи и традиции, которые действительно, по словам профессора А.С. Кармина нужно «знать и изучать», но, не возвращать, тем самым отбрасывая развитие культуры и цивилизации далеко назад во тьму языческих веков.Обобщая сложившиеся взгляды на роль традиционной народной культуры в жизни современного общества, мы можем сделать вывод об актуальности её сохранения, распространения, освоения, а также поиска различных форм, средств и методов социально-культурной  и социально-педагогической деятельности для  осуществления поставленных задач и способов передачи традиционной народной культуры  подрастающему поколению.
Вопрос 6
Разработайте фрагмент воспитательного мероприятия, направленного на оптимизацию психологических и культурных условий пребывания детей в полиэтнической образовательной среде.

Ответ
Фестиваль дружбы народов . Звучит фонограмма песни «Широка страна моя родная»
на фоне мелодии:
Вед.1: Добрый день! Сегодня у нас в школе ставший традиционным праздник – «Фестиваль дружбы народов».
Ногайцы мы и русские,
Татары и грузины.
Мы чёрные и русые
И смуглые и белые.
Пусть мы такие разные – у нас одна семья!
Дружба народов не просто слова.
Дружба народов – счастливы дети!
Колос на ниве и сила в расцвете.
Дружба народов на все времена.
(Песня «Большой хоровод») (1-й класс)
Вед.1: И на горной вершине,
И в зелёной долине
У тебя есть и дом и друзья.
Но везде и повсюду,
Где живут наши люди,
Нас родная встречает семья.
Есть у нас украинцы,
Дагестанцы, лезгины,
Любят край наш калмык, белорус.
Но отчизна – едина
Это наша Россия
Мать для всех нас великая Русь!
Мы семьёю одною
Все идём за Москвою
Первым - братский наш, русский народ.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
(Под музыку выходит делегация русского народа – нач класс.)
ВЕД.
На праздник наш мы пригласили гостей Разных народностей, разных кровей.
Будут для нас они петь и плясать,
Будут народность свою представлять.
От пляски задорной, да песни казачьей
Становится всем веселей.
А гости из вольной казачьей станицы
Расскажут о жизни своей.
Мы приветствуем гостей и предоставляем им сцену.
Вед.2:
Сколько нас, столь разных у России
И татарских, и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Любим мы края свои родные
И вовек – ни завтра, ни сейчас –153
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас.
Встречайте. 5-е классы представляют великий белорусский народ.
Вед.2: О, народы Кавказа, вы свободны, горды.
Как звучат ваши песни, как танцуете вы.
И народов свободней нигде не сыскать.
Ногайский народ давайте встречать.
(6-е классы представляют ногайский народ)
Вед.1: Друзья из соседнего аула в гости тоже к нам пришли,
О своей культуре нам поведают они.
Вед.1: Песни, танцы Украины
Нам знакомы с малых лет.
Потому что мы едины,
И границ меж нами нет.
Нам понятна и близка
Украинская молва. ( выступление 7-х классов)
Вед.2: Солнышко еще не село – а уж гости вновь пришли,
Стихи, песни и сказки армяне с собой принесли.
(выступление 8-х классов)
Вед.1: Гости опять на пороге стоят,
Будут цыган они представлять. (9-й класс)
Вед.1: Ни детям, ни взрослым вражда не нужна.
Пусть с нашей планеты исчезнет она.
Пусть мирные звёзды над миром горят
И дружба не знает границ и преград!
( танец младшего танцевального коллектива д.д. «Надежда») Вед.1: Наш праздник подошел к концу. Благодарим всех за участие. Мы надеемся, что все мы в школе будем жить одной дружной семьей. (звучит песня «Кавказ»)
Вопрос 7
Перечислите возможные педагогические риски и способы их минимизации при организации учителями воспитательно-образовательного процесса в поликультурном пространстве. Ваши выводы оформите в виде таблицы.
Ответ
Педагогические рискиСпособы их минимизацииПлохая успеваемость обучающегося, в связи с плохим владением русским языком
Дополнительные индивидуальные занятия по русскому языку, вовлечение в дополнительное образование (кружки, объединения)
Конфликты между детьми на национальной основе
Проведение воспитательных профилактических мероприятий, знакомящих детей с традициями и устоями разных народов, мероприятий, тренингов по бесконфликтному общению
Группировки по национальному признаку
Проведение массовых мероприятий для детей (фестивали, проекты, конкурсы, игры, викторины) с условием рассредоточения их по разным группам для участия в совместной творческой деятельности
Не желание принимать участие в праздниках других народов
Вовлечение обучающегося в демонстрацию показа своего народного творчества в рамках мероприятия (танец, песня и т.п.)