Конкурс инсценировки басен Ивана Андреевича Крылова.

Конкурс инсценировки басен
«В гостях у И. А. Крылова»

Подготовила Петрунина Л.Б., учитель начальных классов
Цели:
Показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;
развивать творческие и актёрские способности учащихся;
формировать чувство прекрасного, интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом;
прививать любовь и интерес к чтению.

Участники: учащиеся 4 класса
Оформление:
Сцена условно делится на две части; каждая из них в нужный момент освещается и декорирована соответствующе; в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; мультимедийная установка, презентация.

Эпиграф:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Ход мероприятия:

СЦЕНА 1
Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.
Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.
Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.
Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.
Артист 5: По заслугам и честь.
Артист 6: Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука.

Артист 1: Живи своим умом, а честь расти трудом.
Артист 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко
бежит.
Артист 3: Каков есть, такова и честь.
Артист 4: Жизнь дана на добрые дела.
Артист 5: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.
СЦЕНА 2
Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):
Как часто я слыхал такое рассужденье:
«По мне пускай что хочешь говорят,
Лишь был бы я в душе не виноват!»
Нет; надобно еще уменье,
Коль хочешь в людях ты себя не погубить
Иль доброю наружность сохранить.
(обращаясь к залу, назидательно) Вам знать всего нужнее,
Что слава добрая вам лучше всех прикрас
И что она у вас
Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,
Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность
Язвить злословью вас дает возможность –
И ваша слава уж не та.
Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:
Не то я говорю; но только всякий шаг
Вы свой должны обдумать так,
Чтоб было не к чему злословью и придраться.


Звучит музыкальный фрагмент.
«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.
СЦЕНА 3 Инсценировка басни
«Демьянова уха»

Маленький стол и 2 стула. Фока, распоясанный, доедает из тарелки остатки супа и, пыхтя, отваливается на спинку стула.
Демьян сидит напротив, но сам не ест. Встает, подливает Фоке ухи и снова садится.
Жена Демьяна – в сарафане, платке, в руках полотенце, которым она вытирает тарелки. Осуждает Демьяна за навязчивость, даже с каким-то страхом следит, как Фока доедает.

Демьян: "Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай".
Фока: "Соседушка, я сыт по горло". Демьян:"Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!"
Фока: "Я три тарелки съел". Демьян: "И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"
Жена Демьяна (неодобрительно):
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот. (Фока вытирает пот)
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
(удивленно и восхищенно)И очищает всю. Демьян: "Вот друга я люблю!
Вскричал Демьян. Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой
Фока, выскочив из-за стола, прыгает с эстрады прямо за кулисы, а оттуда опасливо пробирается на авансцену и, отдуваясь и грозя пальцем, заявляет зрителям:
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Крылов:
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Инсценировка басни
«Осел и Соловей»
(пение соловья)
Осёл : Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?».
(Во время пения соловья на сцену выходят, обнявшись, три девочки, с другой – два мальчика: они тоже пришли послушать пение соловья)
Соловей (дирижирует, оглядывает все кругом):
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец.
Осёл (очень важно, медленно, многозначительно):
Осел, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, говорит, сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».

Крылов:
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и полетел за тридевять полей.
(Все мальчики и девочки)
Избави Бог и нас от этаких судей.

Викторина для болельщиков «Из какой басни фраза?»
1.Лето красное пропела
2.С ним была плутовка такова
3.А воз и ныне там
4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
5. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит

Инсценировка басни
«Стрекоза и Муравей»

Слева из глубины на авансцену выходит съежившаяся, дрожащая от холода Стрекоза. В руке – зонт в виде большого желтого кленового листа. На Муравье рабочий фартук, в руках молоток.

Чтец слева: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
(Чтец подбрасывает вверх горсть мелко нарезанных белых бумажек, осыпая Стрекозу снегом)
Стрекоза: Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым мне листком
Был готов и стол и дом.
Чтец: Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт; (Чтец подходит к Стрекозе и участливо кладет ей руку на плечо.
Стрекоза (отталкивает его и неожиданно грубо отвечает):
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Чтец (показывает домик Муравья) Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Стрекоза (требовательным, капризным тоном):
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» Стрекоза лезет в дом Муравья, не дождавшись разрешения
Муравей (выходит из-за занавеса) «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
Стрекоза «До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».
Муравей «А, так ты...»
Стрекоза «Я без души
Лето целое всё пела».
Муравей «Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
Муравей за плечи легонько выталкивает стрекозу из дома
Инсценировка басни «Квартет»

На сцену выбегает Мартышка со свертком нот в руках. Она ищет подходящую поляну, считает пни – прекрасно! – и зовет остальных.

Чтец : Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Мартышка : Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, (Мартышка всех рассаживает)
Пленять своим искусством свет.
(«И-и-и раз!» - скомандовала, взмахнув прутиками, Мартышка)
Чтец Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
(Чтец заткнул уши и отбежал подальше)
Мартышка «Стой, братцы, стой! кричит Мартышка.
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Чтец Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
Осёл «Постойте ж, я сыскал секрет?
Кричит Осёл, мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Чтец Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
Звери вместе: «Пожалуй, говорят, возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!»
Соловей «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,
Им отвечает Соловей,
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».


Викторина «Что это за басня?»
Инсценировка басни
«Свинья под дубом»

Свинья Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
Ворон : «Ведь это дереву вредит,
Ей с Дубу Ворон говорит,
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
Свинья «Пусть сохнет, говорит Свинья,
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».
Дуб : «Неблагодарная! примолвил Дуб ей тут,
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».


Крылов:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Инсценировка басни
«Ворона и Лисица»

Крылов:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (м.б.плавленый сырок в блестящей обертке)
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
(Ворона разворачивает сыр, нюхает его, зажмуривается от удовольствия и наполовину засовывает сыр в рот)
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
Слева появляется Лиса. На руке – хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает куриное яйцо, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,
Лисицу сыр пленил,
Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Лиса, чтобы усыпить подозрения Вороны, отошла назад, уселась на пенек и продолжает говорить как бы сама с собой.
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Ворона прислушивается, высовывается из-за дерева все больше, любуется собой, вытягивая то одну руку, то другую.
Какие пёрышки! Лиса поднимается, вздыхает, идет мимо дерева, направляясь в правую кулису. Опять, как будто случайно, замечает Ворону и прямо взвизгивает от восторга.
какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
(как будто осененная мыслью, молит)Спой, светик, не стыдись!
(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё вороньё горло:
Сыр выпал с ним была плутовка такова.
(Лиса подбирает сыр, сует его в свою сумку и, послав Вороне воздушный поцелуй, убегает)
Викторина для болельщиков «Узнаем героя по реплике!»
Инсценировка басни «Волк и Ягненок»
Чтец на авансцене справа. Ягненок на корточках лицом к левой кулисе, «пьет», зачерпывая воду ладошкой. Слышится завывание Волка, потом справа выходит он сам. Идет не по прямой, а сворачивая то вправо, то влево. Натыкается на чтеца, тот испуганно шарахается от него. (Ягненок- нагрудничек, шапочка с помпоном, Волк – рукавицы с когтями)

Крылов:
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Чтец Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
(Ягненок оборачивается и вскакивает)
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву».
(Ягненок, трясясь от страха, даже заикаясь)
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его
шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу».
(Волк прикидывается оскорбленным, он благородно возмущен)
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!»
(Ягненок с достоинством, ведь он прав)
«Помилуй, мне еще и отроду нет году»,
Ягненок говорит. «Так это был твой брат».
«Нет братьев у меня». «Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи».
(Ягненок обреченно) «Ах, я чем виноват?» (Волк цинично, грубо, откровенно озлобленнно) «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
Инсценировка басни
«Кукушка и Петух»

Чтец и Воробей – одно и тоже лицо. «Ку-ку, ку-ку!» - раздается слева. Чтец прислушивается и объявляет: «Кукушка..» «Кукареку!» - доносится справа. «Петух!» - объявляет чтец. Появляется Петух. Он занят делом – разгребая ногой землю и не глядя по сторонам. Скажут в лицо приятные слова, а потом отвернутся к зрителям, подмигнут им, передразнят друг друга втихомолку. Снова повернутся – и опять восторженные улыбки и слова. Вперемежку с текстом оба поют, принимая красивые позы, то заламывая руки, то прижимая их к сердцу. Петух вырывает из своего хвоста яркое перо и преподносит его Кукушке, а та вырывает цветок и вдевает его Петуху в петлицу.

Кукушка (насмешливо) «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!»
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни что твой соловей!»
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
Все ваша музыка плоха!..»
Крылов:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

На сцену выходят все артисты:

Избави Бог и нас от этаких судей.
Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды
У сильного всегда бессильный виноват
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку

Баснописец: Да, надобно еще уменье,
Коль хочешь в людях ты себя не погубить
Иль доброю наружность сохранить.

Всякий шаг
Вы свой должны обдумать так,
Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):
Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /
Чтоб было не к чему злословью и придраться»!


Звучит музыкальный фрагмент.
Болельщики голосуют за понравившуюся басню











15