Программа факультативного курса Страноведение.Соединенное королевство Великобритании5-6классы


ПояснительнаязапискаПрограмма дополнительного образования разработана  с учетом современных требований к преподаванию иностранного языка. Цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на соизучение языка и культуры. Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей  других языковых сообществ.
Преподавание страноведения строится на принципах высокой информативности, развития критического мышления,  соблюдения межпредметных связей со смежными науками, благодаря чему, предлагаемый курс позволяет наиболее эффективно решить проблему выработки целостного восприятия стран изучаемого языка, их истории, культуры, географических и экономических особенностей и ознакомить школьников с обычаями, нравами и традициями народов, говорящих на этих языках.  Интегрируя в едином комплексе сведения географического, исторического, экономического, культурного и социологического характера, страноведение способствует формированию современного социокультурного портрета стран изучаемого языка, что является непременным условием для адекватного владения иностранным языком как средством общения. Курс предусматривает следующие цели:
§    Образовательная цельпредполагает овладение системой знаний об иноязычной культуре, ее реалиях, традициях, национальной специфике; развитие умений сравнивать культуру своей страны с иноязычной культурой и достигать взаимопонимания с ее носителями.
 
§    Развивающая цельпредполагает развитие интеллектуальной, речемыслительной, эмоциональной, волевой, деятельностной и мотивационной сфер личности учащихся, формирование языковой способности в единстве речевосприятия и речепорождения, овладение способами формулирования мысли на иностранном языке и их осознанную дифференциацию для разных условий общения, развитие воображения и обогащение эмоционально-чувственного опыта учащихся.
 
§    Воспитательная цельзаключается в воспитании культуры мышления, поведения, формировании системы гуманистических ценностных ориентаций, критическом восприятии зарубежной действительности, развитии умений самоконтроля и самооценки. Знания страноведческого характера также воспитывают в учащихся толерантность и потребность в практическом использовании изучаемого языка.
 
Предметные задачи:
1.               Познакомить школьников с реалиями страны изучаемого языка, а именно Великобритании.
2.               Развить у изучающих навыки чтения, говорения и письма основываясь на страноведческом материале.
3.               Научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух.
4.               Расширить активный и пассивный словарный запас.
 
Метапредметные задачи:
Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
Развить у учащихся критическое мышление.
Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма) и сравнить их с аналогичными структурами в русском языке.
Развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных жизненных ситуациях.
 
Личностные  задачи:
Сформировать позицию гражданина мира, понимающего и принимающего особенности социального общежития.
Интегрировать личность в национальную и мировую культуру.
Воспитать уважение к отличительным особенностям жизни в англосаксонских странах, их культуре и традициям и умение к ним адаптироваться.
Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Сформировать у учащихся основы гражданской идентичности.
Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
 
В результате овладения содержанием курса учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:
·         знания географии, истории,  культуры, традиций, национальной специфики изучаемой страны;
·         знание географических, этнографических, общественно-политических реалий изучаемой страны;
·         умение анализировать эти знания, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка, правильно употреблять страноведчески значимую лексику.
Для определения качества знаний по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля и оценивания.
 В качестве объектов контроля выступают:
1. Страноведческая компетентность (знания и представления о культуре и реалиях иноязычной культуры, умение их анализировать, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка; навык употребления этих слов в подходящей ситуации общения).
2.       Лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения).
3.       Речевая компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода).
4.       Коммуникативная компетентность (способность понимать и продолжать иноязычные высказывания на основе и в связи с содержанием и формой художественного произведения в разных ситуациях общения).
5.       Лингвострановедческая компетентность (владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой).
Текущий контроль предполагается осуществлять в форме:
- самостоятельных и проверочных работ (квизы, тесты);
- написание докладов, рефератов;
- подготовки проектов;
- развернутых монологических высказываний учащихся по той или иной теме;
- коллоквиумов.
Ожидаемые результаты обучения
Изучение предлагаемого курса должно обеспечить развитие у учащихся следующих умений и навыков:
-  анализировать и сопоставлять культуры разных стран;
- оперировать соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой;
- ориентироваться в реалиях страны изучаемого языка;
- достигать понимания в диалоге с представителями указанной культуры, носителями языка;
- использовать средства массовой информации на языке оригинала для расширения своих представлений о стране изучаемого языка;
-  участвовать в обсуждениях или дискуссиях на страноведческие темы;
-  работать с учебной и научной литературой.
 Принципы обучения.
1.Принцип коммуникативной направленности. Создание условий коммуникации  (мотивы и цели), коммуникативной обстановки.
2. Принцип опоры на родной язык. Учет того, что дети не знают многих терминов.
3. Личностно – ориентированный характер обучения. Отбор содержания, отвечающего интересам и уровню развития учащихся данного возраста, учет психологических и индивидуальных  способностей детей. Регулировка темпа и качества овладения материалом, а также индивидуальной  посильной  учебной  нагрузки учащихся.
4. Принцип комплексной реализации целей: развивающей, воспитательной, учебно – образовательной.
5. Принцип коллективно–индивидуального взаимодействия. Предоставление каждому ученику как можно большего числа возможностей для самовыражения.
6. Принцип формирования «пирамиды» речевых навыков, формирование сначала низших звеньев речевой деятельности, затем высших.
Все эти принципы направлены на овладение иностранным языком как средством общения и обеспечивают мотивацию деятельности в каждый момент обучения.
 Уровни  освоения программы.
1.Общекультурный уровень  включает  воспитание культуры поведения и общения, чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности, запоминание  лексических  единиц.
2. Творческий  уровень  включает
-развитие  языковых способностей, мышления, памяти, фантазии,
-усвоение лексических единиц, грамматических  структур,
-развитие навыка использования слов и выражений в ситуациях, заполнение грамматических структур новым  содержанием.
-воспитание  старания, терпения, настойчивости, целеустремленности.
 Основные методы и приемы.
Выбор методов обучения зависит от возраста детей и ориентирован на активизацию и развитие определенных психомыслительных и познавательных процессов.
Объяснительно-иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.
Репродуктивный метод применяется на всех годах обучения. Учащиеся воспроизводят информацию и выполняют тренировочные упражнения
Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно.
Методы:
-          репродуктивный  педагог показывает - учащиеся повторяют,
-          словесный
-          объяснение
-          беседа
-          поощрение
-          практический
-          упражнение
-          урок - игра
 
Формы и режим занятий: Занятия проходят в виде лекций, бесед, самостоятельных работ,видеоуроков.
 
 
 
II. Учебно – тематический план.
(48 ЧАСОВ)
 
 
 
№ п/п 
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
 
  КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ  
ФОРМА КОНТРОЛЯ
ВСЕГО ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ 1.1 Знакомство со структурой занятий, проверка уже имеющихся знаний учащихся 1   1 Устный опрос
2. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (19 часов)
2.1 Географическое положение Великобритании 2 1 1 Проект (1 час)
2.2 Государственная Власть в Великобритании. Парламент 2 1 1 2.3 Королева 1   1 2.4 Праздники Великобритании 3 1 2 2.5 Спорт 1 1 2.6 Система образования 3 2 1 2.7 Еда. 3 1 2 2.8 Домашние животные 1 1 1 2.9  Знаменитые Англичане (Шекспир, Диккенс, Свифт и другие) 2 1 1  
Проект «Факты о Британии» 1   1  
3. Англия ( 15 часов)
3.1 Символика Великобритании 1 1  
 
 
Викторина (1 час)
3.2 Тауэр и Тауэрский мост и Лондонский Глаз 2 1 1 3.3 Дома Парламента и Вестминстерское Аббатство 2 1 1 3.4 Парки Великобритании и Мраморная арка 2 1 1 3.5 Букенгемский Дворец и Кенсингтонский дворец 2 1 1 3.5 Музей Мадам Тюссо, Музей Виктории и Альберта 2 1 1 3.6 Музей Шерлока Хомса и Британский музей 1 1 3.7 Стоунхендж 1 1 3.8 Улицы и площади Лондона 1 1 3.9 Викторина «Что я знаю о Лондоне?» 1   1 Шотландия (8 часов)
4.1 Символика Шотландии 2 1 1 Викторина (0,5 часа)
4.2 Национальный костюм и музыкальный инструмент 3 1 1 4.3 Озера Шотландии 2     4.4 Замки Шотландии 1     Уэлс (3 часа)
5.1 Символика Уэлса1     Тест (1 час)
5.2 Кардиф 1     5.3 Достопримечательности Уэльса 1     6. Северная Ирландия ( 3часа)
6.1 Символика и достопримечательности Северной Ирландии 2 1 1 Викторина (2 часа)
9.7 Викторина «Моя Великобритания» 1   1  
 
 
 
Содержание курса
1.      Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (19 ЧАСОВ)
Географическое положение Великобритании Краткая история Великобритании Государственная Власть в Великобритании. Парламент Королева Праздники Великобритании Спорт Система образования  Еда.  Домашние животные Знаменитые Англичане (Шекспир, Диккенс, Свифт и другие)
2.      Англия (15 ЧАСА)
Символика Великобритании, Тауэр и Тауэрский мост и Лондонский Глаз, Дома Парламента и Вестминстерское Аббатство. Парки Великобритании и Мраморная арка. Букенгемский Дворец и Кенсингтонский дворец. Музей Мадам Тюссо, Музей Виктории и АльбертаМузей Шерлока Хомса и Британский музей. Стоунхендж. Улицы и площади Лондона
 
3.      Шотландия (8 ЧАСОВ)
Символика Шотландии. Национальный костюм и музыкальный инструмент. Озера Шотландии. Замки Шотландии
 
4.      Уэлс (3 ЧАСА)
Символика Уэлса. Кардиф. Достопримечательности Уэльса
 
5.      Северная Ирландия (3ЧАСА)
Символика и достопримечательности Северной Ирландии
 
 
 
Календарно – тематическое планирование
  
№ п/пОсновное содержание Дата
1.1 Знакомство со структурой занятий, учебного пособия, проверка знаний учащихся  
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (30 часов)
  Географическое положение Великобритании  
  Географическое положение Великобритании  
  Государственная Власть в Великобритании.  
  Парламент .Британская Монархия  
  Праздники Великобритании  
  Рождество  
  Хэллоуин  
  Спорт  
  Система образования  
  Школы  
  Университеты  
  Еда.  
  Особенности национальной кухни  
  Чаепитие  
  Домашние животные  
  Знаменитые Англичане  
  Писатели и музыканты  
  Ученые  
  Проект «Факты о Британии»  
Англия (15 часов)
  Символика Великобритании  
  Тауэр  
  Тауэрский мост и Лондонский глаз  
  Дома Парламента и Вестминстерское Аббатство  
  Парки Великобритании  
  Гайд-парк  
  Мраморная арка  
  Букингемский Дворец  
  Кенсингтонский дворец  
  Музей Мадам Тюссо 
  Музей Виктории и Альберта  
  Музей Шерлока Хомса 
  Британский музей  
  Стоунхендж  
  Улицы и площади Лондона  
  Викторина «Что я знаю о Лондоне?»  
Шотландия (8 часов)
  Символика Шотландии  
  Символика Шотландии  
  Национальный костюм  
  Национальный музыкальный инструмент  
  Национальные праздники  
  Озера Шотландии  
  Озеро Лок Несс 
  Замки Шотландии  
Уэльс (3 часа)
  Символика Уэльса  
  Кардиф  
  Достопримечательности Уэльса  
Северная ирландия (4 часа)
  Символика Северной Ирландии  
  Достопримечательности Северной ирландии 
  Викторина «Моя Великобритания»  
 
 
 
 
 
V. Список  литературы.
 
1. Для учителя
 
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» , Директор школы. – 2004. - №10, № 9.
2. О Британии вкратце / Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. -М.: Лист, 1999.-224с.
3. This is Britain (Level 1 and 2) Activity book, Oxford University press, - 2010
4. This is Britain (Level 1 and 2) DVD, Oxford University press, - 2010
5. British Flags and Royal Coats of Arms – Foreign & Commonwealth Office, 1994.
6. British Royal Family– Foreign & Commonwealth Office, 1997.– 406 p..
7. London. Portrait of the City  – Foreign & Commonwealth Office. – 40 p.
8. Northern Ireland  – Foreign & Commonwealth Office. – 40 p.
9. Scotland. The View Today [Текст] – Foreign & Commonwealth Office, 2001. – 20 p.
10. Shott, A. Wales  / A. Shott – Foreign & Commonwealth Office, 1999. – 32 p.
11. Wales. World Nation  – Welsh Assembly Government.
 
2. Для учащегося
1. О Британии вкратце / Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. -М.: Лист, 1999.-224с.
2. This is Britain (Level 1 and 2) Activity book, Oxford University press, - 2010