Воспитательно-образовательный процесс в детском учереждении


Организация воспитательно-образовательного процесса в детском образовательном учреждении.
           Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей и определяет содержание и формы работы с детьми.
Образовательная программа обеспечивает:
Построение целостного педагогического процесса;
Обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое, речевое развитие детей;
Гибкое содержание и подбор педагогических технологий, раскрытие творческих способностей детей;
Развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей;
Организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении и построении диалога;
 Право выбором самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности;
Индивидуальную оптимальную учебную нагрузку на ребенка с учетом его психофизических особенностей.
 Структура учебного года в ДОУ:1-14 сентября – адаптационный, диагностический период;15 сентября – 31 декабря – учебный период;1 января – 10 января – каникулы;  11 января – 15 мая – учебный период;16 мая – 31 мая – диагностический период;1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период.В летний оздоровительный период и дни каникул проводятся занятия только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальные и физкультурные).   Содержание организации образовательного процессаГлавным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ, является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:
образовательный процесс;
предметная – развивающая среда;
взаимодействие участников педагогического процесса.
Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:
воспитательная  - развитие ценностных отношений - развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств; 
развивающая  - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей;
социализирующая  - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
оздоровительно -профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
^ Предметно-развивающая среда - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно - развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях образовательного учреждения создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.
^ Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных технологий, используемых педагогами, объединяет следующие идеи:
Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений. Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в его способности, сотрудничество, терпимость к детским недостаткам.
Формирование положительной Я-концепция - видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать и понимать ее создавать каждому ребенку ситуацию успеха одобрения, доброжелательности.
Главная задача всех участников образовательного процесса не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию в различных видах деятельности.Модель образовательного пространства МДОУ обеспечивает развитие субкультуры ребенка. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания: - личностной ориентации: данный принцип требует обеспечения в МДОУ психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса; создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности;В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Внедрение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования  с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей  для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников.