Программа факультативного курса «Прикладная физическая культура» (10-11 класс)

Программа факультативного курса
«Прикладная физическая культура»

АВТОР: Сафронов Александр Владимирович, учитель по физической культуре МБОУ г. Иркутска СОШ №7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для педагогов, работающих со школьниками, имеющими медицинский допуск к занятиям, в возрасте от 15 лет (10-11 класс). Программа занятий разделена на два учебных года (68 часов), 1 недельный час (34 часа в год). По прохождению курса ребята получают комплекс теоретических и практических знаний в области «прикладная физическая культура».
Прикладная физическая подготовка определяется в литературе, как «специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии». Термин «прикладность» подчеркивает сугубо прагматическую направленность физического воспитания: на подготовку к значимой для каждой личности и общества в целом деятельности - профессиональному труду.
Актуальность. В современных условиях стоит вопрос о состоянии здоровья населения, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья. Так, например, в России, как показывает статистика, на протяжении последних лет снижается уровень здоровья населения во всех социально-демографических группах. Около 53% учащихся школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25%. Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Около 50% призывников не выполняют предусмотренные нормативы, а 20% признаются негодными к службе в армии по состоянию здоровья. В настоящее время проблема укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности людей, приобщения их к здоровому образу жизни является одной из наиболее острых проблем социальной политики. Поэтому значимость сферы физической культуры в современных условиях существенно возрастает. Однонаправленность в использовании традиционных средств физической культуры привела к тому, что постепенно само понимание физической культуры свелось к физическим упражнениям, к двигательной активности. Центральной задачей школы в условиях гуманизации образования является формирование у учащихся системы профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебной деятельности, общей культуры, органическим видом которой является физическая подготовка. Немаловажное значение в оптимизации физического состояния и здоровья, возрастание их интереса и потребности в физкультурно-спортивной деятельности играет прикладная физическая подготовка. Профессиональная направленность физического воспитания учащихся, ориентированна на получение соответствующих знаний, будет стимулировать к физической активности, повышать интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, а, следовательно, улучшаться психофизиологическое состояние, физическая работоспособность и состояние здоровья. Профилирование процесса физического воспитания имеет большое практическое значение для общества, так как оно является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров.
Новизна программы заключается в том, что методика преподавания прикладной физической культуры в общеобразовательной школе сочетается с программой по основам безопасности жизнедеятельности. Занятия по программе направлены на улучшение физического развития, физической подготовленности, функционального и психофизического состояния, воздействуют на мотивационно-эмоциональную сферу учащихся, ориентируют их на проявление большей физической активности и самостоятельности, увеличивают интерес и потребность в физкультурно-спортивной деятельности, а так же на формирование ответственности за своё здоровье.
Технология преподавания предмета «Прикладная физическая культура» для учащихся 10-11 классов оборонно-спортивного профиля, предусматривает взаимосвязь следующих дидактических элементов.
Содержание: рукопашный бой, стрельба из пневматической винтовки и пистолета, туризм, прикладное плавание.
Методы организации деятельности по прикладной ФК: круговая тренировка, игры и игровые упражнения.
На занятиях по прикладной физической культуре у учащихся формируются такие жизненно важные психофизические качества как глазомер, устойчивость внимания, эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение, сенсомоторная координация. Улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, системы терморегуляции (выносливость к холоду, теплу, резким перепадам температуры, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам). Развивается общая выносливость, скорость, сила, воспитывается смелость. Формируются навыки (рациональная ходьба, преодоление различных препятствий, ходьба с рюкзаками, лазание по горизонтальной и вертикальной поверхности, переправы, преодоление естественных препятствий и т.д.)
В программе курса отсутствуют традиционные нормативы, критериями оценивания успешности прохождение данного курса будет комфортное восприятие физических и психологических нагрузок для освоения традиционных форм движения, что может быть выявлено в процессе собеседований и отслеживания освоения знаний, умений и навыков.
На занятиях необходимо учитывать индивидуально-функциональные возможности, интересы обучающихся и в связи с этим предоставлять им разноуровневые по сложности и трудности усвоения программный материал.

Цель:

Формирование специально-прикладных знаний, физических качеств и навыков, соответствующих объективной готовности учащихся к эффективной профессиональной деятельности и жизни в современных условиях.
Достижение этой цели обеспечивается через решение следующих задач:

Содействие всестороннему развитию, направленному на формирование знаний умений и навыков в области «Прикладная физическая культура»;
адаптация обучаемых к процессу профессиональной подготовки, формирование у них основ профессионально-прикладного двигательного фонда;
оказание помощи и формирование основ подготовки обучающихся к воинской службе;
обеспечение наилучшим образом формирования и совершенствования свойств и качеств личности в соответствии с функциональными возможностями учащихся, имеющих существенное значение для конкретной деятельности;
изучение теоретических и практических основ по следующим разделам: - рукопашный бой, стрельба из пневматической винтовки и пистолета, туризм, прикладное плавание, которые позволяют эффективно формировать знания, умения и навыки, необходимые для активного использования физической культуры в дальнейшей трудовой деятельности;
повышение мотивации выпускников средних учебных заведений к непрерывному физическому развитию;
развитие психофизических качеств: общей выносливости, быстроты движений, силы, выдержки, решительности, коммуникабельности, самообладания;
разностороннее и гармоничное развитие способностей;
воспитание личностных качеств, необходимых в жизни: дисциплинированности, организованности, волевых и нравственных качеств;
улучшение состояния здоровья, что является важным фактором эффективности процесса физического воспитания;
достижение физического совершенства и помощь в формировании навыков в оценивании своего физического и психологического потенциала;


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.



Разделы
Количество часов
Форма контроля



Всего
Теория
Практика


I
Рукопашный бой
(приёмы самозащиты).

17

3

14
Зачёт (техника)

II
Стрельба из пневматической винтовки и пистолета.
17
3
14
Соревнование

III
Туризм.
17
8
9
Соревнование

IV
Прикладное плавание.
17
6
11
Зачёт (техника)


ИТОГО
68
20
48




РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ.
Рукопашный бой (приёмы самозащиты) - 17 часов

Цели:
Раскрыть индивидуальные возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности.
Овладеть основными приёмами самозащиты.

Тематический план занятий


Наименование темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Меры безопасности. История развития рукопашного боя.
1

1

2
Разучивание и отработка подготовительных приёмов рукопашного боя.
1
2
3

3
Выполнение подготовительных приёмов в комплексе.

2
2

4
Разучивание и отработка приёмов защиты от ударов рукой, ногой.

3
3

5
Освобождения от захватов противника

2
2

6
Разучивание и отработка приёмов защиты от ударов ножом сверху, снизу, сбоку.
1
3
4

7
Обезоруживание противника.

2
2


Итого
3
14
17


Требования к знаниям и умениям по разделу рукопашный бой.
Учащийся должен:
знать:

Требования техники безопасности во время занятий;
общие вопросы организации и проведения занятий;
основы психологии общения;
основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи.
уметь:
Выполнять подготовительные приёмы в комплексе.
уметь защищаться от ударов ногой, рукой, освобождаться от ударов противника;
защищаться от ударов ножом;
владеть приёмами обезоруживания противника;

РАЗДЕЛ.
Стрельба из пневматической винтовки и пистолета - 17 часов

Цели:
Ознакомить учащихся с правилами проведения стрельб.
Научились обращаться с оружием.
Подготовка юношей к службе в рядах Российской армии.
Привлечение молодежи к занятиям стрелковым и военно-прикладными видами спорта.

Тематический план занятий


Наименование темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Материальная часть оружия. Основы стрельбы.
Меры безопасности во время стрельбы.
1

1

2
Основы техники стрельбы.
1

1

3
Приёмы изготовки. Прицеливание. Спуск курка.
1
2
3

4
Изучение и освоение приёмов изготовки.
Тренировка.

4
4

5
Внесение поправок на прицельном приспособлении. Тренировка.

2
2

6
Совершенствование техники стрельбы.

3
3

7
Стрелковые соревнования

3
3


Итого
3
14
17




Требования к знаниям и умениям по разделу
стрельба из пневматической винтовки и пистолета
Учащийся должен:
знать:
Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб;
Знать материальную часть оружия и основ стрельбы;
Основы техники и тактики стрельбы;
Местоположение цента тяжести системы стрелок-оружие;
Варианты техники спуска курка;
тактику стрельбы.
уметь:
Правильно выполнить изготовку для стрельбы из положения стоя и с колена.
Стрелять с колена, стоя,
Самоскорректировать стрельбу;
Правильно дышать во время выполнения выстрела.
РАЗДЕЛ.
Туризм - 17 часов
Цели:
Раскрыть индивидуальные психологические особенности учащихся.
Создать условие для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития навыков «выживания» в природе каждого участника.
Уметь применить полученные знания, умения и навыки в практической деятельности во время подготовки и проведения туристических походов.
Тематический план занятий


Наименование темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Введение.
Инструкция по технике безопасности для участников кружка и участников походов. Общие сведения о подготовке и проведении походов.
1

1

2
Понятие о туризме. Ориентирование
1
1
2

3
Материально-техническая база походов
1
1
2

4
Здоровье участников похода
0,5
0,5
1

5
Техника пешеходного туризма
0,5
1,5
2

6
Организация переправ
1
2
3

7
Опасности в туризме: мнимые и действительные
1

1

8
Разработка и подготовка походов . 1-дневный поход.
1
4
5


Итого
8
9
17

Требования к знаниям и умениям по разделу туризм.

Учащийся должен:
знать:
Требования техники безопасности в походе;
общие вопросы организации и проведения походов;
правила психологии общения в походе;
Способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
правила приготовления пищи;
правила обустройства бивуака;
нормы личной и общественной гигиены, экологические требования.
уметь:
Применять указанные знания на практике;
ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
выполнять общие обязанности участника похода;
обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;
самостоятельно ориентироваться на местности;
свободно ориентироваться на природе.

РАЗДЕЛ.
Прикладное плавание - 17 часов.
Цели:
Оказание первой доврачебной помощь пострадавшему на воде.
Общее повышение работоспособности и непосредственно закаливание.
Уметь уверенно ориентироваться и двигаться в воде,
Тематический план занятий


Наименование темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Меры безопасности. Общие сведения о прохождении раздела «Прикладное плавание»
1

1

2
Повторение и совершенствование техники плавания (различными способами)
1
2
3

3
Прыжки в воду, повороты

1
1

4
Плавание в сложных условиях.
1
2
3

5
Оказание первой помощи пострадавшему на воде.
1
2
3

6
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде.
1
2
3

7
Освобождение от захвата «тонущего», буксировка по дистанции.
1
2
3


Итого
6
11
17

Требования к знаниям и умениям по разделу прикладное плавание.
Учащийся должен:
знать:
Требования техники безопасности во время занятий на воде;
общие вопросы организации и проведения занятий;
правила психологии общения в походе;
основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
теоретические основы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
уметь:
Применять указанные знания на практике;
владеть основами плавания в глубокой воде: уметь нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать и плавать одним из способов;
плавать в усложнённых условиях: при появлении судорог, необходимости отдыха на воде;
оказать помощь пострадавшему на воде: подплывание, поиск под водой, освобождение от захвата, буксировка, выход с пострадавшим из воды;
оказать первую доврачебную помощь пострадавшему на воде путём проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В.И. Лях., А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – Москва «Просвещение», 2004 г.
Ю.М.Янсон Настольная книга учителя физической культуры. – М. «Просвещение» - 1999./ под редакцией В.И.Ляха.
Б.И. Мишин. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – Издательство «Астрель» -2002 г.
Ривкин Е. Программа по туризму, Москва «АРКТИ» - 2001 г.
Основы рукопашного боя. – М. «Просвещение» - 2003.
Методические рекомендации при обучении плаванию. Москва «Просвещение» 2003 г.
В.И. Косяченко. Рукопашный бой (обучение технике, приёмам и тактике поединка) – Волгоград. Издательство «Учитель» - 2004 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителей. – М., 2003.
Первая медицинская помощь. – Москва «Просвещение» - 2001 г.
Л.П. Матвеев. Теория и методика физкультуры. – М. физкультура и спорт. -1991г.
Р.Т. Раевский. Профессионально-прикладная физическая культура. – М.-1986г.
А.Я. Корх. Стрелковый спорт и методика преподавания М., -1996 г.
Н.В. Барышева., В.М. Минияров. Основы физической культуры школьника (учебное пособие) – Самара , 1994 г.
Б.О.Хренников. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «оборонно-спортивные кружки» 3-е переработанное и дополненное издание. – М. «Просвещение», 1987.
И.К.Торопов. Программа для общеобразовательных учреждений по ОБЖ автор – Москва «Просвещение»,1997 г.
В.Г.Бубнов., Н.В. Бубнова. Оказание экстренной помощи до приезда врача. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.
А.Н. Кустов., П.П.Михеев., Н.А.Середа. Тактика задержания вооружённого преступника и невооружённого преступника. Брянск, 2004 г.










13PAGE 15


13PAGE 14715




Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515