Рабочая программа курса Наглядная геометрия 5 класс



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»


«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________________________
Протокол № ___ от «__»
____________2015___г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №1
_____________/_Бабич И. Н._/

«__»____________2015___г.

«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №1
_____________/Чегринец С.А._/

Приказ № ___ от «__»____2015___г.









Рабочая программа по наглядной геометрии для 5 классов
на 2015-2016 учебный год
составлена на основе рабочей программы
по наглядной геометрии для 5-х классов

Составитель:
Закревская Л. А.,
учитель математики



















2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка.
Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Цели курса:

* создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
* максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
* показать роль геометрических знаний в познании мира;
* развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.


Учебно – тематическое планирование

Класс 5
Учитель Закревская Людмила Анатольевна
Предмет наглядная геометрия
Количество часов
Всего 17 часов.; в неделю 0,5 часа.
Рабочая программа предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы.
Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии для 5-х классов является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот (С.-Петербург).
Учебник: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5 – 6 класс. М.: Дрофа, 2000 г.
Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.


Наименование разделов и тем
Вид
занятия
Наглядные пособия и технические средства
Задания
для
учащихся
Приме-чание

1
Первые шаги в геометрии.
Урок формирования умений и навыков

П.1


2
Пространство и размерность
Урок формирования умений и навыков

П.1-2


3
Простейшие геометрические фигуры: луч, отрезок, многоугольник
Урок формирования умений и навыков

П.3


4
Ломаные линии. Многоугольники. Параллелограммы
Урок формирования умений и навыков

П.21


5
Конструирование из «Т»
Урок формирования умений и навыков

П.4


6
Задачи на разрезание и складывание фигур
Урок формирования умений и навыков

П.6


7
Геометрические головоломки. Танграм.
Урок формирования умений и навыков

П.9


8
Задачи со спичками
Урок формирования умений и навыков

П.16


9
Ломаные. Треугольник. Построение треугольников
Урок формирования умений и навыков

П.7


10
Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Флексагоны
Урок формирования умений и навыков

П.7


11
Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам
Урок формирования умений и навыков

П.7


12
Квадрат. Куб и его свойства. Развертка куба, параллелепипеда. Модель куба
Урок формирования умений и навыков

П.5


13
Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Задачи на проекционном чертеже
Урок формирования умений и навыков

П.19


14
Задачи на разрезание и складывание фигур.
Урок формирования умений и навыков

П.6


15
Задачи, головоломки, игры.
Урок применения знаний

П.18


16
Пентамино. Лабиринты


П.26


17
Оригами
Урок формирования умений и навыков

П.23






Содержание тем учебного курса (17 часов).

1. Введение
Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение.
2. Фигуры на плоскости
Ломаные. Треугольник. Построение треугольников. Квадрат. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и др. Конструирование из «Т». Геометрические головоломки.
3. Фигуры в пространстве
Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Флексагоны. Куб и его свойства. Развертка куба и параллелепипеда. Модель куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Задачи на проекционном чертеже
4. Занимательная геометрия
Задачи, головоломки, игры. Танграм. Пентамино. Лабиринты. Оригами.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
владеть алгоритмами простейших задач на построение
овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела
В результате изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.
Перечень учебно-методического обеспечения

1. Учебник: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5 – 6 класс
2. Рабочие тетради.
3. Раздаточный материал для практических работ.
4. Обязательный минимум содержания оборудования для средней школы.
5. Программы для общеобразовательной школы «Математика 5-11кл.». Г.М.Кузнецова.
7. Мультимедийный проектор.
8. Чертежные инструменты.

Литература для учителя

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.
2. . Афонькин, С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. – 192 с.
3. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
4. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н.Никитин. – М.: Просвещение, 1990.
5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
6. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
7. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

Литература для обучающихся

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

Заголовок 115