Программа факультативного курса по математике За страницами учебника математики (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопокровская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Новопокровская СОШ»
________Н.И.Климачева
Приказ № 87/2
от«23»мая 2012г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________Г.А.Потапова«21»мая 2012г. РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель
___________Н.Е.Ерохинапротокол №7 от «17» мая2012 г.
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса " За страницами учебника математики "
(для обучающихся 5 классов)
Автор:
учитель математики
МБОУ «Новопокровская СОШ»
Потапова Г.А.
Новопокровка- 2012
Пояснительная записка
Факультативный курс призван развивать способности и интересы обучающихся, отслеживать зарождение интереса к математике на первичном уровне, поддерживать его до познавательного уровня и тем самым создавать основы для выбора профиля в старшей школе.
Цель-:-Расширить и углубить знания по предмету;
Задачи:
-​ Развитие логического мышления;
-Раскрытие творческих способностей ребенка;
-Раскрыть приложения математики на практике;
-Выявление одаренных детей;
-Формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности
-Привитие интереса к предмету.
Особое значение на факультативных занятиях уделяется вопросам организации самостоятельной работы обучающихся, обязательно учитывается уровень развития и подготовленности обучающихся, их интерес к тем или иным разделам программы.
Программа факультативного курса по математике для обучающихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий обучающиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность обучающимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр.
Структура документа
Программа включает пять разделов : пояснительную записку , содержание учебного материала, требования к подготовке обучающихся, тематическое планирование факультативного курса, литературу
Содержание факультативного курса
Тема1.Математика у древних народов.
Математика в Египте. Математика древних вавиловян. Греческая и индийская математика.
Тема 2. Математика у русского народа.
Письменные памятники математических знаний русского народа.
Русские счёты. Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика».
Тема 3. Числа. Считаем устно.
Мгновенное умножение. Некоторые закономерности устного счёта.
Тема 4. Графы.
Знакомство с графами. Вершины и ребра графов. Примеры графов. Степень вершины. Основные понятия. Двудольные графы. Лемма о рукопожатиях. Деревья. Разные задачи.
Тема 5. Принцип Дирихле.
Знакомство с принципом Дирихле. Доказательство. Ищи там, где легче. Высматривай знакомое.
Тема 6. Игра «Танграм».
Развитие комбинаторных навыков учащихся. Китайская головоломка «Танграм». Составление различных фигур.
Тема 7. Задачи на разрезания
Рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения.
Тема 8. Игры «Мельница»и «Болотуду»
Игра с фишками «Мельница». Игра с фишками «Болотуду»
Тема 9. Пятое математическое действие
Пятое действие. Астрономические числа. Тремя одинаковыми цифрами.
Тема 10. Дружим с компьютером.
Геометрические исследования в компьютерной среде, связанные с основными понятиями планиметрии. Отрезки и углы. Треугольники и четырехугольники. Установление вида треугольника и четырехугольника. Построение с помощью компьютерных инструментов. Установление некоторых закономерностей.
Тема 11. Задачи на движение с постоянной скоростью.
Решение задач на движение с постоянной скоростью
Тема 12. Знаете ли Вы проценты?
Проценты. Решение различных задач на проценты.Арифметическая викторина.
Тема 13. Игры на квадратах с клетками.
Игра «пять в ряд». Игра «Две эскадры». Американские , итальянские и турецкие шашки. Игра «Реверс».
Тема 14. Математические развлечения.
Математический КВН.
Тема 15. Итоговый контроль.(проект).
Защита проектов.
Требования к подготовке обучающихся:
В результате освоения курса обучающийся должен:
Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе задачи олимпиад;
Использовать информационную образовательную среду, предоставленную учителем, уверенно владеть основными элементами этой среды: математическими компьютерными инструментами;
Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные обучающимся математические элементы этих приложений.Обучающийся научится:
выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью ИКТ;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов по различным темам.
Тематическое планирование факультативного курса " За страницами учебника математики»
№ Тема занятий Кол-во
часов
1. Математика у древних народов 2
2. Математика у русского народа 1
3. Числа. Считаем устно. 3
4. Графы 3
5. Принцип Дирихле 2
6. Игра «Танграм» 2
7. Задачи на разрезания 2
8. Игры « Мельница»и «Болотуду» 2
9. Пятое математическое действие 2
10. Дружим с компьютером 2
11. Задачи на движение с постоянной скоростью 4
12. Знаете ли Вы проценты? 4
13. Игры на квадратах с клетками. 3
14. Математические развлечения 1
15 Итоговый контроль.(проект) 2
Итого 35


Литература для учителя
Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки [Текст] / М. Гарднер. – 5-е изд. – М.: Наука, 1986.
Депман, И. Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средн. шк. [Текст] / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 1989.
Депман, И. Я. Мир чисел [Текст] / И. Я. Депман. – 4-е изд. – Л.: Детская литература, 1982.
Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки [Текст] / Е. И. Игнатьев. – 4-е изд. – М.: Наука, 1984.
Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел [Текст] / Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов. – М.: Просвещение, 1986.
Перельман, Я. И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки [Текст] / Я. И. Перельман. – 11-е изд. – М.: Наука, 1978.
Рыбников, К. А. Возникновение и развитие математической науки: кн. для учителя [Текст] / К. А. Рыбников. – М.: Просвещение, 1987.
Романовский, Б. В. С метром по векам [Текст] / Б. В. Романовский. – Л.: Детская литература, 1985.
Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: кн. для учителя [Текст] / М. Ю. Шуба. – М.: Просвещение, 1994.
Литература для обучающегосяГарднер,  М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки [Текст] / М. Гарднер. – 5-е изд. – М.: Наука, 1986.
Депман, И. Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средн. шк. [Текст] / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 1989.
Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки [Текст] / Е. И. Игнатьев. – 4-е изд. – М.: Наука, 1984.
Маркушевич, А. И. Детская энциклопедия: кн. для среднего и старшего возраста [Текст] / А. И. Маркушевич [и др.]. – М.: Просвещение, 1974.