Рабочая программа курса Наглядная геометрия, 6 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрено
На школьном МО
От «__» августа 2016 г.
Протокол МО №1
Руководитель _______
(Бояркина С. С.) Согласовано
На школьном ИМС
От «__» августа 2016 г.
Протокол ИМС №1
Руководитель _________
(Базанова М. В.) Утверждено
Приказом от «__» августа 2016 г. №____
Директор Шуплецова Л. А.
_______________________
Рабочая программа
учебного курса
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
5 класс
Автор составитель: Маткина Наталья Михайловна,
учитель математики первой категории
Шадринск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 года № 1897) с изменениями (приказ Минобрнауки РФ от «29» декабря 2014 года № 1644);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от «8» апреля 2015 года № 1/15);
- учебника «Наглядная геометрия 5 – 6 классы» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе учебного предмета «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Данный учебный предмет дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в систематическом курсе геометрии вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости де-дуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления гео-метрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой учебного предмета «Наглядная геометрия».
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
• Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
•Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответ-ствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствую-щих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
• На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
• Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
•Углубить и расширить представления об известных геометрических фигу-рах.
•Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Наглядная геометрия» входит в предметную область «Математика и информатика», является обязательным для изучения в 5 классе. В учебном плане на его изучение отводится:
Класс Учебный предмет Количество недельных часов Количество учебных недель Итого
за учебный год
5 класс Наглядная геометрия 1 34 34
6 класс Наглядная геометрия 1 34 34
Всего – 68 часов
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение математики в общем и наглядной геометрии в частности обеспечивает следующие результаты освоения основной образовательной программы:
личностные:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные.
Межпредметные понятия
Обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
предметные:
1)представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее значимости в жизни человека; владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объемными геометрическими фигурами;
владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых геометрических фигур.
развитие умения определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке; изображать фигуры на нелинованной бумаге; распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы); изображать геометрические чертежи согласно условию задачи;
4) развитие умения видеть свойства конкретного геометрического тела;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; применять некоторых геометрических соотношениях;
4) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
5) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
6) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий;
7) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений; 8) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,  пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
9) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
10) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
11) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится в 5 классе
(для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)Выпускник получит возможность научиться в 5 классе для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях - определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке,
- усвоят первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
- изображать фигуры на нелинованной бумаге;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
- изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
- овладеют практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
- видеть свойства конкретного геометрического тела;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- усвоят первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
-
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- усвоят практические навыки использования геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; описания реальных ситуаций на языке геометрии. - осознавать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дидактические единицы (разделы, темы) содержания обучения
Раздел программы
Число часов отводимых на данный раздел Авторская рабочая программа Характеристика основных видов деятельности учащихся
Зашифрованная переписка. Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата 1 Зашифрованная переписка Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в задан- ном направлении
Задачи, головоломки, игры Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников 3 Задачи, головоломки, игры Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранника- ми. Проекции многогранников Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование.
Параллельность
и перпендикуляр-
ностьПараллельные и пер-
пендикулярные пря-
мые на плоскости и впространстве. Постро-
ение параллельных
и перпендикулярных
прямых с помощью
линейки и чертежногоугольника. Постро-
ение прямой, парал-
лельной и перпендику-
лярной данной, с
помощью циркуля и
линейки. Параллель-
ные, перпендикуляр-
ные и скрещивающие-
ся ребра куба. Скре-
щивающиеся прямые
Параллельность
и перпендикуляр-
ностьПараллельные и пер-
пендикулярные пря-
мые на плоскости и впространстве. Постро-
ение параллельных
и перпендикулярных
прямых с помощью
линейки и чертежногоугольника. Постро-
ение прямой, парал-
лельной и перпендику-
лярной данной, с
помощью циркуля и
линейки. Параллель-
ные, перпендикуляр-
ные и скрещивающие-
ся ребра куба. Скре-
щивающиеся прямые
Распознавать взаимное
расположение прямых(пересекающихся, па-раллельных, перпенди-
кулярных) в пространст-ве. Приводить примеры
расположения прямыхна кубе. Строить парал-
лельные и перпендику-
лярные прямые с по-
мощью циркуля и линей-
ки.
Параллелограммы
Параллелограмм,
ромб, прямоугольник.
Некоторые свойства
параллелограммов.
Получение параллель-
ных и перпендикуляр-
ных прямых с по-
мощью перегибания
листа. Свойства квад-
рата и прямоугольни-
ка, полученные пе-
регибанием листа.
Золотое сечение Параллелограм-
мы
Параллелограмм,
ромб, прямоугольник.
Некоторые свойства
параллелограммов.
Получение параллель-
ных и перпендикуляр-
ных прямых с по-
мощью перегибания
листа. Свойства квад-
рата и прямоугольни-
ка, полученные пе-
регибанием листа.
Золотое сечение Моделирование парал-
лельных и перпендику-
лярных прямых с по-
мощью листа бумаги.
Исследовать и описывать
свойства ромба, квадра-
та и прямоугольника, ис-
пользуя эксперимент,
наблюдение, измерение
и моделирование
Координаты, координаты, координаты...
Определение местона-
хождения объектов нагеографической карте.
Определение положе-
ния корабля в игре
≪Морской бой≫. Коор-
динатная плоскость.
Координаты точки наплоскости. Полярные
координаты: угол и
расстояние. Декартова
система координат впространствеКоординаты, ко-
ординаты, коор-
динаты...
Определение местона-
хождения объектов нагеографической карте.
Определение положе-
ния корабля в игре
≪Морской бой≫. Коор-
динатная плоскость.
Координаты точки наплоскости. Полярные
координаты: угол и
расстояние. Декартова
система координат впространствеНаходить координаты
точки и строить точку поее координатам на плос-
кости
Оригами
Складывание фигур избумаги по схеме
Оригами
Складывание фигур избумаги по схеме
Конструировать задан-
ные объекты из бумаги.
Работать по предписа-
нию, читать чертежи и
схемы
Замечательные кривые
Конические сечения
конуса: эллипс, окруж-
ность, гипербола, па-
рабола. Спираль Архи-
меда. Синусоида.
Кардиоида. Циклоида.
Гипоциклоида
Замечательные
кривые
Конические сечения
конуса: эллипс, окруж-
ность, гипербола, па-
рабола. Спираль Архи-
меда. Синусоида.
Кардиоида. Циклоида.
Гипоциклоида
Строить замечательные
кривые (эллипс, окруж-ность, гиперболу, пара-
болу, спираль Архимеда,
синусоиду, кардиоиду,
циклоиду и др.) от руки
с помощью вспомога-
тельных средств
Кривые Дракона
Правила получения
кривых Дракона
Кривые
Дракона
Правила получения
кривых Дракона
1 Осуществлять поворот
фигуры на заданный угол
в заданном направле-
нии, рисовать от руки
и по предписаниям
Лабиринты
Истории лабиринтов.
Способы решений за-
дач с лабиринтами: ме-
тод проб и ошибок,
метод зачеркивания
тупиков, правило
одной руки
Лабиринты
Истории лабиринтов.
Способы решений за-
дач с лабиринтами: ме-
тод проб и ошибок,
метод зачеркивания
тупиков, правило
одной руки
1 Решать задачи с по-
мощью методов: проб и
ошибок, зачеркивания
тупиков и правила одной
руки. Применять методы
прохождения лабирин-
товГеометрия клетчатой бумаги
Построения перпенди-
куляра к отрезку с по-
мощью линейки. По-
строение окружности
на клетчатой бумаге.
Построение прямо-
угольного треугольни-
ка и квадрата по задан-
ной площади
Геометрия клет-
чатой бумаги
Построения перпенди-
куляра к отрезку с по-
мощью линейки. По-
строение окружности
на клетчатой бумаге.
Построение прямо-
угольного треугольни-
ка и квадрата по задан-
ной площади
1 Применять свойства фи-
гур при решении задач наклетчатой бумаге. Стро-
ить фигуры на клетчатой
бумаге с учетом их
свойств. Использовать
клетчатую бумагу как па-
летку
Зеркальное отражение
Получение изображе-
ний при зеркальном
отражении от одного
и нескольких зеркал
Зеркальное от-
ражениеПолучение изображе-
ний при зеркальном
отражении от одного
и нескольких зеркал
1 Наблюдать за изменени-
ем объекта при зеркаль-
ном отображении. Стро-
ить объекты при зеркаль-
ном отображенииСимметрия
Осевая симметрия.
Зеркальная симметрия
как частный случайосевой. Центральная
симметрия. Использо-
вание кальки для по-
лучения центрально-
симметричных фигур
Симметрия
Осевая симметрия.
Зеркальная симметрия
как частный случайосевой. Центральная
симметрия. Использо-
вание кальки для по-
лучения центрально-
симметричных фигур
2 Находить в окружающем
мире плоские и про-
странственные симмет-
ричные фигуры. Стро- ить центрально-сим-
метричные фигуры с по-
мощью кальки. Оп-
ределять на глаз число
осей симметрии фигуры
Бордюры
Бордюры — линейные
орнаменты. Получение
симметричных фигур:
трафареты, орнамен-
ты, бордюры. Приме-
нение параллельного
переноса, зеркальнойсимметрии (с верти-кальной и горизон-
тальной осями), по-ворота и центральнойсимметрии
Бордюры
Бордюры — линейные
орнаменты. Получение
симметричных фигур:
трафареты, орнамен-
ты, бордюры. Приме-
нение параллельного
переноса, зеркальнойсимметрии (с верти-кальной и горизон-
тальной осями), по-ворота и центральнойсимметрии
1 Конструировать бордю-
ры, изображая их от руки
и с помощью инструмен-
тов. Применять геомет-
рические преобразова-
ния для построения
бордюров
Орнаменты
Плоские орнаменты —
паркеты. Выделение
ячейки орнамента. По-
строение орнаментов и
паркетов
2
ОрнаментыПлоские орнаменты —
паркеты. Выделение
ячейки орнамента. По-
строение орнаментов и
паркетов
2
Конструировать орна-
менты, изображая их отруки и с помощью ин-
струментов. Использо-
вать геометрические
преобразования длясоставления паркета
Симметрия помогает решать задачи
Построение фигур приосевой симметрии.
Расстояние от точки до
прямой. Свойство ка-
сательной к окружнос-
тиСимметрия помо-
гает решать задачи
Построение фигур приосевой симметрии.
Расстояние от точки до
прямой. Свойство ка-
сательной к окружнос-
тиСтроить фигуры при осе-
вой симметрии, строить
рисунок к задаче, выпол-
нять дополнительные
построения
Одно важное свойство окружности
Вписанный прямо-
угольный треуголь-
ник. Вписанный и
центральный угол
2
Одно важное
свойство окружности
Вписанный прямо-
угольный треуголь-
ник. Вписанный и
центральный угол
2
Решать задачи на на-
хождение длины от-
резка, периметра много-
угольника, градусной ме-
ры угла, площади
прямоугольника и
объема куба
Задачи, головоломки, игры
Задачи, голово-
ломки, игры
1 Выделять в условии зада-
чи данные, необходимые
для решения задачи,
строить логическую це-
почку рассуждений, со-
поставлять полученный
результат с условием
задачи
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебнику «Наглядная геометрия 5 – 6 классы» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г..Оно не носит обязательного характера и не исключает возможностей иного распределения содержания. Составители рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения, расширения объема содержания.
В примерном тематическом планировании разделы основного содержания разбиты на учебные темы в последовательности их изучения по учебнику «Наглядная геометрия 5 – 6 классы» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г.
Количество часов: всего – 34; в неделю – 1.
Плановых контрольных работ – 3
Практических работ, мини - проектов - 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Раздел Тема Количество часов В том числе, контр. раб.
Фаза постановки и решения системы учебных задач
I Повторение за курс 5 класса 1 II Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры. 2 III Фигурки из кубиков 2 IV Параллельность и перпендикулярность. 5 1
V Координатная плоскость. 3 проект
VI Оригами 2 проект
VII Замечательные кривые. 5 VIII Зеркальное отражение. Симметрия. 7 1
IX Важные свойства окружности. 2 проект
X Занимательная геометрия. 2 Рефлексивная фаза
XI Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся 3 1
Итого 34 ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерное календарно-тематическое планирование
(1час в неделю)
№ № Тема урока ИКТ Планируемые предметные результаты Планируемые метапредметные результаты Планируемые личностные результаты Кол-во
часов Дата план Дата факт
Фаза постановки и решения системы учебных задач
Повторение за курс 5 класса 1 ч 1 1 "Геометрия вокруг нас!" Распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке, описывать и определять (узнавать) по некоторым признакам геометрические фигуры и их модели. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами Развитие интереса к предмету, желания изучать предмет. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры. 2 ч 2 1 Зашифрованная переписка. Способ решетки Принципы шифровки записей. Разгадывать зашифрованные записи Развитие творческих способностей, логического мышления 3 2 Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач Способы решения задач Решать задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур Фигурки из кубиков 2 ч 4 1 Фигурки из кубиков и их частей. Принципы изображения трех проекций тел Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий 5 2 Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций Параллельность и перпендикулярность. 5 ч 6 1 Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых.
Проведение перпендикуляра к прямой. Презентация Знать определение
перпендикулярных и
параллельных прямых. Уметь строить
перпендикулярные прямые с помощью
циркуля и линейки.
Уметь строить параллельные прямые с помощью треугольника и линейки.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий 7 2 Параллельность и перпендикулярность. Пересекающиеся, скрещивающиеся прямые. Иметь представление о пересекающихся и скрещивающихся прямых
8 3 Параллельность и перпендикулярность. Свойства и способы построения данных прямых 9 4 Параллелограммы.
(Квадрат, прямоугольник, ромб). Свойства квадрата, прямоугольника, ромба. Строить и различать данные прямые на чертеже 10 5 Параллелограммы. Опыты с листом. Золотой прямоугольник. Золотое сечение Презентация Координатная плоскость. 3 ч 11 1 Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Игра «Морской бой» Научиться способам построения точек в системе координат Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий Развитие творческого мышления, воображения, выделение главного, систематизации полученных знаний 12 2 Координаты в пространстве. Презентация 13 3 Координаты. Игра “Остров сокровищ”. Оригами 2 ч 14 1 Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами. Презентация Иметь представление об искусстве оригами Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий 15 2 Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами. Уметь складывать простые фигуры оригами. Замечательные кривые. 5ч 16 1 Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола Иметь представления об эллипсе , гиперболе, параболе, спирали,Архимеда, синусоиде, кардиоиде, циклоиде, гипоциклоиде Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. Развитие творческих способностей, логического мышления. 17 2 Замечательные кривые. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды. Презентация 18 3 Кривые Дракона. Уметь построить кривую с разным количеством сгибов 19 4 Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок. Презентация Иметь представление о лабиринтах, знать правила их прохождения 20 5 Лабиринты. Метод зачеркивания тупиков. Правило одной руки. Зеркальное отражение.Симметрия. 9 ч 21 1 Геометрия на клетчатой бумаги.Уметь применять свойства фигур на клетчатой бумаге Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентировка на разнообразие способов решения задач; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;осуществление синтеза как составление целого из частей; сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавление причинно-следственных связей Развитие творческих способностей, логического мышления.
Развитие творческого мышления, воображения, выделение главного, систематизации полученных знаний 22 2 Зеркальное отражение. Иметь представление о зеркальной симметрии уметь строить симметричные фигуры 23 3 Симметрия, ее виды. Осевая симметрия.
Симметричные фигуры. Презентация 24 4 Симметрия, ее виды. Центральная симметрия. 25 5 Бордюры. Трафареты Презентация Иметь представление о бордюре и трафарете. Иметь представление об орнаменте, паркете. Создать свой орнамент, паркет 26 6 Орнаменты. Паркеты. 27 7 Симметрия помогает решать задачи. Уметь решать задачи
используя симметрию
Важные свойства окружности. 2 ч 28 1 Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр. Иметь представление о вписанном угле, свойстве диагоналей прямоугольника Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий Развитие пространственного мышления, точности при выполнении заданий. 29 2 Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр. Занимательная геометрия. 2 ч 30 1 Задачи, головоломки, игры. Уметь решать головоломки Решать задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур Развитие творческих способностей, логического мышления 31 2 Задачи, головоломки, игры. Рефлексивная фаза
Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся 1 ч 32 1 Итоговая контрольная работа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы и других источников информации Развитие творческих способностей 33 Итоги года: творческий отчёт. Презентация Защита мини-проекта 34 Итоги года: творческий отчёт. Презентация Защита мини-проекта ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты
1. Федеральный государственный образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 года № 1897) с изменениями (приказ Минобрнауки РФ от «29» декабря 2014 года № 1644);
2. Примерная основная образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от «8» апреля 2015 года № 1/15)ю3. Закон «Об образовании в РФ»
Учебно-методические материалы
1. Учебник «Наглядная геометрия 5 – 6 классы» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г.
3. Информационные источники
3.1. http://www.drofa.ru/116/3.2. http://komarovana.ucoz.ru/load/nagljadnaja_geometrija_5_6_klass/23.3. http://nsportal.ru/shkola/4. Технические средства
4.1. Персональный компьютер
4.2. Мультимедийный проектор
6. Учебно-практическое оборудование
6.1. Аудиторная доска
6.2. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30º, 60º), угольник (45º, 45º), циркуль.