Пояснительная записка к рабойчей программе по немецкому языку (как второму иностранному языку) к учебнику п/р М.М. Аверина Горизонты.Немецкий язык.5класс


Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по немецкому языку разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №111 Советского района Волгограда» в 5 «А», 5 «Б» 5 «В» классах для учащихся, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык после английского языка.
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса немецкого языка для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по немецкому языку как второму иностранному языку согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МОУ СШ №111.
Данная рабочая программа по немецкому языку – «Немецкий язык. 5 класс» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий учащихся для общего образования, соблюдается преемственность с авторской рабочей программо йдля общеобразовательных организаций «Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы» (составитель М.М. Аверин, Е.Ю. Гацалюк, Е.Р. Харченко, М.: изд-во Просвещение, 2-е издание, 2015 г. к УМК «Горизонты. Немецкий язык. 5 класс» под.ред. М.М. Аверина, Ф. Джин, Л.Рорман, М.Збранковой).
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по немецкому языку как второму после английского под редакцией М.М. Аверина и др. Срок реализации программы учебного предмета «Горизонты. Немецкий язык. 5 класс» – один учебный год (68 часа, 2 часа в неделю).
Данная программа ориентирована на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитана на погружение в языковую среду.
Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному языку
Особенностью изучения второго иностранного языка является то, что его изучение проходит в условиях контактирования трех языков - родного, первого иностранного языка и второго иностранного языка, что улучшает результаты в изучении немецкого языка как второго после английского и обуславливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе.
При изучении второго языка в 5 классе речь идёт о развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенции, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия английского и немецкого языков.
Изучение второго иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:
речевая компетенция –развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и немецком языке;
социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающим опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 5 класса; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях международного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, универсальных учебных действий; ознакомление с доступными способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала изучаемого иностранного языка:
формирование потребности изучения и овладения немецким языком как средством общения, познавания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтическом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранных языков и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этической идентичности личности как составляющей гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Применительно к курсу для 5класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах:
- способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
- развивать его память и воображение;
- создавать условия для творческого развития ребёнка;
- прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
- развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
- создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
- воспитывать в ребёнка самоуважение;
- воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
- формировать чувство успешности;
- учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и разрабатывать план для их достижения;
- развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенности жизни в немецкоговорящих странах;
- раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.
Практические цели соответствуют тем требованиям, которые заложены в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса немецкого языка согласно УМК «Немецкий язык. 5 класс» серии «Горизонты» под редакцией М.М. Аверина и др. осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить опросы и анкетирование, делать выводы, приводить аргументы «за» и «протии», объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Общая характеристика учебного предмета, курса
При обучении немецкому языку как второму иностранному в 5 классе придаётся большое значение осознанию, закреплению и применению тех навыков, которые были получены при изучении первого иностранного языка (английского).
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся:
меньшее количество выделяемых на него учебных часов (2 часа, а не 3, как на первый иностранный язык средней ступени обучения);
более сжатые сроки изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).
К особенностям содержательного плана относятся:
изучение в условиях контактирования 3-х языков – родного, первого и второго иностранного языков, что обуславливает более интенсивное развитие речевой способности и положительно сказывается на образовательном процессе;
проблемы интерференции со стороны родного и английского языка, вызывающие определённые трудности;
большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка, т.е. положительный перенос.
Возможность опереться на положительный перенос при изучении немецкого как второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, создать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому.
При изучении немецкого языка обучающиеся готовят и представляют проекты, которые должны создавать условия реального общения учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями иностранного языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов должны участвовать все обучающиеся, но степень ихарактер участия могут быть разными. Проектная деятельность учитывает возрастные и психологические особенности каждого обучающегося, позволяет раскрыть их возможности, отвечает их интересам и потребностям.
Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходы из реальных потребностей и возможностей обучающихся.
В курсе немецкого языка как второго иностранного в на этапе обучения в 5 классе можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Немецкий язык».
Предметное содержание строится с учетом следующих тем:
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
Досуг и увлечения. Виды отдыха, путешествия, транспорт. Покупки
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание, распорядок дня.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессий. Проблема выбора профессий. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Природа. Проблемы экологии. Климат, погода.
7. Страна/страны второго изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности.
В состав УМК для 5 класса входят:
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы (авторы: М.М, Аверин, Е.Ю. Гацалюк, Е.Р. Харченко);
Учебник;
Рабочая тетрадь с приложением на электронном носителе;
Контрольные задания. 5-6 классы;
Книга для учителя;
Рабочие листы.
Учебник содержит 7 глав, две главы для повторения – «Маленькая перемена» и «Большая перемена», страноведческий блок о России, немецко-русский словарь::
Глава 1. Kennenlernen/Знакомство.
Глава 2. Meine Klasse!Мойкласс.
Глава 3. Tiere/Животные
KleinePause/Маленькая перемена.
Глава 4.MeinSchultag/Мой день в школе
Глава 5. Hobbys/Хобби.
Глава 6. Meine Familie/Моясемья.
Глава 7. Waskostetdas?/Сколько это стоит?
GrossePause/Большая перемена.
Каждая глава – это новая лексическая тема. Титульная страница каждой новой главы вводит учащихся в новую тему. Знакомство с новой лексикой со зрительной опорой настраивает учащихся на предстоящую работу и используется учителем на первом занятии по этой теме. Данная страница может быть использована при повторении лексического и грамматического материала на заключительных уроках. Далее представлены задания по формированию и развитию навыков устной и письменной речи, аудирования, чтения. Большое количество заданий есть для работы над произносительной стороной речи. Каждое задание имеет указания по выполнению как на немецком, так и на русском языке, что необходимо на первом году обучения.
Рубрика Daslernstdu/Ты научишься этому как элемент портфолио нацеливает учащихся на прогнозирование будущих умений, навыков и знаний, которые они приобретут в ходе изучения главы.
Рубрика Denknach/А если подумать содержит пояснения грамматического характера. Информация в ней носит не пассивный, а активный характер. Учащиеся должны осмыслить и логически продолжить или закончить грамматическое правило. Обучающиеся всегда могут проверить себя по рубрике Грамматика: коротко и ясно.
Информация страноведческого характера заложена в рубрике LandundLeute/О стране и людях, а также на отдельных страницах Kinder-Russland.
Последняя страница каждой главы имеет название Daskannstdu/Это ты можешь и предшествует выполнению заданий по портфолио в рабочей тетради. Страница предназначена для повторения в классе или дома.
KleinePause/Маленькая перемена иGrossePause/Большая перемена предназначены для повторения материала в игровой форме.
Рабочая тетрадь содержит письменные задания по активизации навыков письменной речи и подготовке к устной речи, навыков чтения и аудирования с письменным контролем. Все заданияимеют те же номера, что и в учебнике, и соответствуют им по содержанию, являются логическим их продолжением.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в УМК «Немецкий язык» серии «Горизонты», созданном коллективом авторов под руководством М.М. Аверина. Учебное содержание курса немецкого языка как второго иностранного включает:
5 класс – «Горизонты. Немецкий язык. 5 класс». 68 часов, 2 часа в неделю;
6 класс – «Горизонты. Немецкий язык. 6 класс». 68 часов, 2 часа в неделю;
7 класс – «Горизонты. Немецкий язык. 7 класс». 68 часов, 2 часа в неделю;
8 класс – «Горизонты. Немецкий язык. 8 класс». 68 часов, 2 часа в неделю;
9 класс – «Горизонты. Немецкий язык. 9 класс». 68 часов, 2 часа в неделю.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в средней школе (5-9классы) общеобразовательных учреждений: 68 часов в 5, 6, 7, 8, 9 классах (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляцию своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами изучения немецкого языка как второго языка на начальном этапе являются:
А. В коммуникативной сфере(т. е. владении вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорение:
вести элементарный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке, описывать предмет, картинку, кратко характеризовать персонаж;
вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам;
уметь дать оценочное суждение или выразить мнение и кратко аргументировать его;
выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность;
Аудирование:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать на слух основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;
Чтение:
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём;
Письменная речь:
владеть техникой орфографически правильного письма;
заполнять анкеты и формуляры;
писатьс опорой на образец короткие личные письма (в том числе и электронные) с употреблением формул речевогоэтикета, принятых в странах изучаемого языка;
Делать записи для устного высказывания;
Использовать письменную речь для творческого самовыражения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка;
знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка;
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, оценочной лексики), принятых в странах изучаемогоязыка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру; представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция:
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровнеотдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);
владениеобщеучебными и специальными учебными умениями на доступном школьникам уровне;
владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами); владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранномязыке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
Г. В эстетической сфере:
1. владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранномязыке;
2. стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
3. развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере:
умение следовать намеченному плану с своём учебном труде;
Е. В физической сфере:стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Обучая учащихся немецкому языку как второму иностранному по УМК «Горизонты», необходимо учитывать требования Федерального государственного образовательногостандарта общего образования:
Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, а именно:
- совершенствовать приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
- осуществлять самоконтроль и самооценку, выполнять задания отмеченные значком «портфолио»,
- учиться самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). В 6 классе начинается более систематическая работа учащихся в рамках проектной деятельности с использованием Интернета.
Развивать специальные учебные умения при обучении второму иностранному языку (немецкому), учитывая, что их формирование уже было начато при изучении первого иностранного языка (английского), а именно: овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова с использованием словообразовательных элементов, синонимов, антонимов, контекста, а также с опорой на знания первого иностранного языка (английского) раскрыть значение этого же слова на немецком языке.
Развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию:
-умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая, а также иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка, знать различия в употреблении фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка.
Основные принципы и особенности обучения немецкому языку как второму иностранному языку по УМК «Горизонты» в 5 классе:
- личностно-ориентированный принцип обучения;
- коммуникативная и межкультурная направленность обучения;
- изучение немецкого языка как творческий процесс;
- дифференцированный подход в обучении немецкому языку, работа с мотивированными и слабомотивированными учащимися.
Основное содержание учебного курса
«Горизонты. Немецкий язык. 5 класс» автора М.М. Аверина и др.
Глава 1. Kennenlernen/Знакомство (8 часов). Алфавит и звуки немецкого языка. Песенка про алфавит. Интонация предложения. Введение новой лексики по теме. Диалоги в ситуации «Знакомство» «Привет! Как тебя зовут?», «Давайте познакомимся!», «Добрый день, как дела? В гостинице. «Хобби», «Чем я люблю заниматься», «Что я люблю». Заполнение анкет и формуляров. Чат-письма. Знакомство с немецкоязычными городами и странами. Личные местоименияich, du, Sie, спряжение глаголовheiβen, wohnen, kommen, mőgen, sein. Вопросы с вопросительным словом Wie? Woher? Wo? Was?и ответы на них.
Глава 2. Meine Klasse!Мойкласс (8 часов). Числа от 0 до 1000. Игры с числами. Школьные принадлежности, школьные учебные предметы. Диалоги и ситуации по теме «Наш класс», «Новенькая в классе» «На перемене», «Это я люблю», «Твой телефонный номер (адрес электронной почты)», Личные местоименияer, sie, wir, ihr, спряжение глаголовheiβen, wohnen, kommen, mőgen, sein, определённый и неопределённый артикль (der, die, das, ein, eine)в именительном падеже, притяжательные местоименияmein, meine, dein, deine, предлогиin, aus. Словарное ударение. Фразовое ударение. Интонация в вопросительном предложении.
Глава 3. Tiere/Животные (14 часов). Дикие и домашние животные. Страны и континенты, части света. Цвета. Интервью по теме «У тебя есть любимое (домашнее животное)»? Монологическое высказывание «Моё любимое (домашнее животное)», чтение текста. Аудирование диалогов и текстов по теме. Спряжение глаголовhaben, sein. Отрицание kein. Вопросы без вопросительного слова, винительный падеж, множественное число существительных.Долгие и краткие гласные, словарное ударение.Интонация в вопросах без вопросительного слова.
KleinePause/Маленькая перемена (1-2 часа). Учебные постеры, грамматические игры, эмоционально окрашенная речь, чтение и прослушивание стихотворения. Аудирование текста.
Глава 4. MeinSchultag/Мой день в школе (10 часов). Дни недели и время суток, распорядок дня и школьное расписание. Школьные предметы. Аудирование, чтение и составление диалогов по теме. Чтение и написание электронного письма. Указание времени, порядок слов в предложении с указанием времени. Предлогиam, umvon … bis. Вопрос с вопросительным словомWann? UmwievielUhr? Гласнаяu (долгая и краткая). Повторение словарного ударения и долгих и кратких согласных. Эмоционально окрашенная речь.
Глава 5. Hobbys/Хобби (10 часов).Свободное время. Мир увлечений и хобби. Кружки по интересам. Опрос по теме «Что ты делаешь охотно?», «Чем ты интересуешься?». Ситуация общения «Договариваемся о встрече». Диалоги по теме. Чтение и аудирование текстов и диалогов. Чтение и элементарный анализ статистических данных по теме «Свободное время немецких детей». Глаголы с изменяемой корневой гласнойfahren, lessen, sehen. Модальный глаголkőnnen. Глаголы с отделяемыми приставками. Гласная о (долгая и краткая). Приёмы запоминания порядка слов в предложении.
Глава 6. Meine Familie/Моясемья (8 часов).Члены семьи и родственники, профессии людей. Описание картинки и фотографий по теме «Семья». Монологическое высказывание по теме «Моя семья». Чтение и понимание содержания текста о семье и профессиях. Чтение, аудирование и составление диалогов по теме. Притяжательные местоимения в именительном падежеmein, dein, sein, ihr, unser. Словообразование (суффикс –inпри обозначении женских профессий в немецком языке). Окончание –er, -e, эмоционально окрашенная речь.
Глава 7. Waskostetdas?/Сколько это стоит? (7-8 часов). Деньги и покупки, цены. День рождения. Карманные деньги. Диалоги высказывания по теме «В магазине», «Мои желания ко дню рождения». Чтение текста по теме (глобальное селективное, детализированное). Глаголы essen, treffenс изменяемой корневой гласной. Порядок слов (рамочная конструкция). Дифтонгиei, au, eu. Интонация в немецком предложении.
GroβePause. Большая перемена (1- 2 часа). Чтение комикса. Речевой тренинг. Повторение грамматики. Чтение и написание открытки.
Тематическое планирование курса

п/п Тема занятия Содержание Характеристика видов деятельности учащихся
1. Kennenlernen/Знакомство (8 часов).
Личные местоимения:ich, du, Sie.
Глаголы:heiβen, wohnen, kommen, mőgen, sein.
Вопросы с вопросительным словом (Wie? Woher? Wo? Was?)и ответы на них.
Порядок слов, интонация простого предложения.
Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствуют, прощаются, узнают, как дела, знакомятся).
Воспроизводят графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания.
Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка.
Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Употребляют глаголы heiβen, wohnen, kommen, mőgen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в первом, втором лице единственного числа в вежливой форме.
Заполняют анкету.
Читают и пишут по образцу сообщения в чате.
Знакомятся с достопримечательностями и формами приветствия немецкоязычных стран.
2. Meine Klasse!Мойкласс (8 часов) Личные местоимения:er, sie, wir, ihr.
Глаголы:heiβen, wohnen, kommen, mőgen, sein.
Определённые и неопределённые артикли:der, die, das, ein, eine.
Притяжательные местоимения:mein, meine, dein, deine.
Предлоги:in, aus.
Числа, школьные принадлежности, названия некоторых школьных предметов.
Ударение в предложении; интонация вопросительного предложения; словарное ударение.
Ведут диалог-расспрос ((о том, какие школьные предметы нравятся, какие нет.)
Рассказывают о своём друге\подруге.
Оперируют активной лексикой в процессе общения.
Воспроизводят наизусть тексты рифмовок.
Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни.
Вербально и невербально реагируют на услышанное.
Понимают на слух и произносят цифры и группы цифр.
Называют телефонные номера.
Произнося имена и фамилии по буквам.
Выразительно читают в слух небольшие тексты.
Пишут небольшой рассказ о себе, о своём друге/подруге с опорой на образец.
Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Употребляют спряжение известных глаголов в утвердительных и вопросительных предложениях, определённые и неопределённые артикли в ед.ч., притяжательные местоимения mein, meine, dein, deine и количественные числительные от 0 до 1000.
3. Tiere/Животные (14 часов) Спряжение глаголовhaben, sein. Отрицание kein.
Вопросы без вопросительного слова.
Винительный падеж.
Множественное число существительных.
Словарное ударение, краткие и долгие гласные. Ведут диалог-расспрос о животных.
Рассказывают о животных.
Оперируют активной лексикой в процессе общения.
Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.
Выразительно читают в слух небольшие тексты построенные на изученном языковом материале.
Пишут небольшой рассказ о себе, о своих домашних питомцах, о том, что они умеют (любят) делать, с опорой на образец.
Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Проводят интервью о любимом животном и сообщают на основе собранного материала.
Употребляют винительный падеж и множественное число существительных, вопросы без вопросительного слова.
4. KleinePause/Маленькая перемена (1-2 часа) Пройденный лексический и грамматический материал. Делают учебные плакаты.
Составляют диалоги, оперируют активной лексикой в процессе общения.
Читают и воспроизводят стихотворение.
Играют в грамматические игры.
Тренируют эмоционально окрашенное произношение.
Слушают и реагируют на услышанное.
5. MeinSchultag/Мой день в школе (10 часов) Указание времени.
Порядок слов ы предложении с указанием времени.
Предлогиam, umvon … bis.
Название животных, цветов, континентов и частей света.
Краткая и долгая гласная.
Рассказывают о себе, включая информацию о школьных уроках, с указанием времени.
Оперируют активной лексикой в процессе общения.
Пишут электронное письмо о себе по образцу.
Читают, понимают и составляют своё расписание уроков с указанием дней недели и времени.
Понимают на слух речь учителя и одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.
Вербально или невербально реагируют на услышанное.
Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Слушают и выразительно читают стихотворение. Употребляют предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов и временные предлоги.
Рассказывают о распорядке дня.
Знакомятся со страноведческой информацией о школе в немецкоязычных странах.
6. Hobbys/Хобби (10 часов) Глаголы с изменяемой корневой гласнойfahren, lessen, sehen.
Модальный глаголkőnnen.
Глаголы с отделяемыми приставками, рамочная конструкция.
Краткая и долгая гласная.
Ведут диалоги о своём хобби, о том, что умеют и не умеют делать.
Рассказывают о своём хобби, оперируют активной лексикой в процессе общения.
Понимают на слух речь учителя и высказывания одноклассников.
Читают предложения с правильным фразовым и логическим ударением.
Соблюдают правильное ударение в словах, предложениях и фразах, интонацию в целом.
Читают и описывают статистическую информацию.
Употребляют глаголы с отделяемыми приставками, соблюдая рамочную конструкцию.
7. Meine Familie/Моясемья (8 часов) Притяжательные местоимения в именительном падежеmein, dein, sein, ihr, unser.
Профессии мужского и женского рода, слова, обозначающие родство.
Окончание –er, -e, Рассказывают о совей семье, используя в том числе и названия профессий.
Описывают картинки.
Ведут диалоги о семье, составляют мини-диалоги по образцу.
Читают и понимают небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.
Читают предложения с правильным фразовым и логическим ударением.
Соблюдают правильное ударение в словах, предложениях и фразах, интонацию в целом.
Читают и описывают статистическую информацию.
Знакомятся со страноведческой информацией о семьях в Германии.
8. Waskostetdas?/Сколько это стоит? (7-8 часов) Спряжение глаголов essen, treffenс изменяемой корневой гласной. Порядок слов (рамочная конструкция).
Дифтонгиei, au, eu. Ведут диалоги на основе изученного языкового материала (называют цену, спрашивают, сколько стоит, говорят, что нравится, что не, что они хотели бы купить, говорят о карманных деньгах).
Знакомятся с немецкой традицией составления списка подарков ко дню рождения и пишут аналогичные списки.
Обсуждают подарки ко дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания.
Читают тексты и находят запрашиваемую информацию.
Читают тексты с полным пониманием, используя словарь.
9. GroβePause. Большая перемена (1- 2 часа) Повторение пройденного. Читают и понимают комикс и разыгрывают похожие ситуации.
Учатся говорить на немецком языке в быстром темпе.
Повторяют грамматические правила в игре.
Читают и пишут открытку с места отдыха, знакомятся с немецкой традицией писать подобные открытки.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. Немецкий язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
4. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы (авторы: М.М, Аверин, Е.Ю. Гацалюк, Е.Р. Харченко); - М.: Просвещение, 2013
5. УМК «Горизонты. Немецкий язык. 5 класс»М.М.Аверин, Ф. Джин, Дрёман, М. Збранкова – М.: «Просвещение», 2014
6. Книга для учителя (М.М. Аверин, Е.Ю. Гацалюк, Е.Р. Харченко) – М.: Просвещение, 2014
Справочная литература:
Немецко-русский лингвострановедческий словарь», Г.И. Куликов, В.И. Мартиневский,
А. А. Попов, «6000 немецких глаголов»
«130 основных правил грамматики немецкого языка с упражнениями»
«Германия: страна и язык» (лингвострановедческий словарь)
«Привет, Австрия!», (учебно-справочное пособие)
Сборник упражнений по грамматике( 5- 9 класс)., И.Л. Бим.
Немецкий язык, универсальный справочник, 1998, Маккензен Л.
«Истории из разных времен», 1999, (Книга для чтения)
«500 упражнений по грамматике немецкого языка», А.В. Овчинникова,1999
«Великие немцы», 2001, Е.Т. Дембицкая, (справочное пособие)
-
Литература на немецком языке:
Iris Faigle. „Rundum. Einblicke in die deutschsprachige Kultur“ (mit CD), Klett, 2008
Olga Swerlowa, „Grammatik im Gespräch“; (Arbeitsblätter), Langenscheidt, 2008
Olga Swerlowa, „Grammatik und Konversation 1 “; (Arbeitsblätter), Langenscheidt, 2008
Eva Maria Weerman „Im Griff Wortschatz – Übungen Deutsch“., Pons, 2008 (2 )
„30 StundenDeutschland“, Klett, 2008
Maria Christina Berger„Generation E“, Deutschsprachige Landeskunde im europäischen Kontext, Klett, 2008
„Mündlich“( Mündliche Produktion und Interaktion Deutsch Illustration der Niveaustufen des GER) ´+ CD, Langenscheidt, 2008
„Spielend Deutsch lernen“( interaktive Arbeitsblätter), Langenscheidt, 1997
„Planet“ (A1) - Kursbuch + Arbeitsbuch + Lehrerhandbuch + 2 CD´s, Hüber.
„Planet“ (A2) - Kursbuch + Arbeitsbuch + Lehrerhandbuch + 2 CD´s, Hüber.
„Planet“ (B1) - Kursbuch + Arbeitsbuch + Lehrerhandbuch + 2 CD´s, Hüber.
„WortschatzIntensivtrainer A1“,Langenscheidt
Schnelltrainer Deutsch 4. „Wissen Landeskunde Deutschland“ ) Niveaustufen A2 bis B1)
„Wer, was, wann, wo?“ (Das D-A-CH- Landeskunde-Quiz), Langenscheidt
Wolfgang Butzkamm „Unterrichtssprache - Deutsch. Wörter und Wendungen für Lehrer und Schüler“, Hueber, 2007
„LeichteTests“DaF, Hüber.
Rainer E. Wicke. DaF. „Aktiv und kreativ lernen. Projektorientierte Spracharbeit im Unterricht., Hueber; 2008
Radio D Sprachkurs mit Hörtexten für Anfänger. Kursbuch mit 2 Audio-CDs und Begleitheft
Spielend Deutsch lernen
Radio D Sprachkurs mit Hörtexten für Anfänger. Kursbuch mit 2 Audio-CDs und Begleitheft
Методическая литература:
«Немецкий язык. Методика и практика преподавания», 2002, В.А. Терещенко.
«Настольная книга учителя иностранного языка», 2005.
Журнал «ИЯШ».
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Видеопроектор.
Ноутбук.
Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
1.Алфавит (настенная таблица).
2.Транскрипционные знаки (таблица).
3.Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося
встандарте основного общего образования немецкому языку.
4.Наборы тематических картинок в соответствии стематикой, определённой в стандарте
основного общегообразования по немецкому языку.
5.Ситуационные плакаты (магниты или иные) сраздаточным материалом по темам.
6. Комплекты тематических плакатов по теме:
«Традиции Германии»,«Праздники: Рождество, Карнавал, Пасха», «Животные»,
«Зоопарк», «Вмагазине»,«Квартира», «Класс», «Города», «Транспорт»и др.
7. Развивающие игры на немецком языке (лото, домино, наборы тематических карточек).
8. Географические карты стран изучаемого языка (Германия, Австрия, Швейцария)
Географическая карта Европы.
9. Аудиозаписи УМК, используемые для изучения немецкого языка.
10. Видео и аудиоматериалы на немецком языке.
„Was Kinder wissen wollen. Sechs Beiträge aus der „Sendung mit der Maus“
DVD „Planet“
DVD „Wir …. Live“
DVD „Deutschlernen mit Klick“
DVD „Bilderbogen D-A-CH“ Videoreportagen zur Landeskunde
DVD „Wer spielt mit?“ ( Spiele für den Unterricht)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.goethe.de/
http://www.youtube.com/results?search_type=&search_query=Did+you+ever+see+a+rabbit&aq=f
http://www.audio-lingua.eu/?lang=en
http://www.eduweb.vic.gov.au/languagesonline/german/german.htm
http://grammade.ru/index.php
http://www.deutschalsfremdsprache.de/
http://www.afs.ru/rus_ru/home
http://www.vorlesen.de/
http://www.schuelerwettbewerb-begegnung-osteuropa.nrw.de/Дополнительные Интернет-ресурсы
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.
Планируемые результаты изучения немецкого языка как второго иностранного языка
в 5 классе
В результате обучения немецкому языку в 5 классе ученик научится:
приветствовать людей; представляться и говорить, где живёт; заполнять анкету, произносить слова по буквам; говорить, что любит;
называть числа от 0 до 1000; диктовать телефонные номера; говорить о людях и предметах, говорить что люди любят, а что не любят;
рассказывать и говорить о животных, проводить интервью в классе; понимать текст о животных, описывать зверей, называть цвета;
называть дни недели и время суток; описывать свой распорядок дня; понимать и составлять тексты о школе;
говорить о хобби, договариваться о встрече; спрашивать разрешения, читать и описывать статистические данные:
описывать картинку или фото, рассказывать о семье, понимать текст о семье, говорить о профессиях;
называть цену; говорить, что хотел бы купить, рассказывать о том что нравиться, а что нет.
Ученик получит возможность учиться:
• соблюдать правила работы в кабинете немецкого языка, с ноутбуком и проектором, с географической картой Европы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в школе и на уроке;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей к одноклассникам, культуре и традициям стран изучаемого языка;
• находить страноведческую информацию онемецкоязычных странах в научно-популярной литературе, справочниках, интернете;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатовне выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.