Программа курса по черчению Занимательное черчение (10 класс)


Пояснительная записка
Курс рассчитан на учащихся 10-го класса с целью повышения навыков черчения и пространственного воображения. Его программа рассчитана на 34 часа.
Чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в ее развитии, стать квалифицированным рабочим, производственным мастером, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа и по его плоским фигурам, знакам и цифрам представлять пространственный объект.
Годы учебы нынешнего поколения протекают в удивительное время. Во-первых, это эпоха колоссального развития науки, техники и их превращения в огромные производительные силы. Можно с уверенностью сказать, что нет специалистов, которые в своей повседневной деятельности не использовали бы достижения науки, не применяли бы технику. Водитель, штукатур, столяр, земледелец, врач, историк, ювелир, учитель, летчик, космонавт, нефтяник и другие специалисты должны в совершенстве освоить различные машины, приборы и уметь управлять ими. Во-вторых, мы добились свободы и независимости. Осуществляется переход к рыночным отношениям в экономике. Большое развитие получают международные отношения, особенно торговля. В связи с этим к выпускаемым товарам предъявляют повышенные требования, поэтому профессиональные качества рабочих и специалистов должны быть очень высокими. Реальность такова, что на каждое рабочее место выбирают самого образованного, самого умелого и самого аккуратного. В-третьих, конец XX и первая половина XXI в. считается эпохой электронно-вычислительных машин (компьютеров). В будущем предстоит создание банка знаний с использованием компьютеров. Необходимо решить многочисленные проблемы выявления закономерностей отображения на экранах компьютеров строений, машин и явлений. Это невозможно без освоения черчения.
В результате развития технического прогресса появился предмет черчение, называемый языком техники и считающийся международным языком. Правила построения изображений, изучаемых в этом предмете, одинаковы во всех странах, поэтому в Японии для понимания чертежа, выполненного в Англии, не нужно знать английский язык, точно так же во Франции для понимания чертежа, выполненного в Китае, не нужно знать китайский язык.
Целью данного курса является формирование у учащихся
пространственного воображения, мышления и основ графической культуры.
Задачи курса.
развитие способностей учащихся к логическому рассуждению и творческому мышлению;
- ознакомление учащихся с основными правилами оформления чертежей и приобретение навыков работы с чертежами, чертежными инструментами и принадлежностями;
формирование устойчивых знаний по аксонометрическим изображениям и прямоугольным проекциям на взаимно перпендикулярные плоскости;
ознакомление учащихся с условностями и упрощениями, применяемыми при выполнении чертежей;
- воспитание у школьников усидчивости, прилежности, четкости в черчении и самостоятельности.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса учащихся должны знать и уметь:
- общие правила оформления чертежей: форматы, масштабы, типы линий, чертежный шрифт, нанесение размеров;
- правильное изображение замечательных кривых, симметрии, основные свойства проекций;
- основные правила выполнения сборочных чертежей;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму несложных предметов по их чертежам и строить аксонометрические изображения;
- читать чертежи, выполнять необходимые производственные и сборочные чертежи.
Календарное планирование
№ Тематика Кол-во часов Дата
1 Люди разных профессий о чертеже. 1 2 Что такое стандарт? 1 3 Композиция чертежа. 1 4 О шрифте. 1 5 Луч определяет проекцию. 1 6 Чертеж и рисунок. 1 7 О практике черчения. 1 8 Оптические иллюзии. 1 9 Конструкторская смекалка. 1 10 Проекции точки в реальной конструкции. 1 11 Когда прямая превращается в точку. 1 12 Следы на эпюрах. 1 13 Замечательные кривые. 1 14 Эллипс. 1 15 Парабола. Гипербола. 1 16 Эвольвента. Спираль Архимеда. 1 17 Циклоида. 1 18 Синусоида. 1 19 Сопряжения. 1 20 Геометрические тела и точки на их поверхности. 1 21 Развертки. 1 22 Развертка шара 1 23 Свертка и раскладка 1 24 Симметрия 1 25 О предметах, имеющие плоские срезы 1 26 Загадочные проекции простых тел. 1 27 Логика в черчении. 1 28 Старые знакомые. 1 29 Сечение без отсечения. 1 30 Винтовые линии и резьба. 1 31 Семейство колеса. 1 32 Производственный чертеж. 1 33 Сборочный чертеж. 1 34 Итоги курса. 1 Список использованной литературы
1. Черчение. Методическое руководство.
2. Инструктивно — методическое письмо.
3. И.А.Воротников. Занимательное черчение.
4. Изобразительное искусство и черчение преподавание в школе и вузе
Республиканский научно - методический журнал.
5. Рабочая тетрадь №2. Разрезы. М.: вентана-Граф, 2001
6. В помощь школьному учителю. Г.Г.Ерохина М., 2011
7. Интернет.