Программа факультативного курса по английскому языку «СТРАНОВЕДЕНИЕ. США». /11 класс/

Администрация Кстовского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Безводнинская средняя школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей
МБОУ Безводнинская СШ

Протокол № _____

«____»______________2015 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора
МБОУ Безводнинская СШ

______________ И.Н. Железцова
(подпись)
«____»_____________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ

Директор
МБОУ Безводнинская СШ

__________________ Е.М. Носова
(подпись)
«____»______________2015 г.



Программа факультативного курса

«СТРАНОВЕДЕНИЕ. США»

Учебная дисциплина: Английский язык
Уровень образования: основное общее
Класс: 11 класс
Количество часов: 34
Учебный год: 2015 – 2016
Рабочая программа разработана на основе: УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 6-й год обучения. 11 класс»






Разработана
Андреевой Ириной Владимировной,
учителем английского языка
первой квалификационной категории











2015 г



СОДЕРЖАНИЕ

стр.


1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4.  условия реализации учебной дисциплины


5.  Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины



































Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы по иностранным языкам, составленной в Министерстве образования и науки РФ на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, опубликованной в журнале «Иностранные языки в школе» №5 за 2005г. с учетом базисного учебного плана общеобразовательной школы (Приказ №322 от 09.02.1998) и с учетом содержания обязательного минимума основного общего образования (Приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998 г.) и среднего (полного) образования (Приказ МО РФ №56 от 30.06.1999г.), а также требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школ.

Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план отводит всего 34 часа на изучение страноведения США из расчета 1 учебный час в неделю. Данная программа предназначена для учащихся 11 класса, изучающих английский язык и имеющих основные знания об англоязычных странах.
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком.
Страноведческое содержание этого курса направлено на обеспечение возможности изучать те сферы жизни общества, которые не освещались или освещались в недостаточной степени в предыдущих классах: литература, музыка, образование, спорт, искусство, информация об известных людях.
В основу этого курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, развивающим все виды речевой деятельности. Ведущим остаётся чтение и говорение.
Знакомство с культурой станы происходит путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Содержание курса тесно связано с такими предметами, как география, история и музыка.

Цель курса: совершенствование умения аудирования, монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов

Задачи курса:

- сформировать навыки и умения чтения с использованием материалов разной степени сложности из Интернета;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных текстов из Интернета, подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического обсуждения материалов, представленных учителем или кем-то из учащихся;
- совершенствовать умения письменной речи путем индивидуального или группового, письменного или устного составления ответов партнерам;
- обогатить активный словарь учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой;
- способствовать воспитанию у детей понимания и уважения к другой культуре;
- способствовать обогащению внутреннего мира учащихся.

Принцип построения курса: опора на творческий метод, развитие языковых навыков.
Принципы отбора материала:
Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами английской грамматики и способностью использовать английский язык как средство познания мира.
Преемственность. Материал логично вырастает из всех страноведческих материалов языковых курсов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.
Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами англоязычных авторов.
Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с действительностью англоязычных стран, для формирования мировоззрения, совершенствования владения английским языком и для последующего оперирования полученными знаниями при включении в диалог культур, то есть для реализации современного метода творчески и коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам.


Требования к уровню знаний


По окончании курса учащиеся должны уметь:

- знать национальные особенности США в соответствии с изучаемыми темами;
- уметь самостоятельно найти необходимую информацию по сети Интернет;
- обобщить и систематизировать найденную информацию и представить ее в виде коллективных проектов, викторин, рефератов;
- читать со словарем тексты страноведческого характера;
- подготовить выступление на английском языке;
- сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры;
- оппонировать и защищать свою позицию при беседе.

Учащиеся должны знать:

- языковые нормы изучаемого языка;
- об иностранном языке как средстве получения информации
и развития личности.
Учащиеся должны применять полученные знания и умения на практике.


Формы контроля
Система оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.
В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как ролевая игра, проведение экскурсии, реферат, создание презентации и ее защита.
Конечным результатом в изучении данного курса может быть такая форма отчётности, как создание проекта в среде Power Point и его устная защита.





Содержание учебного материала


Страноведение США (11 класс):

Общее количество часов: 34

Тематика занятий:

Географическое положение США (геологические, климатические особенности, водные ресурсы) – 4 часа;
История США (открытие материка, первые поселенцы, Декларация независимости и Конституция США, рабство, Гражданская война, «золотая лихорадка», иммиграционная политика) – 9 часов;
Современная политическая система США (демократическое устройство и принцип разделения властей, структура каждой ветви, система выборов и политические партии США) – 4 часа;
Американское общество (американская семья, дом, работа, система образования, покупки, еда, спорт, развлечения) – 6 часов;
Американские традиции (обычаи и праздники США) – 2 часа;
Американский бизнес (крупнейшие американские компании) – 2 часа;
Города США (крупные города США: Нью-Йорк, Вашингтон, Лос Анджелес, Сан Франциско, др. места и достопримечательности) – 3 часа;
Россия (географическое положение) – 1 час;
Россия (российское общество: семья, дом, система образования, еда) – 2 часа;
Россия (крупнейшие города РФ: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград и др.) – 2 часа.
Зачет по страноведению США – 1 час
























Календарно-тематическое планирование спецкурса
«Страноведение США»
10 класс

Общее количество часов: 34

Тематика занятий

Тема
Количество часов
Контроль

1. Географическое положение США (геологические, климатические особенности, водные ресурсы)
4
Проектная работа по каждой подтеме

2. История США (открытие материка, первые поселенцы, Декларация независимости и Конституция США, рабство, Гражданская война, «золотая лихорадка», иммиграционная политика)
9
Тест

3. Современная политическая система США (демократическое устройство и принцип разделения властей, структура каждой ветви, система выборов и политические партии США)
4
Монологическое высказывание по каждой подтеме

4. Американское общество (американская семья, дом, работа, система образования, покупки, еда, спорт, развлечения)
5
Проектная работа

5. Американские традиции (обычаи и праздники США)
2
Диалог,
Написать поздравительную открытку

6. Американский бизнес (крупнейшие американские компании)
1
Монологическое высказывание

7. Города США (крупные города США: Нью-Йорк, Вашингтон, Лос Анджелес, Сан Франциско, др. места и достопримечательности)
3
Проектная работа «Города США»

8. Россия (географическое положение)
1


9. Россия (российское общество: семья, дом, система образования, еда)
2
Диалог

10. Россия (крупнейшие города РФ: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград и др.)
2
Проектная работа «Крупные города России»



1
Зачет по страноведению США







Требования к уровню подготовки учащихся по страноведению


Говорение
Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации.
Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
- начать, поддержать и закончить разговор;
- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность;
Вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ.
Объем этикетных диалогов – 5-6 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
- запрашивать и сообщать фактическую информацию, переход с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
- целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».
Объем данных диалогов – 10-12 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
- обратиться с просьбой и выразить готовность/ отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/ не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
- сделать предложение и выразить согласие/ несогласие принять его, объяснить причину.
Объем данных диалогов – до 8 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-обмена мнениями:
- выразить точку зрения и согласиться/ не согласиться с ней;
- высказать одобрение/ неодобрение;
- выразить сомнение;
- выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/ огорчение, желание/ нежелание);
- выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.
Объем данных диалогов – до 8-12 реплик со стороны каждого учащегося.
При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.
Монологическая речь
Развитие монологической речи на средней на средней ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями:
- кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика) , эмоциональные и оценочные суждения;
- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
- делать сообщение в связи с прочитанным текстом;
- выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному, услышанному.
Объем монологического высказывания – до 15-17 предложений.

Аудирование
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений:
- прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
- игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 9-11 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текста – 1,5 – 2 минуты.

Чтение
Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/ поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 9-11 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Умения чтения, подлежащие формированию:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, (опуская второстепенные);
устанавливать логическую последовательность основных фактов/событий в тексте.
Объем текста - до 500 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегченных аутентичных текстах разных жанров. Умения чтения, подлежащие формированию:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использование страноведческого комментария);
оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте.
Объем текста - до 600 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
делать выписки из текста;
писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая написание адреса);
заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес).
Успешное овладение английским языком на допороговом уровне (соответствующем международному стандарту) предполагает развитие учебных и компенсаторных умений при обучении говорению, письму, аудированию и чтению.
У учащихся развиваются такие специальные учебные умения, как:
осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации.
В основной и средней (полной) школе также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных умений умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие; умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/ игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста.

Социокультурные знания и умения
Школьники учатся осуществлять личностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и стран изучаемого языка, полученные на уроках английского языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Они овладевают знаниями:
о значении английского языка в современном мире;
о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности посещения гостей, сферы обслуживания);
о социокультурном портрете стран (говорящих на изучаемом языке) и культурном наследии стран изучаемого языка;
о речевых различиях в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
представлять родную страну и культуру на английском языке;
оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.












ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения английского языка ученик должен Знать/ понимать:
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.
Уметь:
говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
делать краткие сообщения, описывая события, явления (в рамках пройденных тем) передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

аудирование
понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/ радио передач, объявления на вокзале \ в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/ рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты с полным и точным пониманием,

читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным по ниманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа;
осознания себя гражданином своей страны и мира.



Формы контроля


Система оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.
В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как ролевая игра, проведение экскурсии, реферат, создание презентации и ее защита.
Конечным результатом в изучении данного курса может быть такая форма отчётности, как создание проекта в среде Power Point и его устная защита.

Критерии оценивания различных видов контрольных работ
Критерии оценивания тестовых работ:
95 – 100% правильных ответов – отметка «5»
80 – 94 % правильных ответов – отметка «4»
65 - 79% правильных ответов – отметка «3»
Менее 65% правильных ответов – отметка «2»


Материальное обеспечение курса:

Страноведение США:
У. Торнтон, А. Тюфякова. Страноведение: Соединенные Штаты Америки. – Сыктывкар: ЛНД, 1996. – 49 с.
Е. Костина. О Соединенных Штатах Америки. – М.: Московский лицей, 1999. – 159 с.
M. Bordman. In the USA. – М.: Титул, 2000. – 105 с.
M. Anderson. Exploring the 50 States. – USA: Willowisp Press, Inc., 1983. – 174 p.
E. Kirn. About the USA. – USA. OELP, 1989. – 127 p.
Видеофильм «Неизвестный Нью-Йорк».
Аудиокассеты к пособию In the USA.
Interactive English Language Lessons “Listen+Read+Learn” (Volume 1), based on Voice of America Special English Radio Programs
American Potpourri, an American Studies ELT Series

Заголовок 115