Конспект урока литературного чтения на тему Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»


Урок литературного чтения
Тема: Редьярд Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»
Цель: продолжение работы с рассказом о животных, которые оберегают, защищают человека. Формирование доброго отношения к животным.
Задачи:
- умение прокомментировать основную идею, находить выразительные средства, используемые автором; - воспитание чуткого и бережного отношения к животным;
- развивать способность языкового анализа художественных произведений и мышления, связной речи, творческого воображения; использование выразительных средств языка в собственных высказываниях.
Оборудование: иллюстрации, учебник
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжим работу над произведением Редьярда Джозефа Киплинга.
- Какие задания мы уже выполнили?
- Как вы думаете, что будем делать сегодня?
Вы правы, мы будем работать с текстом, найдём выразительные средства, используемые автором и поработаем над характеристикой главного героя, составим план пересказа.
Актуализация знаний.
- Что такое – характеристика героя?
- Кто главный герой этого произведения? Каким описан мангуст? Каково его поведение?
- Почему он получил такую кличку?
- Как он оказался в саду Большого человека?
- Как вы думаете, понравился ли мангуст Тедди и его семье?
- А мангусту понравилось в семье Тедди?
- Что относится к реальному, а что к сказочному в этом произведении?
- Какие выразительные средства литературы использовал автор?
- Что такое олицетворение? Пример из текста.
- Что такое эпитет? Пример из текста.
- Что такое сравнение? Пример из текста.
3. Самостоятельная работа.
Ф.И. учащегося_________________________________
1. Какая характеристика Рикки-Тикки-Тави является правильной?
а) Рикки мог почесаться, где вздумается, только да / нет своими передними лапками.
б) Нет на свете ничего труднее, как испугать мангуста, да / нет потому что он от носа до хвоста весь горит любопытством.
в) А когда Тедди улёгся в постель, Рикки-Тикки да / нет прикорнул возле него и спокойно уснул.
г) Рикки ни секунды не боялся Нага. да / нет
д) .. .когда глаза у мангуста краснеют, это значит, да / нет он очень сердит.
е) Когда Большой Человек выстрелил и попал Нагу да / нет в то место, где кончается капюшон, Рикки-Тиккилежал, не разжимая зубов, и глаза у него были закрыты, так как он очень устал.
ж) Рикки-Тикки имел право гордиться собою. да / нет Но всё же он не слишком заважничал.
2. Впиши сравнения.
а) И хвост, и мех были у Рикки-Тикки-Тави, как у маленькой _ ___________, а голова и повадки - как у_______________.
б) И так умел он распушить свой хвост, что хвост делался похожим на круглую длинную_______________.
в) Эта зверюшка защитит ребёнка лучше всякой__________.
г) Когда треть туловища поднялась над землёй, Наг остановился и начал качаться, как_______________под ветром.
д) Мангуст сел на хвост и на задние лапы, как маленький _
___________, и, поглядев во все стороны, затараторил отярости.
е) В доме была тишина, но Рикки-Тикки показалось, что до него еле-еле доносится тихое, еле слышное «ш-ш-ш», как будто по стеклу прошла_______________.
ж) Наг обвился вокруг большого кувшина у самого пола и заснул. А Рикки-Тикки стоял тихо, как________________.
з) А потом мангуста подхватило и брякнуло оземь, и стало мотать во все стороны, как______________мотает собака.
и) Поэтому Рикки-Тикки яростно впился в хвост Нагайны и, действуя лапками, как______________, изо всех сил упирался в покатую, мокрую, тёплую землю.
3. Где автор использовал эпитет (красочное определение)?
а) Глаза у мангуста были розовые, и кончик его беспокойного носа тоже был розовый.
б) И его боевой клич, когда он мчался в высоких травах, был рикки-тикки-тикки-чк!
в) Он подпрыгнул как можно выше и внизу под собой увидел шипящую голову Нагайны, злой жены Нага.
г) Но он боялся, как бы она не хлестнула его своим страшным хвостом.
д) Это шуршала змеиная чешуя по кирпичному полу.
е) Он поглядел, какая толстая шея у Нага, - нет, ему с такой шеей не справиться.
Взаимопроверка. Один из учащихся зачитывает задание и озвучивает своё решение. Если ответ неверный идёт обсуждение и поиск верного ответа. Верные ответы учащиеся отмечают знаком «+», неверные «-» . Выставляются оценки.
4. Работа по озаглавливанию частей рассказа:
1) Знакомство с семьей Большого человека.
2) Встреча с Нагом и Нагайной.
3) Смертельная схватка.
4) Торжество победы над врагом.
5. Итог. Рефлексия.
- Понравился ли вам рассказ? Чем именно?
- Какие чувства вы испытали во время схватки Рикки с коброй?
- За кого переживали? Кому сочувствовали?
- О чем заставил вас задуматься писатель? К какому выводу вы пришли?
Детям даётся анкета:
• Материал урока мне был понятен / не понятен;
полезен / бесполезен;
интересен / скучен.
• Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
• На уроке я работал активно / пассивно.
• За урок я не устал / устал.
6. Домашнее задание пересказ рассказа «Рик-ки-Тикки-Тави», написать отзыв о прочитанном.