Рабочая программа факультативного курса по русскому языку К пятёрке шаг за шагом 8 класс


Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом"
8 класс
составила учитель русского языка и литературы Келарева Е.В.
2015-2016 учебный год
Факультативный курс русского языка «К пятёрке шаг за шагом» предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся и сдаче ОГЭ и к олимпиадам по русскому языку.
Программа курса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку (2004 г.) и Программы по русскому языку для 5-9 классов к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других [Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.].
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к олимпиадам по русскому языку и к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых- русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения данного курса:
повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;
совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки, обеспечивающие эффективную подготовку к олимпиадам по русскому языку и упешное прохождение итоговой аттестации.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть ( повторение правил, объяснение трудных случаев правописания, определение этапов работы с текстом) и практическая часть (выполнение различных тестовых заданий и видов грамматического разбора; анализ текстов различных стилей и типов; анализ готовых образцов сочинений; создание таблиц, схем, алгоритмов; написание и редактирование сочинений-рассуждений; самостоятельная работа с учебной и справочной литературой).
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций: языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
сжатие исходного текста
редактирование текста
составление текста по образцу
составление обрамлений к рассказу
восстановление частей текста
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему
анализ текста художественного и публицистического стилей
работа с научной и публицистической литературой
составление схем, таблиц, алгоритмов
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте
получат новые знания из области лингвистики и литературоведения
научатся работать над сжатием исходного текста
смогут проводить различные виды анализа текста
владеть формами обработки информации исходного текста
создавать и редактировать собственное высказывание на основе прочитанного текста
Содержание программы
1. Язык и речь (4 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (6 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его строение (11 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили и типы речи (11 ч.)
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Анализ текста (2 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Аннотирование. Редактирование.
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов Количество часов Проверочные работы Р.Р.
1. Язык и речь 4 1
2. Единицы языка 6 1 3. Текст и его строение 11 2 1
4. Стили и типы речи 11 1 3
5. Анализ текста 2 2
Итого: 34 4 7
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Тема урока Кол-во
часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результата) Вид контроля Кален
дарные сроки Фактические сроки
Раздел 1. Язык и речь (4 ч.) 1 Язык и речь, или почему мы умеем говорить? 1 Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи Знать, что такое речь. 1 учебная неделя 2 Русский язык среди других языков мира. Выразительные возможности русского языка 1 Место русского языка среди других языков мира. История и происхождение. Писатели и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка Уметь давать характеристику русскому языку (семья, группа, происхождение) Уметь приводить примеры из художественной литературы о значении, красоте и богатстве русского языка как языка родной страны и культуры Опорный конспект 2 учебная неделя 3 Речь устная и письменная 1 Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе Знать отличие устного общения от письменного Индивидуальны задания 3 учебная неделя 4 Монолог. Диалог. Полилог1 Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог, полилогР.р. Творческая работа по составлению монолога или диалога 4 учебная неделя Раздел 2. Единицы языка (6 ч.)
5-8 Слово как универсальная единица языка. 4 Слово. Прямое и переносное значение слова. Эпитет, метафора, сравнение, метонимия Знать, что такое эпитет, метафора, сравнение, метонимия, уметь находить в тексте Тест по теме:
" Эпитет, метафора, сравнение, метонимия" 5 - 8 учебная неделя 9 Слово в контексте 1 Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. Знать понятие контекстуальных синонимов, антонимов, уметь находить их в тексте Интерактивный тренажёр 9 учебная неделя 10 Предложение как единица языка 1 Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения Знать отличительные признаки предложения Пунктуационный тренинг по теме "Простое предложение" 10 учебная неделя Раздел 3. Текст и его строение (11ч.)
11 Текст 1 Текст. Признаки текста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План текста. Виды плана Уметь различать широкие и узкие темы. Составлять различные планы к любому из предложенных текстов. Составление плана текста 11 учебная неделя 12-13 Микротема и абзац 2 Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация Уметь выразительно читать текст, определять микротемы Проверочная работа по теме "Микротемы текста" 12-13 учебная неделя 14 Контекст. Подтекст 1 Контекст. Подтекст Знать, что такое контекст и подтекст Беседа 14 учебная неделя 15-17 Средства связи предложений в тексте 3 Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте Знать средства связи предложений и уметь находить их в тексте Практикум по теме " Средства связи предложений в тексте" 15 - 17 учебная неделя 18-19 Типы связи предложений в тексте 2 Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи Знать типы связи. Уметь определять их в тексте, составлять текст с использованием каждого из типов связи Тест по теме " Цепная и параллельная связь предложений в тексте" 18 - 19 учебная неделя 20 Основная мысль текста 1 Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию 20 учебная неделя 21 Текст как целостное композиционное единство 1 Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»). Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения Р.р. Комплексный анализ отрывка из рассказа А.И. Куприна «Белый Пудель» 21 учебная неделя Раздел 4. Стили и типы речи (11 ч.)
22 Стили речи 1 Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности
Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения Опорный конспект 22 учебная неделя 23-25 Публицистический стиль и его структура 3 Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля Сочинение по тексту публицистического стиля
Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Уметь анализировать текст публицистического стиля. Знать правила написания рецензии, уметь писать сочинение-рецензию, сжатое изложение по тексту публицистического стиля Р.р. Сочинение- по тексту публицистического стиля (2 ч.)
23 - 25 учебная неделя 26-28 Художественный стиль речи и его структура 3 Художественный стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля
Приемы сжатия. Составление текста по образцу. Рецензия на написанное произведение
Знать особенности построения текста художественного стиля, основные признаки стиля. Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами. Уметь создавать собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем Р.р. Сжатое изложение по тексту художественного стиля 26 - 28 учебная неделя 29-30 Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном и публицистическом текстах 2 Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном и публицистическом текстах Практикум по теме " Изобразительно-выразительные средства языка" 29 -30 учебная неделя 31-32 Научный стиль речи 2 Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему
Знать структуру научного стиля, отличать его от других стилей.
Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему
Терминологический диктант 31 - 32 учебная неделя Раздел 5. Анализ текста (2 ч.)
33-34 Комплексный анализ текста 2 Анализ текста. Редактирование текста Уметь анализировать текст, редактировать написанное Р.р. Комплексный анализ текста публицистического стиля, редактирование написанного (2 ч) 33 - 34 учебная неделя Учебно-методическое обеспечениеДемонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2015 году государственной итоговой аттестации по русскому языку
Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ОГЭ, 9 класс. – М.: Астрель, 2014
Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.
Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык: ЕГЭ-2010: реальные задания. – М., 2010
Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ОГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2015 г.
Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.
Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2014 г.
Материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x