А я делаю так.. (как разнообразить этапы урока русского языка 5-8 класс)


 А я делаю на уроке так…
Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем. Немаловажную роль играет эпиграф, взятый к теме урока.
Проверку домашнего задания, особенно теорию, можно проверить следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя.      
Далее идет работа с теоретическим материалом в учебнике.
Например, к теме «Разряды прилагательных» цепочка по теме «Имя прилагательное»
Качество, принадлежность, из чего сделан предмет, храбрый, волчий, глиняный.
Интересны задания творческого характера: хайку, штрихи.
Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе.
Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:
Строчка 1: Когда это было?
Строчка 2: Что произошло?
Строчка 3: Какой?
Зима
Зимним вечером
Падал снег
Пушистый, красивый…
В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такого рода творческие работы:
составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:
а) н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных,
б) чередующиеся гласные в корне,
в) правописание приставок на з/с.
Виды работ, делающие уроки развития речи живыми.
«Фантазия–картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении.
Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.