Конспект урока по математике на тему Прямая. Луч. Отрезок (2 класс)


МАОУ «СОШ «№ 44»





Урок математики .
2 класс

Т е м а

«Прямая. Луч. Отрезок».








Учитель начальных классов
Хвещук Жанна Усмановна

·
·
·
·
·
·
· Тема. Прямая. Луч. Отрезок.

Цель: сформировать представление о понятиях «прямая»,
«луч», «отрезок»; учить их различать; познакомить с
общепринятыми обозначениями фигур;
предложить обучение анализировать задачу;
повторить решение простых и составных задач, примеры на сложение
и вычитание чисел в пределах 1000;
развивать мыслительные операции, математические способности,
логическое мышление;
воспитывать ответственность, дружелюбие, умение работать в группе.

Оборудование: учебник-тетрадь, две катушки ниток, ножницы, солнышко,
«точка», таблица «поиск девятого», гирлянда, карточки для творческой работы.


Ход урока.

Организационное начало.
(Психологический настрой).
Ну – ка, проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка
Проверили? Вот здорово!
К уроку все готово!

( На доске - 3 солнышка с разным изображением настроения)






-- Посмотрите внимательно на Солнышко. Какое вам больше всего нравится?
-- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

Актуализация опорных знаний.
-- Верным помощником на уроке у нас будет самая маленькая геометрическая фигура Веселая точка.






а) Таблица «Поиск девятого»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415














-- Рассмотрите таблицу внимательно.
-- Что пропущено? Докажите.

б) Операция, объект и результат операции.

--Какая операция переводит первое число во второе?

----------------- 24


------------------ 54

Объект---------- операция ------------ результат операции


-- Выполните заданные операции, результат запишите.
+ 6
-------------------
- 13
--------------------
+ 6
--------------------
- 13
72 --------------------


в) Рассмотрите изображенные фигуры.

-- По каким признакам можно разбить эти фигуры на группы?
( По форме, цвету, размеру, настроению - на фигурах разное выражение лиц.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-- Какие равенства можно составить?

2 + 7 = 9 5 + 4 = 9
1 + 8 = 9 3 + 6 = 9

-- Что заметили?
-- Повторили состав числа 9.
-- А Веселая Точка вам приготовила более сложное задание: составить выражение используя три числа.

125 200 335 (325)
(намеренно вводим неправильное число).

г) Анаграммы.
-- Расшифруйте слова. МАЯПРЯ КАТОЧ
РЕЗООТК
КИНИТ ЧУЛ

-- Это слова «прямая» , «отрезок», «луч», «нитки», «точка».
-- Все ли расшифрованные слова вам знакомы?
-- А где вы с ними встречались?
(На уроке математики, а нитки на уроке труда).
-- Какое слово лишнее?
-- Нитки. Они не относятся к уроку математики.
-- Но все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие.

д) Постановка учебных задач через проблему.
-- Рассмотрите фигуры на доске.













-- На какие группы их можно разбить?
( В ходе рассуждения можно разбить на 2 группы - «отрезки» и «прямые».
-- Но возникает проблема: Куда можно отнести фигуру?




Открытие нового.
-- Сравните фигуру с уже известными нам.




-- Что можете сказать?
-- Можно ли эту фигуру назвать отрезком? Почему?
-- Может ее включим в группу прямых?
-- Почему?
-- Тогда давайте, выполним одну операцию.

Учитель. В руках у меня 2 катушки тесьмы. Мы раздвигаем их в разные стороны.
-- Что заметили?
-- Это прямая линия, только в воздухе.
-- Можно ли её продолжить в обоих направлениях?
-- А эту прямую можно изобразить на доске?
( Чертим на доске, а дети в тетради).

А

а
В

Без начала и без края линия прямая,
Хоть 100 лет по ней идти,
Не найдешь конца пути.

-- У людей есть имена, у животных клички.
-- А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами.
-- Предложите имя прямой линии.

Вывод: У прямой линии нет ни начала, ни конца.
Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Ее можно продолжить.
-- Какие линии вы знаете? (Горизонтальная, наклонная, вертикальная,
параллельные).




-- Наша Веселая Точка поможет нам еще поработать с прямой линией.
-- Поставьте точку, проведите через нее прямую линию.
-- Можно еще провести линию через эту точку?
-- Сколько прямых линий можно провести через одну точку?





-- Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли еще провести?
К
А

Вывод: Через одну точку можно провести сколько угодно линий, а через 2 - только одну.


-- Теперь нашу прямую линию я разрежу.
( К месту разреза прикреплю Солнышко).
-- Что получилось?
-- На что похоже? ( Луч солнца).

О новой фигуре разносится весть
Конца в ней пусть нет,
Начало – то есть!
И солнце, тихонько взойдя из-за туч,
Сказало: «Друзья, назовем его луч!»

-- Можно ли продолжить луч со стороны разреза?
-- Нет, мешает круг и нечего продолжать.
-- А с другой стороны?
( Можно продолжить до бесконечности).

С Р А В Н И Т Е:
-- Луч и прямую линию.
Прямую линию можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало.
-- Начертите луч на доске и в тетради. К

о
С К н

-- Луч обозначается двумя прописными буквами.
На первом месте всегда указывается начало луча.
-- Поставьте точку, проведите луч, а еще можно провести из этой точки, еще
-- Какие лучи бывают? Солнечные лучи, лампа, свеча, числовой луч, фонарик и т.д.

Вывод: Луч - это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

-- У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить и прикреплю еще одну точку.




-- Что получилось? ( Отрезок).
-- Линия, ограниченная с двух сторон.

С Р А В Н И Т Е. Луч и отрезок.
-- У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.
-- Можно отрезок изобразить на доске и в тетради?

Точки две поставь в тетради,
Чтоб потом нарисовать между ними
Под линеечку - прямую,
И окажется, мой друг,
Что отрезок вышел вдруг,
Только точкам имена дать ты
Не забудь!
-- Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения.
Вывод: Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.
-- Что нового узнали об этих фигурах?

Вывод: Луч, прямая и отрезок – это геометрические фигуры.

Первичное закрепление.
Д О С К А.







-- Найдите отрезок, луч, прямую.
-- Обоснуйте свой ответ.
-- Можно ли сказать, что они пересекающиеся?
-- А могут ли они пересечься?

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А.
Раз, два, три, четыре, пять, -
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим,
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

5. Обучающая самостоятельная работа.
Луч. Прямая. Отрезок.

а) стр.7, № 1, 3, 4, 6.
- Сейчас мы снова обратимся к учебнику:
б) Решение задач.
стр. 8, №7.
-- Прочитайте условие задачи.
-- Какие вопросы можно поставить к этому условию?
-- А какие нет? Докажите. (2 и 4 ).
-- Подберите соответствующие схемы.
32 32

4 4 ?

? ?
-- Сейчас вы задачу решите на выбор: со вторым вопросом или с четвертым.

Р Е Ш Е Н И Е:
1) 32 + 4 = 36 (п.)
Ответ: 36 пирожков.

1) 32 + 4 = 36 (п.)
2) 32 + 36 = 68 (п.)
Ответ: всего 68 пирожков.
-- Взаимопроверка.

в) Самостоятельная работа.
стр.8, № 8.
-- Читаем.
-- Составляем алгоритм решения.


2 вагон _


+
Всего




?


Ответ:

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А.
Посмотрите-ка на нас,
Как легко из класса в класс
Скачем по дорожке
Все на одной ножке.
Вот подскочим 10 раз,
И пойдем в 10 класс!

г) Работа в группе.
( На столах карточки разного цвета).
1).
К О Т К И Т

-- Какую операцию провели?

2)
1 м 5 см 105 см



3) Вычислить удобным способом.

13+16+19+22+25+28+31+34+37=

-- Расшифруем.

6. Творческая работа.
-- Попробуйте зашифровать слово. Карточки.

7. Итог урока.
-- Соедините названия фигуры с фигурой.
Подберите правильное название.




ОТРЕЗОК ЛУЧ ПРЯМАЯ линия





-- Скоро Новый год и все вы любите получать подарки, украшать елку и класс.
-- Вот эту гирлянду, отрезок тесьмы мы с вами сейчас украсим, чем больше вы расскажете о фигуре, которую я назову, тем красочней будет наша гирлянда.

ПРЯМАЯ линия– не имеет начала и конца; можно обозначать одной или
двумя буквами;
вертикальная, наклонная, горизонтальная; пересекающиеся прямые, параллельные;
через одну точку – сколько угодно; через две – только одну и т.д.

ЛУЧ - прямая, ограниченная с одной стороны; продолжать только в одну сторону;
из одной точки – сколько угодно; лучи бывают разные;

ОТРЕЗОК – прямая линия, ограниченная с двух сторон; на одной прямой может
быть несколько отрезков; любую прямую можно превратить в отрезок.

-- Замечательная получилась гирлянда!
-- Вы сегодня дружно и творчески работали.
Спасибо всем! Урок окончен.














Игрушки вырезать заранее, любые, новогодние.

Карточки для групповой работы

К И Т К О Т
___________________

1 м 5 см 105 см
___________________


-- Сложить удобным способом.

13+16+19+22+25+28+31+34+37


______________________________________






































































































15