Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 11 класс


Календарно-тематическое планирование


Дата запл. Дата фактичТема урока Основные понятия Универсальные учебные действия
Познаватель-ныеРегулятив-ныеКоммуни-кативныеЛичност-ные1 1 2 2 3 1 Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шараповская средняя школа»
Шатковского муниципального района
Нижегородской области
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ «Шараповская СШ»
__________/А.И.Каравашкина./
«_______»_______________2015г.
«Утверждено»
Директор МОУ «Шараповская СШ»
_____________/Н.Б.Белянинова./
Приказ №________
от «_______»___________2015г.
Рабочая программа факультативного курса
«Основы редактирования»
11 класс
на 2015-2016 уч.г.
Учитель : Белянинова Н.Б.
С. Шарапово
2015 год
Пояснительная записка.Программа разработана на основе программы курса «Основы редактирования». Автор Т.М. Пахнова. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2005Программа курса «Основы редактирования» предназначена для углубленного изучения русского языка в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (как программа одного из курсов по выбору). Редактирование – это один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.
Программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи, на осуществление практической направленности курса «Основы редактирования»Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности.

Требования к уровню подготовки учащихся
Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно - целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), должно опираться на знания учащимися основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.
Курс включает работу над речеведческими понятиями.
Учащиеся должны знать/понимать:
основные признаки текста; способы и средства межфразовых связей, роль первого предложения (зачина) и др.) как инструмент для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного.
Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом, владеть навыками саморедактирования, взаиморедактирования, рецензирования сочинений, использования различных лингвистических словарей и справочников.

11 класс. Календарно-тематический план.
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
1. Культура речи как сложное и многоаспектное понятие 2 2.09 – 9.09
2. Качества хорошей речи: содержательность 2 16.09 – 23.09
3. Качества хорошей речи: правильность 2 30.10 – 7.10
4. Качества хорошей речи: точность 2 14.10 – 21.10
5. Речевые ошибки: нарушение правил, норм и традиций в области образования грамматических форм 1 28.10
6. Речевые ошибки: нарушение правил, норм и традиций в области словоупотребления 1 11.11
7. Речевые ошибки: нарушение правил, норм и традиций в области построения словосочетаний 1 18.11
8. Речевые ошибки: нарушение правил, норм и традиций в области построения предложений 1 25.11
9. Речевые ошибки: нарушение правил, норм и традиций в области построения текста 1 2.12
10. Речевые ошибки: нарушение коммуникативной целесообразности 1 9.12
11. Речевые ошибки: нарушение требований стилистики и культуры речи 1 16.12
12. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств 1 23.12
13. Речевые недочёты 1 13.01
14. Виды речевых ошибок и недочётов: лексические 1 20.01
15. Виды речевых ошибок и недочётов: морфологические 1 27.01
16. Виды речевых ошибок и недочётов: синтаксические 1 3.02
17. Виды речевых ошибок и недочётов: словообразовательные 1 10.02
18. Виды речевых ошибок и недочётов: стилистические 1 17.02
19. Лингвистические словари 1 24.02
20. Употребление слова в несвойственном ему значении 1 2.03
21. Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов) 1 9.03
22. Нарушение лексической сочетаемости 1 16.03
23. Неоправданное повторение одного и того же слова 1 6.04
24. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов 1 13.04
25. Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи 1 20.04
26. Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности 2 27.04 – 4.05
27. Употребление лишних слов (плеоназм, многословие) 2 11.06 – 18.05
28. Неправильное употребление фразеологизмов 1 25.05

Перечень учебно-методических средств обучения

Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь трудностей русского языка. Москва. Айрис-Пресс. 2009
А.Н.Тихонов. школьный словообразовательный словарь русского языка.
Москва «Цитадель-Трейд». 2012
Орфографический словарь русского языка. СПб.: ООО «Виктория плюс». 2013
Словарь иностранных слов. СПб.: ООО «Виктория плюс». 2010
Этимологический словарь русского языка. СПб.: ООО «Виктория плюс». 2011
Словарь синонимов и антонимов русского языка. СПб.: ООО «Виктория плюс». 2013
Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. –М., 1977
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.. 1981
Головин Б. Н. Основы культуры речи.- М.. 1988
Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1976
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1982.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
Пленкин Н. А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. – М., 1964.
Сикорский Н. М. Теория и практика редактирования. – М.,2000
Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений. - М., 1996.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.