Рабочая программа факультативного курса За страницами учебника математики


Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено
кафедры естественно-Зам.директора по УВР Директор МОУ СОШ № 6
математического цикла
__________________________________________ _______________________
Протокол № ___________
от «___»__________20__г.
Руководитель кафедры
______________________ «___»___________20___г. «___»_____________20___г.
ПРОГРАММА
дополнительного курса по математике
«За страницами учебника математики»
в 7 классе МБОУ «СОШ № 6» г.Дальнереченска(количество часов – 30)
Составитель: учитель математики
МБОУ «СОШ № 6» г.ДальнереченскаВитюк Л.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:
– Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2009.
– Программа для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Математика (составители: Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. М.: Дрофа, 2004).– Алгебра. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/(Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворов); под.ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2010.
– Геометрия. 7 – 9 классы: учеб.для общеобразоват.учреждений/(Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.). – М.: Просвещение, 2010.
– Баврин И.И. Старинные задачи/И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. – М.: Просвещение, 1994.
– Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков (пособие для учителей). – М.: Просвещение, 1971.
– Гусев В.С., Мордкович А.Г. Математика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1988.
– Депман И.Я., Виленкин Н.Я.За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 2003.
– Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – 3 изд. – М.: Дрофа, 2002.
– Костырикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов (книга для учителя). – М.: Просвещение, 1991.
– Перельман Я.И. Живая математика. М.: Наука, 1978.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – 12 изд. – М.: Наука, 1970.
– Сечеи Д. Геометрия (Шаг за шагом) / Дениз Сечеи; пер.с англ. А.Н.Степановой. – М.: АСТ; Астрель, 2006.
– Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике (книга для учителя). – М.: Просвещение, 1994.
– Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
– Математика в школе: ежемесячный научно- методический журнал.
Программа курса в сочетании с программой математики способствует углубленному изучению математики. Содержание курса не дублирует школьный курс математики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на конкретных примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики.
Цели курса:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни;
привитие устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся;
Задачи курса:
сформировать у школьников понимания значения математики; представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
научить применять математический аппарат при решении нестандартных задач;
привить навыки работы в группе, быть ее лидером, отстаивать свои интересы;
развивать ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
воспитывать       культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
воспитывать волевые качества, коммуникабельность, чувство ответственности.
Организация учебного процесса:
Программа курса рассчитана на 30 часов.
Курс имеет практическую направленность, формы занятий: практикумы, лекции, презентация проектов и д.т. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют применять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется на большом числе упражнений. Курс наполнен заданиями, разнообразными по форме и содержанию.
 
Общая краткая характеристика курса
Выражения, тождества, уравнения – 2 часа
Основная цель - расширить сведения о преобразовании выражений; на основе использования закономерностей познакомить с первоначальными сведениями об арифметической и геометрической прогрессии, изучаемыми в курсе алгебры в 9 классе; использовать полученные знания для нахождения суммы дробей, решения задач; обучить навыкам действий с бесконечными дробями, периодическими дробями; познакомить с задачами по экономике (расчет заработной платы) и научить их решать; на основе изучаемых в школьном курсе линейных уравнений обучать решению других типов уравнений (нелинейных уравнений, уравнений с модулем).
Формулы – 1 час
Основная цель – развивать умения преобразовывать формулы; выражать неизвестную переменную из формулы; применять формулы для решения задач.
Функции, задание функций несколькими формулами – 3 часа
Основная цель - познакомить учащихся с заданием функций несколькими формулами; научить находить значения функции и значения аргумента при задании функции несколькими формулами; знакомство с функциями, которые используются при изучении экономических процессов, физических явлений; строить графики данных функций; составление презентаций.
Начальные геометрические сведения – 2 часа
Основная цель - расширить начальные геометрический сведения; научить применять алгебраические свойства (рефлексивности, симметричности, транзитивности) для доказательства геометрических задач; ввести логические основы доказательств.
Степень с натуральным показателем – 2 часа
Основная цель – используя понятия и свойства степени с натуральным показателем, научить решать задачи на определение закономерности, нахождении последней цифры числа an; научить упрощать выражения, содержащие математические операции «сложение», «вычитание»; углубление знаний о функциях y=x2, y=x3; о преобразовании одночленов.
Абсолютная и относительная погрешности – 1 час
Основная цель - формировать умение находить абсолютную и относительную погрешности при решении физических, экономических задач.О простых и составных числах – 1 час
Основная цель - расширить знания учащихся о представлении составных чисел в виде произведения простых чисел.
Треугольники – 2 часа
Основная цель - решение задач повышенной сложности (доказательство равенства треугольников, применение свойств «трех великих треугольников», начальные сведения о теореме Пифагора, построение треугольников), составление призентаций.
Многочлены – 2 часа
Основная цель – углубить знания учащихся при использовании умножения одночленов и многочленов при преобразовании алгебраических выражений и решении уравнений; решение задач повышенной сложности при разложении многочлена, доказательстве тождеств.
Деление с остатком – 2 час
Основная цель – деление многочленов; применение теоремы Безу на простейших примерах (теорема не изучается в школьном курсе математики).
Параллельные прямые – 2 часа
Основная цель – решение задач повешенной сложности на доказательство параллельности прямых, построение параллельных прямых, составление призентаций.
Формулы сокращенного умножения – 3 часа
Основная цель – расширить умение применять формулы сокращённого умножения для решения нестандартных задач, возведение двучлена, трехчлена в степень.
Соотношения между сторонами и углами треугольника – 2 часа
Основная цель – решение задач повышенной сложности по изучаемой теме, первоначальное знакомство с тригонометрическими функциями.
Системы линейных уравнений – 3 часа
Основная цель – углубить знания по изучаемой теме в курсе математики, построение графика нелинейного уравнения с двумя переменными, различные методы решения систем линейных уравнений (аналитический, функциональный), системы уравнений с модулем, параметрами.
Линейные неравенства с двумя переменными – 2 часа
Основная цель – введение данного раздела для подготовки изучения темы «Линейные неравенства с двумя переменными» в дальнейшем курсе математики.
Обобщение и систематизация знаний по изученному курсу – 1 час
Обобщение и систематизация знаний, полученных на занятиях по данным темам курса «За страницами учебника математики».
Календарно – тематический план
№ урока Содержание учебного материала Дата Факт Примечание
1, 2 Выражения, тождества, уравнения 3 Формулы 4, 5, 6 Функции, задание функций несколькими формулами 7, 8 Начальные геометрические сведения 9, 10 Степень с натуральным показателем 11 Абсолютная и относительная погрешности 12 О простых и составных числах 13, 14 Треугольники 15, 16 Многочлены 17, 18 Деление с остатком 19, 20 Параллельные прямые 21, 22 Формулы сокращенного умножения 23, 24 Соотношения между сторонами и углами треугольника 25, 26, 27 Системы линейных уравнений 28, 29 Линейные неравенства с двумя переменными 30 Обобщение и систематизация знаний по изученному курсу