Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Перспектива

Содержание
1. Пояснительная записка.....................................................................................................3
2. Общая характеристика учебного предмета...................................................................4
3. Место учебного предмета в учебном плане.........................................................5
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.....................................5
5. Результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные и предметные................................................................................................................6
6. Содержание учебного предмета.............................................................................10
7. Тематическое планирование...................................................................................13
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса................18

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от «6» октября 2009г;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06 февраля 2015 года, регистрационный № 35916) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО).
- основной образовательной программы начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №31" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Приказ № 252 от 28.08.2012г.;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 189 от 29.12.2010;
- положения о рабочей программе (приказ № 399 от 28.08.2015г.);
- примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, Москва «Просвещение» 2011г;
- сборника рабочих программ Система учебников "Перспектива" 1-4 классы, Москва "Просвещение" 2011г.
Цели предмета:
-приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
-приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
Задачи предмета.
Духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями.
Формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других.
Формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей учащегося, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание
— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
— первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; – творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой являются:
системно - деятельностный подход – обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
теория развития личности на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
В рабочей программе интегрируется и содержание предмета «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, учащиеся осваивают эстетику труда.
Учебный предмет предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; учащиеся строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Предмет «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности учащихся и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности учащегося, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у учащихся устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Рабочая программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении учебного предмета «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Предмет «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека – созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира – в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа составлена на основе годового календарного учебного графика, учебного плана школы на 2015 – 2016 учебный год, предусматривающий изучение технологии 1 час в неделю, 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Особенностью практической деятельности на уроках технологии является средством общего развития учащегося, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека, и культурно историческому наследию;
интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представления о значении проектной деятельности.
интерес к конструктивной деятельности;
простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);
Учащиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;
представление о себе как о гражданине России;
бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;
уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
способность оценивать свою деятельность;
потребность в творческой деятельности;
Предметные результаты:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.;
организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению;
объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.
Технология ручной обработки материалов.
Учащийся научится:
узнавать и называть основные материалы и их свойства;
узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:
Бумага и картон:
виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства (поверхность, использование);
особенности использования различных видов бумаги;
практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.
выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
структура и состав тканей;
способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);
производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения;
Природные материалы:
различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.
Пластичные материалы:
сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;
знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;
знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
сравнение различных видов рельефа на практическом уровне, экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
выполнять простейшие эскизы и наброски;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.
выполнять разметку симметричных деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон:
приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);
выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.
Ткани и нитки:
приемы работы с нитками (наматывание);
различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;
освоить новые технологические приемы:
моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;
конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
«изонить»;
украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
плетения в три нитки;
Природные материалы:
осваивают технологию выполнения мозаики:
– из крупы,
– из яичной скорлупы (кракле),
создавать композиции на основе целой яичной скорлупы;
оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы:
используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;
осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.
Растения, уход за растениями:
уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;
проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты;
использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
применять приемы безопасной работы с инструментами:
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами, челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование.
выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
воспринимать книгу как источник информации;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого
понимать значение использования компьютера для получения информации;
осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность.
Учащийся научится:
восстанавливать и составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и текстовому плану;
определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
распределять при выполнении изделия под руководством учителя;
проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям.
определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Метапредметные результаты:
находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника;
проводить защиту проекта по заданному плану;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;
выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам, и потребностям;
читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.
принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
выделять познавательную задачу из практического задания;
воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия;
слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.
воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
приводя аргументы «за» и «против»;
учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
вести диалог на заданную тему;
использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач
Содержание учебного предмета.
Как работать с учебником (1 час)
Повторение изученного в предыдущих классах. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно – исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Региональный компонент. Схема маршрута «Родной Стерлитамак»
Человек и земля (21 часа)
Архитектура. Основы черчения. Масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом. Объёмная модель дома. Эскиз. Городские постройки, их архитектурные особенности. Проволока: свойства, способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Парк. Природа, а городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях (ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник). Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Проект «Детская площадка». Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Работа в мини – группах. Объёмная модель. Раскрой по шаблону. Защита проекта. Ателье мод. Одежда. Пряжа. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, виды, свойства тканей. Способы украшения одежды. Виды швов. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Изготовление тканей. Технологический процесс производства тканей. Ручной способ производства тканей. Прядение, ткачество, отделка. Виды отделки. Гобелен. Сочетание цветов в композиции. Профессия: ткач. Вязание. Новый технологический процесс – вязание. История вязания. Виды и назначение вязанных вещей. Инструменты ручного вязания: спицы и крючок. Правила и приёмы вязания спицами и крючком. Одежда для карнавала. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавального костюма. Создание карнавального костюма из подручных материалов. Бисероплетение. Бисер. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделия из бисера. Леска и её свойства. Способы бисероплетения. Кафе. Профессии: повар, кулинар, официант. Правила поведения в кафе. Способы определения массы продуктов при помощи мерок. Весы. Фруктовый завтрак. Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой) Меры безопасности и гигиены при приготовлении пищи. Рецепт блюд. Колпачок – цыплёнок. Сервировка к завтраку. Сохранение блюда тёплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. Бутерброды. Блюда, не требующие термической обработки – холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Простейшая сервировка стола. «Бутерброды», «Радуга на шпажке» Салфетница. Особенности сервировки стола. Складывание салфеток. Магазин подарков. Вилы магазинов. Особенности работы магазинов. Профессии людей, работающих в магазине (товаровед, оформитель витрин, кассир, кладовщик, бухгалтер). Ярлык – информация об изделии(продукте) Подарок к празднику. Золотистая соломка. Работа с природным материалом. Соломка. Свойства соломки. Технология подготовки соломки – холодный и горячий. Аппликация из соломки. Упаковка подарков. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Автомастерская. История создания автомобиля, его устройство. Профессии: инженер – конструктор, автослесарь. Технология конструирования объёмных фигур. Грузовик, (конструктор).
Региональный компонент. Парк Жукова. Фургон «Башкирское мороженое».
Человек и вода (4 часа)
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Моделирование мостов. Конструктивные особенности мостов. Модель висячего моста. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект «Водный транспорт». Профессии: кораблестроитель. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкая игрушка. Проект «Океанариум». Фонтаны. Виды, конструктивные особенности фонтанов. Объёмная модель фонтана из пластичных материалов.
Региональный компонент. Фонтаны г.Стерлитамак. Мосты г. Стерлитамак.
Человек и воздух (3 часа)
Зоопарк. История возникновения зоопарков в России. Бионика. История оригами. Техника оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Вертолётная площадка. Особенности конструкции вертолёта. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор. Конструирование модели вертолёта. Воздушный шар. Техника папье-маше. Композиция «Клоун».
Человек и информация (5 часа)
Переплётная мастерская. Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг: блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок. Профессии: печатник, переплётчик. Почта. Способы общения и передачи информации. Почта, телеграф. Профессии: почтальон, почтовый служащий. Понятие «бланк». Кукольный театр. Театральная афиша, театральная программка. Художник –декоратор, кукловод. Проект «Готовим спектакль» (кукольный театр) Афиша. Программа Microsoft Office Word/ Правила набора текста. Сохранение документа и печать.
Региональный компонент. Кукольный театр г. Уфы. Знакомство с афишами театров г. Стерлитамак.
Тематическое планирование
№ Тема урока, раздела. Кол-во часов Виды учебной деятельности учащихся Дата проведения Примечание
по плану по факту Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествуем по городу (1 час)
1 Как работать с учебником. Путешествуем по городу. Схема маршрута «Родной Стерлитамак». 1 Умеют самостоятельно ориентироваться в учебнике, планируют изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Осмысливают понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Создают и используют карту маршрута путешествия. Человек и земля – (21 час )
2 Архитектура. Работа с бумагой. Объёмная модель дома. 1 Находят и отбирают информацию, необходимую для изготовления изделия, объясняют новые понятия (архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линия чертежа). Выполняют сравнительные характеристики разных понятий. Организовывают рабочее место. Осваивают правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия. 3 Городские постройки. Объёмная модель телебашни из проволоки. 1 Сопоставляют назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Осваивают правила работы с новыми инструментами, сравнивают способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдают и исследуют особенности работы с проволокой. Выполняют технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Оценивают свою деятельность. 4 Работа с природным материалом и пластилином. Парк Жукова. 1 Составляют рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков. Умеют выполнять эскиз; составляют план работы над изделием; создают макет городского парка из природных материалов. 5 Проект «Детская площадка» 1 Применяют на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта. Определяют этапы проектной деятельности. Заполняют технологическую карту и контролируют с её помощью последовательность выполнения работы. Распределяют роли и обязанности для выполнения проекта. Проводят оценку этапов работы и на её основе корректируют свою деятельность. Выполняют разметку, выкраивание деталей, сборку. Оформляют изделие. Оценивают свою деятельность. 6 Проект «Детская площадка». Работа с картоном и бумагой. 1 Применяют на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта. Определяют этапы проектной деятельности. Заполняют технологическую карту и контролируют с её помощью последовательность выполнения работы. Распределяют роли и обязанности для выполнения проекта. Проводят оценку этапов работы и на её основе корректируют свою деятельность. Выполняют разметку, выкраивание деталей, сборку. Оценивают свою деятельность. 7 Ателье мод. Украшение платочка монограммой. Стебельчатый шов. 1 Различают разные виды одежды по их назначению. Составляют рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Сравнивают свойства ткани и пряжи. Различают виду украшения одежды: вышивка и монограммы. Осваивают алгоритм выполнения стебельчатого шва. 8 Аппликация из ткани. Украшение фартука. Петельный шов. 1 Различают виды аппликаций, используют её для украшения изделий. Исследовать особенности орнамента в национальном костюме. Осваивают алгоритм выполнения петельного шва и аппликации на ткани. 9 Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерстяной нитью. Гобелен. 1 Находят и отбирают информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Сравнивают свойства ткани и пряжи. Осуществляют разметку по линейке и шаблону. 10 Вязание. Работа с шерстяной нитью. Вязание крючком. Воздушные петли. 1 Находят и отбирают информацию о вязании, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека. Осваивают технику вязания крючком воздушных петель. Систематизируют сведения о видах ниток. 11 Одежда для карнавала. Работа с тканью. 1 Объясняют значение понятия «карнавал». Составляют рассказ о проведении карнавала. Обобщают информацию, полученную из разных источников. Представляют информацию в классе. Сравнивают особенности проведения карнавала в разных странах. Осваивают способ приготовления крахмала. Исследуют свойство крахмала и обрабатывают при помощи него материал. 12 Бисероплетение. Работа с леской и бисером. 1 Находят и отбирают информацию о бисероплетении, о видах бисера, способах плетения. Свойства и особенности лески. Способы и приемы работы с леской. Умеют работать с леской и бисером, подбирать необходимые материалы и инструменты для изделий из бисера. 13 Кафе. Работа с бумагой «Весы» 1 Объясняют смысл слов «меню», «порции», использую текст учебника и собственный опыт. Составляют рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара, официанта. Определяют массу продуктов при помощи весов. Выполняют самостоятельный раскрой деталей по шаблону, сборку, оформление изделия. 14 Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. 1 Объясняют значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и свой собственный опыт. Анализируют рецепт, определяют ингредиенты. Рассчитывают стоимость блюда. Готовят простейшие блюда по рецептам без термической обработки. Соблюдают меры безопасности и гигиены. 15 Работа с тканью. Колпачок – цыплёнок для яиц. 1 Осваивают правила сервировки стола к завтраку. Исследуют свойства синтепона. Работают с выкройкой, использую швы «вперёд иголку» и «через край»; умеют определять свойства синтепона, придумывают оформление. Знакомятся на практическом уровне с понятием «сохранение тепла» 16 Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. Бутерброд. 1 Осваивают способы приготовления холодных закусок. Анализируют рецепт, определяют ингредиенты. Определяют последовательность приготовления бутерброда. Работают в группах, распределяют обязанности. Выделяют из плана работы свои действия. Сервируют, презентуют свое изделие. 17 Сервировка стола. Работа с бумагой. Салфетница. 1 Используют знания о симметричных фигурах, симметрии. Анализируют план изготовления изделия. Заполняют технологическую карту. Выполняют раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой. Самостоятельно оформляют изделие. Осваивают правила сервировки стола. 18 Магазин подарков. Лепка из солёного теста. Брелок для ключей. 1 Составляют рассказ о видах магазинов, особенностях их работы и о профессиях кассира, кладовщика, бухгалтера. Находят на ярлыке информацию о продукте. Анализируют её и делают выводы. Умеют отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины) Анализируют текстовый и слайдовый план работы над изделием. Применяют приёмы работы с инструментами для создания изделий из соленого теста. 19 Работа с природными материалами. Золотистая соломка. 1 Знакомятся с новым видом природного материала – соломкой. Умеют обрабатывать соломку холодным способом; сделать картину «золотая соломка». Способы обработки соломки 20 Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков. 1 Составляют рассказ о значении подарка для человека. Соотносят оформление подарков с учетом лица, для которого подарок предназначен. Осваивают правила упаковки и художественного оформления подарков. 21 Автомастерская. Работа с картоном. Фургон «Башкирское мороженое». 1 Находят и отбирают информацию об истории создания и устройством автомобиля. Работают с картоном. Составляют план построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Составляют композицию для оформления изделия, отражая в ней функциональное назначение изделия. 22 Работа с металлическим конструктором. Грузовик. 1 На основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы составляют план сборки грузовика. Определяют количество деталей и виды соединений, последовательность сборки. Самостоятельно составляют технологическую карту. Презентуют своё изделие. Человек и вода (4 часа)
23 Конструирование. Работа с картоном. Мосты г. Стерлитамак. 1 Находят и отбирают информацию о конструктивных особенностях мостов. Составляют рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов. Создают модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. 24 Водный транспорт. Работа с бумагой. Проект «Водный транспорт». 1 Осуществляют поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Самостоятельно организуют свою деятельность в проекте. Анализируют конструкцию. Заполняют технологическую карту. Презентуют своё изделие. 25 Проект «Океанариум». Работа с текстильными материалами. Шитьё. 1 Составляют рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материала учебника. Различают виды мягких игрушек. Знакомятся с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой. Осваивают технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. 26 Работа с пластичными материалами. Пластилин. Фонтаны г.Стерлитамак. 1 Составляют рассказ о фонтанах, их видах, и конструктивных особенностях, используя материал учебника и собственные наблюдения. Изготавливают объёмную модель из пластичных материалов по заданному образцу. Человек и воздух (3 часа)
27 Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. Птицы. 1 Объясняют значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализируют иллюстрированный ряд. Сравнивают различные техники создания оригами. Осваивают условные обозначения техники оригами. Определяют последовательность выполнения операций. Используя схему. 28 Вертолётная площадка. Конструирование. 1 Анализируют, сравнивают профессиональную деятельность лётчика, штурмана, авиаконструктора. Анализируют образец изделия, сравнивают его с конструкцией реального объекта. Применяют приёмы работы с разными материалами и инструментами. 29 Папье–маше. Работа с бумагой. Воздушный шар. 1 Применяют технику папье-маше для создания предметов быта. Осваивают технику папье-маше, способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Создают украшения из воздушных шаров для помещения. Человек и информация. (5 часов)
30 Переплётная мастерская. Переплётные работы. 1 Осуществляют поиск информации о книгопечатании из разных источников. Называют основные этапы книгопечатания. Характеризуют профессиональную деятельность печатника, переплётчика. Анализируют составные элементы книги. Используют эти знания для работы над изделием. Осваивают технику переплётных работ. 31 Почта. Заполнение бланка. 1 Осуществляют поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализируют различные виды почтовых оправлений, представляют процесс доставки почты. Составляют рассказ о работе почты. Осваивают способы заполнения бланка телеграммы. 32 Проект «Кукольный театр». Кукольный театр г. Уфы. 1 Осуществляют поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирают необходимую информацию и на её основе составляют рассказ о театре. 33 Проект «Кукольный театр». Работа с тканью. Шитьё. 1 Осуществляют поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирают необходимую информацию и на её основе составляют рассказ о театре. Осмысливают этапы проекта. Создают изделие по одной технологии. Самостоятельно выбирают способы оформления кукол для спектакля. 34 Афиша. Знакомство с афишами театров г. Стерлитамак. Работа с бумагой, картоном. 1 Умеют проводить презентацию, находить необходимую информацию и материал для составления афиши. Умеют набирать текст на компьютере. Материально- техническое обеспечения образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 3 класс
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии. 3 класс
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Поурочные разработки.
Технические средства обучения.
1. Классная доска.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютер.
4. Принтер.
5. Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы, плакаты, таблички с терминами).
Экранно-звуковые пособия.
1. CD. Технология. Электронное приложение к учебнику 3 класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология.
2. СD. Детская энциклопедия «Школа Кирилла и Мефодия»
Оборудование класса.
1. Ученические столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Интернет ресурсы:
Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektivaУчительский портал http://www.uchportal.ru/dir/Социальная сеть работников образования nsportal.ru