Программа элективного курса Естествознание и твой будущий профессиональный выбор.


МБОУ «Центр образования с. Лаврентия»
ЧАО Чукотский район село Лаврентия ул. Дежнева 40
Тел/факс 84273622965

Элективный курс




Элективный курс разработан
учителем физики
Хоперской Еленой Александровной;
учителем химии и биологии
Павловой Татьяной Михайловной
2014 год
Пояснительная записка.

Курс «Естествознание и твой будущий профессиональный выбор» рассчитан на 38 аудиторных часов в 9 классе. Курс является одновременно профориентационным и межпредметным (физика, химия, биология). Темы «Естествознание на службе у метеорологов», «Естествознание в работе службы пожарной охраны», «Естествознание в работе электромеханика, электрика, энергетика», «Естествознание в работе эколога» содержат национально- региональный компонент.
Курс «Естествознание и твой будущий профессиональный выбор» является логическим продолжением курса «Физика в твоей будущей профессии», который был разработан в 2007 году и прошел 7-летнюю апробацию в Центре образования села Лаврентия. Результаты апробации имеют положительную тенденцию, подтвержденную сравнительными результатами анкетирования в 9 классе в начале и в конце 2007 и 2013 учебных годов.
Утверждение «Я хорошо знаю, в каком учебном заведении буду учиться и какой профессией я буду овладевать» выбрали 0% учащихся в 2007 году и 9% учащихся в 2011 году.
«Меня привлекают несколько профессий. Какая из них могла бы стать моей, я пока не знаю» - таких оказалось большинство - 72% в 2007 году и 65% в 2013 году.
Но есть учащиеся, которые не знают, кем станут в будущем и куда пойдут учиться, их 28% было в 2007 году и 35% в 2013 году.
Программа элективного курса «Физика в твоей будущей профессии» была опубликована в научно-методическом журнале «Физика в школе» № 8 в 2007 году. Курс был преобразован и использован в работе Е.А.Батешовым, учителем физики Самарской областной физико-математической школы-интерната (krasn-school2.ucoz.ru/anata), учителем физики МОУ «Рябинская СОШ» Кочановой Л.В. (rabinino-soh.narod.ru/res/fs/file6023.doc) и др.
В содержании курса «Естествознание и твой будущий профессиональный выбор» усилен профориентационный компонент за счет включения дополнительных понятий и незначительных изменений в технологических приемах процесса обучения.
Актуальность курса.
Прогресс требует от человека максимального развития способностей, умений, навыков трудовой деятельности. Предлагаемый элективный курс как раз и рассчитан на усиление практической направленности изучения курса естествознания, что дает возможность профессиональной ориентации учащихся.
Новизна курса.
Изучение, закрепление и расширение знаний и умений по всем представленным темам происходит в аспекте ознакомления учащихся с какой-либо профессией.
Связь с другими дисциплинами.
Курс связан с математикой, биологией, историей и технологией, ОБЖ.
Цель курса: Готовить к осознанному выбору профессии и развивать положительную мотивационную сферу учащихся к переходу на профильное обучение.
Задачи курса:
подготовить к сознательному выбору профессии;
формировать у учащихся понимание значения физических законов и теорий для овладения различными профессиями;
формировать у учащихся познавательный интерес к физике, химии, биологии и технике;
развивать творческие способности учащихся;
подготовить к продолжению образования в 10 – 11 классах;
формировать экологическое мышление как одно из главных составляющих современного воспитания и здорового образа жизни.
В процессе изучения курса предусматривается система занятий с внедрением элементов конференций, деловых и сюжетных игр, микропрактикумов, где учащимся предлагаются материалы для миниисследований. Активно используются занятия с использованием компьютерных презентаций и материалов видеотеки «Центра».
Виды деятельности учащихся:
устные сообщения с последующей дискуссией;
выполнение экспериментальных заданий;
создание компьютерных презентаций, проектов и конструирование моделей различных механизмов;
домашние экспериментальные задания;
выполнение отчета об экскурсии по заранее представленному плану;
Учащимся предлагается большой выбор различных видов самостоятельной работы. Ученик по желанию может выбрать любой вид самостоятельной работы, зная при этом, что на следующем занятии во время презентаций полученных результатов выполненных видов самостоятельной работы, обмена мнениями его обязательно выслушают и достойно оценят его работу.
Критерием Критериями успешной учебы учащихся являются:
зачет, при условии посещения занятий, участия в практических занятиях и в итоговой конференции;
конференция с выставкой ученических работ;
информация об итогах курса на родительском собрании;
публикация лучших работ учащихся в школьной газете «Оберег», награждение грамотами и призами за лучшие работы.
Заканчивается изучение курса итоговой конференцией, на которой учащиеся защищают учебно-исследовательские, творческие и проектные работы по теме «Естествознание и МОЙ будущий профессиональный выбор».
Учебный план курса
№ п/п Наименование темы Общее кол – во часов Кол – во аудиторных часов
1 Презентация элективного курса 1 1
2 Естествознание на флоте 4 3
3 Естествознание на приеме у врача 4 3
4 Естествознание на службе у метеоролога 4 3
5 Естествознание – главный инструмент конструктора, инженера, механика 3 2
6 Естествознание в работе архитектора 2,5 2
7 Естествознание в службе фотографа 2,5 2
8 Естествознание в работе службы МЧС. 3 2
9 Естествознание и цирковое искусство 1,5 1
10 Естествознание в работе биологов и зоологов 4 3
11 Естествознание в творчестве мастеров детской игрушки 4 3
12 Естествознание в работе электромеханика, электрика. 5 4
13 Естествознание в работе эколога 4 3
14 Естествознание в работе психолога 5 4
15 Естествознание на службе у повара 1,5 1
16 Итоговая конференция «Естествознание и МОЙ будущий профессиональный выбор».
2 1

Итого 51 38

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Естествознание на флоте.
Профессии в речном и морском флоте. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы в речном и морском флоте.
Условия плавания тел, судов, рыб. Приспособленность животных к водной среде обитания – результат эволюции. Физические принципы работы ледокола. История развития водолазного снаряжения. Современное водолазное снаряжение. Особенности состава воздушных смесей для погружения на большие глубины и их влияние на организм человека. Подводные лодки, батискафы, батисферы.
Свойства воды, волны на воде, физика цунами.
Тайны звуков моря: ультразвук, инфразвук.
Гольфстрим и Куросиво: причины их существования, влияние на климат.
Виды самостоятельной работы учащихся:
-Подготовьте сообщение на выбор:
-Как видят водолазы?
-Почему нужны особые воздушные смеси при погружении в воду?
-Цвета и свет в глубине вод.
-Мир из-под воды.
-Тайны Марианской впадины.
-Где находятся затонувшие суда?
-Как был поднят «Садко»?
-Кусто – изобретатель акваланга.
-Самостоятельный просмотр фильмов ВВС «Акулы», «Киты и дельфины», «Тайны воды» и «Молекула, изменившая мир». Составление аннотаций на просмотренные фильмы.
Тема 2. Естествознание на приёме у врача.
Медицинские профессии. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы в медицине.
Медицинский манометр. Устройство и принцип действия. Измерение нижнего и верхнего давления. Причины изменения давления в организме человека. Влияние давления на движение крови по сосудам человека. Гипертония и гипотония. Скорость кровотока. Расчет высоты поднятия крови по кровеносному сосуду. Расчет избыточного относительно атмосферного давления человека. Дыхание. Расчет объема воздуха, проходящего через дыхательные пути ученика за 1 урок. Расчет высоты поднятия крови по кровеносному сосуду.
Тепловое расширение как источник зубной боли у курящих людей. Табачные радиоизотопы как источник внутреннего радиоактивного облучения человека.
Глаз. Строение глаза. Дальнозоркость. Близорукость. Очки. Дефекты зрения, связанные с употреблением никотина, алкоголя и энергетиков.
Виды самостоятельной работы учащихся:
-рассчитайте период сокращения сердца, механической работы и мощности своего сердца, механической работы и мощности своего сердца;
-измерьте скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа;
-измерьте жизненную ёмкость лёгких спирометром;
-разработайте компьютерную презентацию с применением программы Power Point «Разрушающее влияние на организм человека канцерогенов табачного дыма», алкоголя, пива, энергетиков.
Тема 3. Естествознание на службе у метеорологов.
Профессии в метеорологии. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы в области метеорологии.
Термоскоп Герона. Стратостат. Строение атмосферы и её химический состав. Метеозонды. Циклоны и антициклоны; центробежная сила. Их роль в формировании смерчей. Облака, их виды. Причины округлой формы облаков. Условия возникновения грозовых облаков.
Молния, их виды. Громоотвод.
Магнитные бури.
Виды самостоятельной работы учащихся:
-домашний эксперимент «Грозовой ливень у крана с водой», «иголка - молниеотвод», «Молния в сковороде»;
-сообщение «Типы шаровой молнии. Гипотезы происхождения шаровых молний».
-экскурсия на метеостанцию аэропорта поселка (встреча с главным метеорологом аэропорта);
-сообщение «История создания и работы полярной метеостанции в с. Уэлен»;
-самостоятельный просмотр фильма ВВС «Торнадо»; составление аннотации на просмотренный фильм.
Тема 4. Естествознание – главный инструмент конструктора, инженера, механика.
Строительные специальности. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие по профессиям строительных специальностей.
Механизмы – передачи. Гюйгенс: часы-ходики, маятниковые часы- предшественники современных транспортных машин.
Современные транспортные машины: работа, мощность, коэффициент полезного действия.
Применение новых сплавов и синтетических материалов в современном машиностроении.
Виды самостоятельной работы учащихся: творческие задания:
-придумайте тележку, такую, чтоб при её движении вращался клоун, парус или земной шар;
-сконструируйте (а если сможете, то изготовьте) модель катера, который мог бы передвигаться за счет потенциальной энергии поднятой воды; укажите, от чего зависит дальность проплыва вашей модели;
-изготовьте модель механизма, сочетающего в себе рычаг с подвижным блоком, с помощью которого силой в 1 Н можно поднимать груз весом в 8 Н;
-сообщение «Достижения современной химии в машиностроении»;
-сообщение «Сплавы».
Тема 5. Естествознание в работе архитектора.
Особенности профессии «архитектор».
Виды равновесия. Учет условий устойчивости равновесия и центра тяжести как главное условие прочности архитектурных сооружений.
Роль перекрытий и фундамента в строительстве зданий. «Падающие» башни.
Использование законов статистики при строительстве мостов. Виды мостов.
Фонтаны: устройство и принципы действия.
Виды самостоятельной работы учащихся:
Творческие задания на выбор:
-придумайте (а если сможете, то изготовьте) модель падающей башни;
-при строительстве зданий возникает необходимость проверки горизонтальности некоторых линий (уровней кладки кирпича, верхних и нижних краев оконных проемов и т.д.); предложите несложный способ такой проверки, основанный на использовании сообщающихся сосудов или условий равновесия тела;
-сконструируйте модель фонтана, напор воды в котором можно было бы по желанию менять в определенных пределах;
- разработайте компьютерную презентацию с применением программы Power Point «Продукция силикатной промышленности»;
-подготовьте сообщение «М.В.Ломоносов – возрождение мозаики».
Тема 6. Естествознание на службе у фотографа.
Особенности профессиональной деятельности современных фотографов.
История развития фотографии. Химические основы фотографии. Физические основы современной фотографии. Искусство рассматривания фотографий. Увеличение фотографий.
Компьютерные программы в работе с фотографиями.
Виды самостоятельной работы учащихся:
творческие задания:
-сконструируйте и изготовьте камеру – обскуру; её действие продемонстрируйте в классе;
-приготовьте для демонстрации в классе фотографию физического явления; демонстрацию сопроводить кратким описанием сути физического явления, зафиксированного на снимке.
Тема 7. Естествознание в работе службы МЧС.
Профессии МЧС, их актуальность в современном мире. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы в области МЧС.
Короткое замыкание: причины и последствия. Физические основы тушения пожара. Химические основы тушения пожара.
Виды самостоятельной работы учащихся:
- разработайте компьютерную презентацию с применением программы Power Point «Физико-химические аспекты работы пожарной части села Лаврентия»;
- подготовьте сообщения:
«Почему пламя не гаснет само собой?»;
«Почему вода гасит огонь?»;
«Как тушат огонь с помощью огня?»;
«Виды огнетушителей»;
«Физические и химические принципы работы огнетушителей»;
«Средства пожаротушения в кабинете химии и физики».
Тема8. Естествознание и цирковое искусство.
Цирковые профессии. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы в области циркового искусства.
Свойство вращающихся тел сохранять направление оси вращения в работе жонглеров. Вычисление скорости вращения ведёрка, при котором вода не выливается вниз. Чёртовы качели и петли. Расчет высоты, которая возвышается над верхней точкой петли и скорости велосипедиста в момент, когда он достигает самой верхней точки круга. Миражи в цирке.
Виды самостоятельной работы учащихся:
творческие задания на выбор:
-приготовьте для демонстрации в классе любой физический фокус, объяснить его действие;
-подготовьте и проведите урок занимательной химии или физики для учащихся начальной школы.
Тема 9. Естествознание в работе биологов и зоологов.
Профессии биологов и зоологов, их актуальность в современном мире. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы в области биологии и зоологии.
Ультразвуковой локатор и летучая мышь. Термолокаторы и змеи. Реактивные двигатели и кальмары. Пневматический отбойный молоток и земляная оса. Живые предсказатели погоды и сейсмографы. Особенности зрения в живой природе.
Виды самостоятельной работы учащихся:
-подготовить сообщение на выбор:
-«Законы гидроаэродинамики в живой природе".
-«Бионика – интересная наука»;
-Самостоятельный просмотр фильма ВВС «Змеи»; составление аннотации на просмотренный фильм.
Тема10. Естествознание в творчестве мастеров детской игрушки.
Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы в разработки моделей и конструирования детских игрушек.
Игрушки, действия которых основано на существовании архимедовой силы. Заводные игрушки, инерционные игрушки, звуковые игрушки. Игрушки, действия которых основано на различном положении центра тяжести. Гироскопические игрушки. Игрушки, действие которых связано с III законом Ньютона. Аэродинамические игрушки. Электрические и магнитные игрушки.
Особенности строения и свойств искусственных и синтетических материалов, которые используют для изготовления детских игрушек.
Виды самостоятельной работы учащихся:
-творческое задание: «Придумайте и сконструируйте любую детскую игрушку»;
-опишите материалы, использование которых предпочтительно для изготовления детских игрушек;
-почему применение натуральных и искусственных материалов более предпочтительно для изготовления детских игрушек, чем синтетических?
Тема11. Естествознание в работе электромеханика, электрика, энергетика.
Профессия энергетика. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы в области энергетики.
Экскурсия на дизельную электростанцию: устройство и принцип действия дизельного генератора переменного тока; управление генератором; трансформаторы.
Экскурсия на водоочистительную станцию: устройство, принцип действия станции; способы очистки и дезинфекции питьевой воды.
Виды самостоятельной работы учащихся:
подготовьте отчет об экскурсиях по заранее представленному плану.
Тема12. Естествознание в работе эколога.
Профессия эколога, её актуальность в современном мире. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие специалистов – экологов.
Охрана природы – глобальная проблема современности; экологически проблемы, антропогенное воздействие на окружающую среду. Экология почвы. Экология жилища. Экология быта. Россия – зона экологического бедствия.
Виды самостоятельной работы учащихся на выбор:
-создайте компьютерную презентацию с применением программы Power Point: «Использование экологических ресурсов аборигенными народами Чукотки», «Современное влияние антропогенного фактора на экологию Чукотского региона»;
-составьте экологический паспорт своей квартиры;
-сообщение «Свалки – незаживающие раны Земли».
Тема13. Естествознание в работе психолога.
Профессия психолога, её актуальность в современном мире. Учебные заведения высшего профессионального образования, готовящие психологов.
Понятия «мышление» и «интеллект». Внимание и память, их роль в процессе мышления. Ощущения, восприятие, представление, воображение. Тренинги внимания, памяти, наблюдательности на основе заданий и упражнений с естественнонаучным содержанием. Мыслительные операции. Образы как «помощники» мысли. Методы работы с информацией. Тренинги мыслительных операций на основе заданий и упражнений с естественнонаучным содержанием.
Виды самостоятельной работы учащихся.
-проведите сравнение любой пары рисунков из учебников «Физика 7-9» А.В.Перышкина, «Биология 8» ; результаты сравнения оформить в виде таблицы:
Объекты сравнения Сравниваемые понятия Сходства Различия -придумайте иллюстрацию сравнения скорости испарения жидкости (в зависимости от её температуры и наличия ветра);
-придумайте неверное предложение естественнонаучного содержания или нарисуйте картинку с ошибками;
-постройте структурно-логическую схему к содержанию фильма «Парниковый эффект» из серии «Оксфордская энциклопедия»;
-используя набор картинок, отпечатанных с коллекции Microsoft Office, составьте фрейм, иллюстрирующий основные идеи фильма «Давление» из серии «Оксфордская энциклопедия».
Тема14. Естествознание на службе у повара.
Профессия повара и кулинара. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, готовящие поваров и кулинаров.
Физические и химические тайны приготовления пищи. Удивительные запахи на кухне. Кто делает дырки в сыре и хлебе? Химические реакции у повара на столе и их объяснение с точки зрения естествознания. Диффузия. Конвекция. Применение электризации тел.
Витаминизация блюд: её значение для здоровья человека.
Практическая работа «Определение глюкозы в яблоках. Определение состава меда на примеси». Лабораторная работа «Получение углекислого газа».
Виды самостоятельной работы учащихся:
-фронтальный эксперимент «Доказательство гипотезы – все вещества состоят из мельчайших частиц».
Литература
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1980.
Балотов М.М. Физика. Учебное пособие для 9 класса. - М.: Просвещение, 1994.
Балашов М.М. Физика. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994.
БЭС Биология. Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия». М., 1999.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах под ред. Сопера Р.- М.: Мир, Просвещение,1990.
Гурина Р.В. Фреймовое представление знаний.- М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005.
Калетина Н.И. и др. Игровой метод в обучении химии. - М.: Высшая школа, 1990.
Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии.- М.: Владос-Пресс, 2001.
Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.: Просвещение, 1997.
Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.- М.: Просвещение, 1985.
Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2002.
Малафеев Р.И. Творческие задания по физике. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1991.
Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.
Пилипенко А.Т. и др. Справочник по элементарной химии. Киев, «Наукова думка», 1978.
Рябиза Ф.В. Опыты без приборов, научно-популярная литература.- М.: Детская литература, 1988.
Соломин Л.Е. Увлекательная химия.- М.: Просвещение, 1978.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.- Ярославль: Академия развития, 2006.
Шабловский В.В. Занимательная физика.- Санкт- Петербург: Тригон, 1997
Лист вычисления трудоемкости программы элективного курса.
Виды учебной нагрузки учащихся Количество часов, выделяемых на освоение
Курса предпрофильной подготовки Элективного курса профильного обучения
Количество часов аудиторной работы, всего
В том числе:
-работа под руководством учителя
-самостоятельная работа учащегося
-контроль и оценка знаний учащихся 38
19
14
5 Количество часов внеаудиторной работы, всего

В том числе:
-выполнение творческих работ
-самостоятельная работа с первоисточниками
-подготовка к итоговой аттестации 13
7
3
3