Рабочая программа курса Естествознание (6 класс, ФГОС)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №10





Утверждено Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ зам. директора по НМР Руководитель кафедры ____
Одинцовского лицея №10 __________ Т.В.Колотовичева _____ /________________
___________ В.В.Карева Протокол заседания НМС Протокол заседания № 1
№ 1 от 29.08.2016г. от «29» августа 2016г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ФИЗИКА»
на 2016-2017 учебный год







Уровень: базовый
Классы: 6-а,г
ФИО учителя: Полянская В.И., ВКК
Радаева О.В. КПН, ВКК







ОДИНЦОВО
2016 г
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована к условиям обучения в лицее, входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики 7 – 9 классов. Данный предмет введен в учебный план 5-6 классов согласно Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с учетом внесенных изменений (Приказ № 74 от 01.02.2012г.). Данный предмет введен в учебный план лицея.
Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Программа включает пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов; примерное поурочно-тематическое планирование с указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение, определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е. Гуревич. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 класс: методическое пособие/. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е.Гуревич, М.В.Краснов, Л.А.Нотов, Л.С.Понтак. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 класс: рабочая тетрадь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е.Гуревич, М.В.Краснов, Л.А.Нотов, Л.С.Понтак. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 6 класс: рабочая тетрадь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 класс. Методическое пособие. КИМы.» -М.: Дрофа, 2000.


Общая характеристика учебного предмета
Курс «Физика» является пропедевтическим курсом – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.
Физика и химия как учебные предметы в системе основного общего образования играют фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения предметов решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем. Приобретённые школьниками физические и химические знания являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Своими целями, задачами и содержанием образования предмет «физика» должен способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна осваивать новые знания на протяжении всей жизни.
Цели и задачи курса.
Подготовка к сознательному усвоению системного курса физики.
Познакомить с языком и методом физического познания.
Создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора профиля обучения.
Способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах.
Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, экспериментов.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов.
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Введение физики на ранней стадии обучения в 5 – 6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
Основное содержание программы включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучают физика, «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические явления», «Человек и природа».
Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Выполняя пропедевтическую роль, курс «Физика» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.
В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула».
Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.
Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Основные линии развития обучающихся средствами предмета «Физика»
Изучение физики и химии в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на реализацию следующих линий развития обучающихся средствами предмета:
1) Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления. Освоение знаний об основных методах научного познания природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); физических явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.
2) Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. Умение обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решать физические задачи.
3) Диалектический метод познания природы. Формирование понимания необходимости усвоения физических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем.
4) Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Умение ставить и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной познавательной деятельности.
5) Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Оценка результатов своих действий, применения ряда приборов и механизмов; обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу, природе.
При преподавании физики и химии в 5-6 классах достижение сформулированных выше общих линий развития обучающихся осуществляется в объёме, определяемом содержанием учебного предмета в данном классе.

Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 68 учебных часов, в том числе в 5 и 6 классах по 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
В соответствии с учебным планом основного общего образования курсу «Физика: пропедевтический курс» предшествует курс «Окружающий мир» в начальной школе, включающий некоторые знания из области физики. В свою очередь, содержание курса «Физика: пропедевтический курс» служит основой для последующего изучения курса физики в основной школе.
Принципиальным отличием рабочей программы от авторской является то, что данный курс рассчитан не на 70 часов в год ( на 2 часа в неделю), а 34 часа в год (1 час в неделю). Он разбит в 6-м классе на 5 разделов, включает 4 лабораторные работы и 2 контрольные работы. Лабораторные работы подобраны так, что могут служить как дополнительным исследовательским заданием при изучении нового материала, так и при закреплении уже изученного. Контрольно-измерительные материалы позволяют оценить результаты деятельности учащихся и отследить выполнение поставленных целей и задач. Они содержат дифференцированную фронтальную контрольную работу, физические диктанты, сочинения или рассказы, самостоятельные или проверочные работы на каждый урок. Задачи, подобранные в КИМах носят как качественный, так и расчетный характер; также включены ряд задач, имеющих исследовательский характер.
Учебно-тематический план

п/п

Раздел

Количество часов
В том числе




изучение материала
лабораторная работа
контрольная работа

1
Электромагнитные и световые явления
6
6

1

2
Химические явления
8
4
3


3
Земля – планета Солнечной системы
4
4



4
Земля – место обитания человека
4
4

1

5
Человек дополняет природу
12
10
1


Всего
34
28
4
2


Общая характеристика учебного предмета «Физика»
Физика и химия вместе с другими предметами (курс «Окружающий мир» начальной школы, физическая география, биология) составляет непрерывный школьный курс естествознания.
Построение логически связанного курса опирается на следующие идеи и подходы:
– Усиление роли теоретических знаний с максимально возможным снижением веса математических соотношений, подчас усваивающихся формально. Использование теоретических знаний для объяснения физических явлений повышает развивающее значение курса физики, ведь школьники приучаются находить причины явлений, что требует существенно большей мыслительной активности, чем запоминание фактического материала.
– Генерализация учебного материала на основе ведущих идей, принципов физики. Задачам генерализации служит широкое использование обобщенных планов построения ответов (А.В. Усова) и ознакомление учащихся с особенностями различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).
– Усиление практической направленности и политехнизма курса. С целью формирования и развития познавательного интереса учащихся к предмету преподавание физики ведётся с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего и примеры практического применения физических явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов и лабораторных работ, в том числе и связанных с изучением технических приборов. Предлагается решение задач с техническими данными, проведение самостоятельных наблюдений учащимися при выполнении ими домашнего задания, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации в Internet.
В качестве ведущей методики при реализации программы рекомендуется использование проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На уроке введения новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Индивидуальная работа при выполнении домашних заданий в соответствии с выбранной образовательной траекторией (принцип минимума и максимума) развивает способность учащегося самостоятельно мыслить и действовать, нести ответственность за результаты своего труда.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

6 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)

Электромагнитные явления
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.
Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.
Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.
Действия тока. Тепловое действие тока.
Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.
Лабораторные опыты:
Последовательное соединение.
Параллельное соединение.
Наблюдение различных действий тока.
Сборка простейшего электромагнита.
Действие на проводник с током.


Световые явления
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга.

Лабораторные опыты
Наблюдение теней и полутеней.
Изучение отражения света.
Наблюдение отражения света в зеркале.
Наблюдение преломления света.
Получение изображений с помощью линзы.

Химические явления
Химические реакции как процессы образования одних веществ из других. Признаки химических явлений и условия их протекания.
Объяснение протекания химических реакций с молекулярной точки зрения. Распад молекул веществ на атомы и ионы, образование из них новых веществ. сохранение массы веществ в химических реакциях.
Реакции разложения и соединения. Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных оксидов, их распространение в природе и использование.
Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространенных кислот. Использование кислот в народном хозяйстве и быту. Правила обращения с ними. Распознавание кислот.
Общие сведения об основаниях, растворимые основания – щелочи; известковая вода, гашеная известь. Применение оснований в народном хозяйстве и быту. Правила обращения с основаниями. Распознавание щелочей. Реакция нейтрализации.
Соли как сложные вещества, в состав которых входят ионы металлов и кислотных остатков. Примеры солей, распространение их в природе. Свойства и применение ряда солей: поваренной соли, соды, медного купороса.
Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека.
Происхождение природного газа, нефти, угля как продуктов гниения различных органических остатков без доступа воздуха при больших давлениях. наиболее важные месторождения нефти и газа в России, их значение как источников для получения различных видов топлива и как важнейшего сырья для химической промышленности.
Лабораторные работы
Наблюдение физических и химических явлений.
Действие оснований и кислот на индикаторы.
Распознавание крахмала.

Земля-планета солнечной системы.
Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Луна спутник Земли. Фазы Луны. Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астролябия, телескоп. Исследования космического пространства. К. Э. Циолковский, С. П. Королев основатели советской космонавтики. Ю. А. Гагарин первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции.

Земля – место обитания человека
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния.
Лабораторные опыты
Измерение атмосферного давления барометром.
Изготовление гигрометра.


Человек дополняет природу
Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы. Вычисление механической работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции .

Лабораторные работы
Изучение действия рычага.

Формы и средства контроля
устный опрос
фронтальный опрос
диктант
самостоятельная работа
практическая работа
лабораторная работа
контрольная работа
зачет
тест
домашние контрольные работы
взаимоконтроль
головоломки, ребусы, кроссворды
защита творческих работ и проектов

В работе возможны следующие виды деятельности:
выполнение лабораторных работ;
домашние самостоятельные исследования;
составление и решение задач как расчетного, так и оценочного характера;
составление таблиц;
устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
работа в группах и защита проектов;
работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Физика»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Физика» можно системно представить в виде схемы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Личностными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика и химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Физика и химия» являются следующие умения:
Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:
- оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;
- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.

Диалектический метод познания природы:
- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;
- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:
- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:
- определять цену деления измерительного прибора;
- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать и понимать:
смысл понятий: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления, их существенные признаки; механическое движение, траектория, путь, скорость, относительность механического движения, звук, источники звука; температура, теплопередача, виды теплопередач, агрегатные переходы; электрический ток, сила тока, напряжение, источники тока, виды соединений потребителей тока, тепловое, химическое, магнитное действие электрического тока; свет, луч света, тень, отражение и преломление света, атмосфера, влажность воздуха; механическая работа, энергия;
роль эксперимента в изучении физических явлений; методы научного познания;
особенности проведения физических исследований;
роль человека в изменении окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:
описывать изучаемые физические явления и процессы;
использовать физические приборы для измерения размеров физического тела, температуры, объёма, силы, силы тока, напряжения, атмосферного давления, влажности воздуха;
на основе результатов исследований выявлять следующие закономерности: зависимость интенсивности протекания диффузии от агрегатного состояния и температуры тела; зависимость силы взаимодействия частиц от расстояния между ними; зависимость силы упругости от деформации; зависимость силы трения от массы тела и от обработки поверхности; зависимость давления тела от площади опоры; зависимость высоты звука от частоты колебаний; увеличении длины (объёма) тела при нагревании и уменьшение длины (объёма) тела при охлаждении; зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества и ветра; понижение температуры жидкости при испарении; сила тока одинакова во всех участках цепи при последовательном соединении; напряжение при параллельном соединении проводников одинаково; общее напряжение при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи; сила тока в неразветвленной цепи равно сумме силы токов в отдельных участках цепи; зависимость изображения в линзе от расстояния от предмета до линзы;
приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях; вредного воздействия человека на окружающую среду;
проектировать пути решения экологических проблем;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

В кабинете физики необходимо иметь:
- противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
- инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

1. Печатные пособия.
Альбомы с демонстрационным материалом.
2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,
3. Технические средства обучения.
Аудиторная магнитная доска
Экспозиционный экран.
Образовательные ресурсы (диски).
Компьютер
Проектор
4. Учебно-практическое оборудование.
Лабораторное и демонстрационное оборудование
5. Оборудование класса.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Стенды для вывешивания иллюстративного материала

УМК включает:
Гуревич, А.Е. «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия» 5-6 классы». Учебник для  общеобразовательных учреждений./ Авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л. С. Понтак. М.: Дрофа, 2013г.
А.Е. Гуревич. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 класс: методическое пособие/. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е.Гуревич, М.В.Краснов, Л.А.Нотов, Л.С.Понтак. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 6 класс: рабочая тетрадь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 класс. Методическое пособие. КИМы.» -М.: Дрофа, 2010.
Рабочие программы. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 – 6 классы: учебно-методическое пособие/ сост. И.Г. Власова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.


Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Плановые сроки
Скорректиро-ванные сроки

1.
Электромагнитные и световые явления (6 часов)

1
Электромагнитные явления. Электрический ток. Источники тока. Напряжение.
1
Наблюдение опытов, подтверждающих условия возникновения электрического тока. Составление словаря понятий. Вычисление цены деления шкалы амперметра и вольтметра.



2
Проводники и диэлектрики. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение.
1
Сборка простейших электрических цепей. Составление структурно-семантической схемы учебного текста. Ответы на вопросы по теме.



3
Действия электрического тока (тепловое, магнитное и химическое).
1
Наблюдение теплового, магнитного и химического действия тока. Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.



4
Световые явления. Источники света. Свет и тень. Отражение света.
1
Наблюдение различных источников света. Составление словаря понятий. Объяснение причин солнечных и лунных затмений с помощью прибора солнечного и лунного затмения. Изучение закона отражения с помощью зеркал. Составление структурно-семантической схемы учебного текста.



5
Зеркала и их применение. Преломление света. Линза.
1
Изучение закона отражения с помощью зеркал. Получение изображения предмета в плоском зеркале. Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных.



6
Оптические приборы. Глаз и очки. Цвет.
1
Обсуждение возможностей коррекции зрения с помощью очков. Объяснение цвета тел. Наблюдение разложения белого цвета с помощью призмы. Составление словаря понятий.



2.
Химические явления (8 часов)

1
Химические реакции. Закон сохранения массы. ЛР №1 «Наблюдение физических и химических явлений»
1
Наблюдение физических и химических явлений. Объяснение протекания условий химических реакций. Наблюдение опытов с весами. Выполнение лабораторной работы в группах. Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных.



2
Реакции соединения и разложения. Оксиды.
1
Повторение знаков химических элементов. Наблюдение опытов по получению и разложению сложных веществ. Приведение примеров распространения оксидов в природе и их использование. Работа с коллекцией образцов горных пород.



3
Кислоты. Основания.
1
Приведение примеров использования кислот и оснований в народном хозяйстве и быту. Распознавание кислот и щелочей. Наблюдение опытов с кислотами и щелочами.



4
ЛР №2. Действие оснований и кислот на индикаторы. Соли.
1
Выполнение лабораторной работы в группах. Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных, заполнение таблицы.



5
Углеводы. Жиры. Белки.
1
Работа с образцами продуктовых упаковок.



6
Крахмал. ЛР №3. Распознавание крахмала.
1
Выполнение лабораторной работы в группах. Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных.



7
Природный газ и нефть. Обобщение темы «Электромагнитные и химические явления».
1
Работа с образцами нефти и нефтепродуктов. Нахождение на физической карте России наиболее важных месторождений нефти и газа.



8
Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитные и химические явления».
1
Выполнение контрольной работы. Решение качественных задач. Применение на практике полученных теоретических знаний.



3.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

1
Астрономия - древняя наука.
В мире звезд. Названия созвездий.
1
Знакомство со звездным небом и созвездиями с использованием слайдов и наглядных пособий.



2
Карта звездного неба. Азимут и высота светил.
1
Нахождение на карте звездного неба созвездий и наиболее ярких звезд.



3
Солнце. Солнечная система. Луна – спутник Земли.
1
Работа с таблицей «Солнечная система». Объяснение роли Солнца для жизни на Земле. Определение причин смены времен года, дня и ночи.



4
Космические исследования.
1
Работа с глобусом и картой Луны. Работа с моделью Луны на магнитной доске. Зарисовка фаз Луны.



4.
Земля – место обитания человека (4 часа)

1
Литосфера, мантия, ядро. Гидросфера. Исследования морских глубин.
1
Зарисовка схемы строения земного шара. Приведение примеров значения гидросферы для жизни на Земле. Работа с фотоматериалами и слайдами по теме урока.



2
Атмосфера. Измерение атмосферного давления. Барометры.
1
Наблюдение опытов. Работа с иллюстрациями учебника. Работа с барометром.



3
Влажность. Гигрометр и психрометр. Атмосферные явления.
1
Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра. Наблюдение запотевания холодных металлических поверхностей. Высказывание гипотез о причинах возникновения атмосферных явлений.



4
Из истории развития авиации.
Воздухоплавание.
1
Работа с фотоматериалами.



5.
Человек дополняет природу (12 часов)

1
Простые механизмы. ЛР №4 «Изучение действия рычага»
1
Знакомство с простыми механизмами. Наблюдение действия простых механизмов. Выполнение лабораторной работы в группах.



2
Механическая работа. Решение задач.
1
Составление словаря понятий. Приведение примеров механической работы. Решение задач на применение формулы А=Fs. Применение на практике полученных теоретических знаний.



3
Энергия. Источники энергии.
1
Составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста. Определение вида энергии. Определение источников энергии в природе и народном хозяйстве.



4
Тепловые двигатели. ДВС.
1
Работа с литературой по истории тепловых двигателей. Изучение принципа работы двигателя на модели. Приведение примеров использования ДВС.



5
Электростанции. Автоматика в нашей жизни.
1
Объяснение принципа устройства электростанций с использованием моделей водяной и паровой турбин. Наблюдение действий автоматических устройств. Обсуждение возможностей использования автоматических устройств в науке, производстве, быту.



6
Средства связи. Наука в жизни общества.
1
Изучение модели телеграфного аппарата. Развивают устную монологическую речь, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах. Презентация информации о выдающихся естествоиспытателях.



7
Искусственные материалы. Полимеры. Химические волокна. Каучук и резина.
1
Приведение примеров искусственных материалов. Работа с коллекциями полимеров (искусственных и синтетических материалов, каучуков).



8
Загрязнение окружающей среды. Контроль за состоянием атмосферы.
1
Применение примеров влияния на окружающую среду деятельности человека. Высказывание предложений по борьбе с загрязнением окружающей среды. Работа с фотографиями и другим иллюстративным материалом.



9
Экономия ресурсов.
Использование новых технологий.
1
Презентация сообщений по теме. Обсуждение экологического состояния в школе и на прилегающей к ней территории. Составление плана конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней школьной практики.



10
Обобщение темы: «Человек дополняет природу».
1
Развивают устную монологическую речь, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах. Презентация информации по самостоятельно выбранным темам.



11
Контрольная работа №2 по теме «Человек и природа».
1
Решение качественных и количественных задач.



12
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного
1
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.












13PAGE 141515






Предметные результаты (цели предмета)

- Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления
- Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов
- Диалектический метод познания природы

- Развитие интеллектуальных и творческих способностей

- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни

Предметная методика

Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Функциональная грамотность

- Проблемное обучение
-Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)


-Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
-Задания по групповой работе


Личностные результаты

Комплексные, компетентностные задания:
- Задания по проектам (на предметном материале)
- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 615