Развитие познавательной активности младших школьников средствами урочной и внеурочной работы

.
3

Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников средствами урочной и внеурочной работы..

7

I.1. Развитие познавательной активности учащихся начальной школы как психолого-педагогическая проблема

7

I. 2. Способы развития познавательной активности младших школьников на уроках..

15

I.3. Организация внеурочной деятельности в начальной школе, опосредующая развитие познавательной активности учеников..

21

Выводы по главе I
25

Глава II. Опытно-педагогическая развивающая работа
27

II.1. Диагностика познавательной активности учащихся экспериментального начального класса.

27

II.2. Рекомендации по организации урочной и внеурочной работы, развивающей познавательную активность учащихся экспериментального класса


37

Выводы по главе II.
47

Заключение..
49

Список использованной литературы
51

Приложения.
53









Введение
Актуальность исследования. Образование, более чем прежде должно быть направлено на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, ее социализацию. На сегодняшний день главной задачей школы и общества является воспитание подлинно духовной, интеллигентной личности [17].
Ещё А.С. Макаренко мечтал о создании системы, предметом которой стало бы воспитание «неразложимого человека»: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается»[20, c 45]. Это актуально и сегодня: интеграция урочной и внеурочной деятельности, накопленного арсенала средств в рамках смежных областей образования даст возможность решать прямые педагогические задачи в ходе обобщения передового педагогического опыта, внедрения его в массовую практику.
Сегодня, в условиях мощного экономического развития, образование усложняется, обучение переходит от простого научения к развитию творчески мыслящего, думающего и умеющего применять свои знания на практике человека. В исследованиях Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. и ряда других авторов говорится о том, что существующие системы урочного обучения и внеурочной деятельности не способны в полной мере достичь поставленные перед обществом задачи. Поэтому существует необходимость в применении новых, прогрессивных методов работы на уроках, которые позволять активировать мышление ребёнка, направить его в русло исследования и творческого мышления. Развитие познавательной активности детей приобрело особую актуальность на сегодня, так как необходимо, чтобы человек думал, находил выходы из проблем, предлагал несколько вариантов решения поставленной задачи. Именно такой человек требуется современному государству.
Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от «17» декабря 2010 г. № 1897. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике [9]. Эти характеристики предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности [7].
Актуальность постановки проблемы познавательного развития младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться [10].
Давыдов В.В., Асмолова А.Г. и А.В. Петровский считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность [4].
Тема исследования: «Развитие познавательной активности младшего школьника на уроках и во внеурочное время».
Объект исследования: урочная и внеурочная деятельность младшего школьника.
Предмет исследования: условия организации деятельности на уроках и во внеурочное время, опосредующие развитие познавательной активности младших школьников.
Цель исследования: определить средства и методы развития познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: деятельность учащихся начальной школы на уроках и во внеурочное время должна строиться с использованием игровых и проблемных методов, а также разнообразных средств наглядности, которые способствуют развитию познавательной активности учеников.
Задачи исследования:
1. Описать развитие познавательной активности учащихся начальной школы как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть способы развития познавательной активности младших школьников на уроках
3. Рассмотреть организацию внеурочной деятельности в начальной школе, способствующую развитию познавательной активности учеников.
4. Провести диагностику познавательной активности учащихся экспериментального начального класса.
5. Разработать рекомендации по организации урочной и внеурочной работы, развивающей познавательную активность учащихся экспериментального класса.
Методологической основой исследования: работы Ануфриевой А.Ф. и Костромина С.Н., в которых приведены основные рекомендации для диагностики и коррекции познавательной активности учащихся. Работа Давыдова В.В. в которой рассматриваются основные проблемы развивающего обучения. Книга Тылазина Н.Ф., в которой описаны основы формирования познавательной деятельности учащихся.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, тестирование, статистическая и математическая обработка результатов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
База исследования: Мокро-Солёновская ООШ, 2а класс.






















Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников средствами урочной и внеурочной работы

I.1. Развитие познавательной активности учащихся начальной школы как психолого-педагогическая проблема

В исследованиях Петерсона Л.Г. проблема развития познавательной активности школьников описана как одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний [14].
Познавательная активность, в исследовании Шамовой Т.И., выражается в движении самого мотива человека (и, тем более младшего школьника) осваивать новое, непривычное, очевидно требующее труда и усилий для присоединения к имеющейся базе данных в долговременной памяти; в возникновении чувства именно самостоятельного эвристического поиска, даже в случае решения уже известной задачи [22].
Ануфриева А.Ф. в своём исследовании говорит, что задача не вызывает ощущения сложности, является простым комментарием, частным случаем для применения уже имеющихся знаний и навыков, - такая задача не имеет отношения к познавательной активности [1].
По мнению Бордовской Н. и Реан А., основными характеристиками познавательной активности людей являются [5]:
- яркая, по сравнению со среднестатистическими показателями, по словам Реан А., неудовлетворенность стереотипными (или пользуясь термином Д.Н. Узнадзе внутриустановочными) ценностями обыденной жизни. Иными словами, если человек, и тем более, младший школьник, искренне и в достаточной степени удовлетворен своей жизнью, достижение высокого уровня познавательной активности не будет подкреплено внутренней мотивацией [5];
- Пастушкова Р.А. говорит, что «познавательная активность есть форма существования сомнения, которая постоянно воспроизводит вечный вопрос о возможности конечного перечня причин и следствий в обозримом мире» [13, c. 75];
- не всякая активность человека, по мнению Талызина Н.Ф., характеризует его стремление к познанию. Видимо познавательная активность характеризует еще и специфическое, и присущее далеко не всем, интеллектуальное бесстрашие, желание двигаться дальше в такие рассуждения, предчувствия и ассоциативные ряды, где сам термин «познание» становится далеко небесспорным, где желание быть уже выше желания понять. Разумеется, перечень таких характеристик познавательной активности можно продолжить [18].
Развитие познавательной активности, в исследовании Зимней И.А., способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем [8].
Познавательная активность, в исследовании Давыдова В.В. - это качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты [7].
В исследованиях Бабанского Ю.К. говорится, что для основной школы самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления [3].
Познавательная активность в работе Пастушковой М.А. представляется как сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания[13].
Формирование познавательной активности, не является основной задачей школьного психолога, поскольку на потребность в познании (одну из ведущих потребностей, ненасыщаемый характер которой имеет особое значение для развития и саморазвития личности) влияет множество факторов - от общих характеристик напряженности потребностей до особенностей семейного и школьного воспитания[6].
Но на практике постоянно приходится иметь дело с проблемами, связанными с познавательной активностью. Однако, как утверждает Селиванов В.С., нередко эти проблемы связаны с неадекватными ожиданиями взрослых: от школьников ждут, с одной стороны, того, что не соответствует их возрастным особенностям, а с другой - того, формированием чего не только никогда не занимались, но даже, в определенном смысле, создавали условия, препятствующие такому развитию [16].
Хуторской А.В. говорит, что наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);
- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии; [20]
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Непосредственная познавательная активность, а точнее сказать любознательность - это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства [6].
Внешне она проявляется в следующем:
- непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым - родителям, учителям;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников и младших школьников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности [6].
В исследовании Селиванова В.С. основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре»[16, c.93].
Петровский А.В. в своём исследовании говорит, что познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям [15].
Этот уровень активности наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы. Для него характерны:
- стремление решать интеллектуальные задачи;
- стремление получить средства для решения указанных задач;
- потребность в интеллектуальных достижениях;
- вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия [22, c.57];
- установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения учебных задач [20];
- интерес к значению незнакомых слов;
- ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (урока, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
В педагогической и психологической литературе такой уровень нередко называют «репродуктивно-подражательным», что, конечно, вполне адекватно. Однако ярко выраженный отрицательный оттенок, имеющийся в этом названии, как представляется, лишает его подлинного смысла [13].
Как представляется, это не совсем верно. Действительно, в тех случаях, когда усвоение образцов действий становится самоценным, ребенок нередко проявляет интеллектуальную пассивность. Это явление, подробно описанное и проанализированное известным отечественным психологом Л.С. Славиной, «представляет особый интерес и заслуживает специального разговора. Одним из ярких признаков интеллектуальной активности является то, что ученик не может выделить собственную интеллектуальную задачу из всех прочих видов деятельности. Бордовская Н. говорит, что огрубляя, можно сказать, что для него аккуратно переписать условие задачи важнее, чем решить ее» [5, c. 170].
В тех же случаях, когда особым, главным содержанием познавательной деятельности, по словам Талызина Н.Ф., становится именно интеллектуальная задача, этот уровень обеспечивает овладение в сотрудничестве со взрослым образцами предметных действий, форм речевого взаимодействия и т.п., то есть реализация зоны ближайшего развития. Проявления познавательной активности на этом уровне нельзя путать со стремлением механически воспроизвести образец (прием, способ, содержание знания), предлагаемый взрослым [18].
Основным условием развития данного уровня, в исследовании Морева Н.А., является отношение взрослых - учителей и родителей, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Основные барьеры - развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения, а также ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности [11].
В представлениях значительного числа учителей, как говорит Селиванов В.С., познавательная активность школьника, по сути, приравнивается к выполнению требований, формальной активности на уроке и к прилежанию, а подлинная любознательность и стремление понять, как и почему сделать правильно, рассматривается как помеха учебному процессу [16].
Особенно ярко это проявляется в начальной школе. Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними. Для этого уровня характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.
К внешним признакам, характерным для первого уровня, в этом случае добавляются [19]:
- интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений, выходящие за пределы школьной программы (Морева Н.А.) [11];
- свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
- стремление выполнять задания повышенной трудности;
- поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
- использование собственных примеров по изучаемой теме;
- стремление поделиться со взрослыми и одноклассниками имеющимися знаниями;
- относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.
Проявления познавательной активности этого уровня наиболее характерны для учащихся 5–8-х классов.
Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности, по словам Давыдов В.В., является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни школьника, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых - педагогов и родителей [7].
В исследовании Красновского Э.А. говорится, что барьерами являются репродуктивный характер предъявляемых знаний, невыявленность их связи с реальной действительностью и репродуктивный характер образования, а также несвязанность их с ведущими потребностями возраста. «Все это ведет к формализму в усвоении школьных знаний, центрации учебной мотивации на оценке» [9, c.172].
Исследования многих педагогов и психологов (Бордовская Н., Реан А. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н., Асмолова А.Г., Давыдов В.В.) показывают, что в современной школе (в отличие от отечественной школы середины ХХ века) в средних классах школы практически не выражен или выражен слабо так называемый «отход от школы». Напротив, как говорит Воровщиков С.Г. , «при всех типах образовательных программ так называемый «отход от учения» оказывается характерным для относительно небольшой группы школьников. В целом же учащиеся проявляют желание учиться, иногда очень сильное» [22, c.112].
Вместе с тем, как говорит Бабанский Ю.К., подобная мотивация учения в значительной части случаев базируется не столько на познавательной мотивации, сколько на мотивации достижения и сама по себе не только не служит показателем познавательной активности детей, но может вступать в определенное противоречие с ней [4].
Но при этом, как говорит Красновский Э.А., на протяжении подросткового возраста для учащихся ценность познавательной активности снижается. Пик отмечается в 5–6-м классах, а в 7-м и особенно в 8-м - резко снижается [9].
В исследовании Морева Н.А. роль школы оценивается преимущественно с точки зрения обеспечения соответствующего уровня знаний и поступления в вуз. Практически отсутствуют высказывания о развивающей функции школы, о ее роли в развитии познавательных потребностей и способностей детей [11].
Зимняя И.А. говорит, что в гимназиях, школах так называемого «повышенного уровня» это выражено сильнее, чем в «массовых школах». В последних существенно менее выражены качества личности, связанные с познанием, способами удовлетворения познавательной потребности. И кроме того, что более важно, родители учеников таких школ затрудняются ответить на вопросы о способностях и жизненных перспективах ребенка. Говоря о наиболее ценных и наиболее желаемых качествах личности детей, родители практически не говорят о качествах, связанных с познанием. Здесь абсолютно преобладают ответы, связанные с выполнением школьных требований, - «старательный», «аккуратная» [8].
Таким образом, ничто не способствует развитию у этих детей познавательной потребности и познавательной активности. Если при этом учесть, что в таких школах чаще можно встретить детей из семей с низким культурным уровнем, то можно сказать, что в развитии познавательной потребности школа пассивно следует за культурным уровнем семьи, наличием или отсутствием в ней ценности познания и соответствующих средств (книги, возможности посещать музеи, театры, компьютер и т.п.). Характерно, что и родители ценят школу и ждут от нее не развития своего ребенка, а обеспечения его устойчивой системой знаний.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы установили, что познавательная активность имеет очень важное значение в процессе обучения, познавательно активный ребёнок тянется к знаниям, ему жизненно необходимо обучаться. Именно поэтому и в древние времена со времён Сократа и сегодня особенно важно, чтобы на уроках и во внеурочное время учитель занимался развитием познавательной активности детей.

I. 2. Способы развития познавательной активности младших школьников на уроках
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности. Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя «комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию».
Развитие познавательной активности - это совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для развития учащихся я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения. Прежде всего, это нестандартные формы организации урока. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала характерен и для педагогической практики. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников с трудностями в обучении.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Как считает Сластенин В.А., необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие [17].
Принципиально важно, по мнению Реан А., чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя [5 ].
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильные для него задания. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Задача педагога, как утверждает Хуторской А.В., состоит в необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи[20].
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости [3, c. 69]. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний [12].
Еще одним методом активизации познавательной деятельности, в исследованиях Асмоловой А.Г., является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения [2]. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей, по словам Агапова Ю.В., сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности [14].
Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность [9].
Необходимые условия для решения задачи обучения и развития младшего школьника, по мнению Петровского А.В. [15, c.66]:
1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо все время использовать «эмоциональную поддержку». Урок по теме «Какие бывают водоемы» начинается с рассматривания и обсуждения схемы[1]. Дети получают знания о том, что на Земле есть много различных водоемов: рек, озер, болот, океанов, морей, прудов. Далее дети читают текст, осознают природоведческие и географические термины и понятия реки глубоководные и мелководные, ключ, родник, исток, устье, объясняют значение словосочетания река - водоем. То есть учащиеся овладевают научными знаниями [22].
Для того чтобы они осознали и запомнили особенности разных водоемов, предлагаются три эмоциональные опоры - рубрика «Смешинки» (веселое стихотворение «Почему киты молчат?» В. Бокова), репродукция картины И.К. Айвазовского «Корабль у берега» и строки А.С. Пушкина «Прощай же, море!» [8]. Эмоциональные впечатления, которые получат дети в результате работы с этими опорами, помогут сохранить в их памяти важные сведения об особенностях различных водоемов. Например, киты живут в морях и океанах; море бывает спокойное и бурное, в разную погоду и в разное время года морская вода может быть разного цвета: синего, зеленого, черного, голубоватого и др.; море красиво, его волны издают звуки (шум, гул, грохот). Таким образом, «слитность» познавательной активности ребенка с эмоциональным состоянием помогает рассмотреть и изучить объект со всех сторон [5].
2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности, Морева Н.А считает, что необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.) [11]. Действительно, собственная позиция ребенка («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание рассуждать («я думаю, что...») играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.
3. Необходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания [7].
4. Речевые разминки могут решать следующие конкретные задачи:
а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям [3];
б) формировать умения и навыки участия в диалоге;
в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.);
г) развивать умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки. Бордовская Н. утверждает, что младшие школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире [5]. Учитель показывает детям рисунок, например пингвина, и предлагает задать любые вопросы к этому рисунку. Дети спрашивают: «Кто это: птица или зверь? Где живет? Как выглядит? Как называются его ноги? Умеют ли пингвины плавать? Почему они живут там, где много снега? Привыкли ли они к морозам и льдам? Чем они питаются?» Можно предложить детям домашнее задание: подобрать рисунок какого-нибудь животного или предмета и придумать как можно больше разных вопросов к этому рисунку [10]. Ученики с удовольствием соревнуются между собой: кто больше вопросов сочинит об одном предмете или объекте. Что такое логическая задача? Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид - загадки.
Таким образом, анализ литературы показал, что на уроке существует множество средств и методов развития познавательной активности детей, среди самых популярных можно отметить игры, конкурсы, интеграцию предметов, КВН, работу в парах, уроки-сказки, уроки-путешествия. Все уроки следует начинать так, чтобы дети заинтересовались и сами пытались найти решение поставленной проблемы, вопроса, задачи.














I.3. Организация внеурочной деятельности в начальной школе, опосредующая развитие познавательной активности учеников

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся и средством развития их познавательной активности. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности [6].
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста, по словам Реан А. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности, по мнению Бордовской Н. объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных [11].
Зимняя И.А. в своём исследовании говорит, что целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей [8]. Именно в этих условиях, по мнению Зимней И.А., более эффективно развитие познавательной активности.
Внеурочная деятельность даёт широкие возможности для всестороннего развития познавательной активности, так как она не ограничена учебной программой и временем.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности(Асмолова А.Г.) [2]:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане, как заметил еще Бабанский Ю.К., выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [3].
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений сов­падает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Внеурочная познавательная деятельность школьников, по словам Петерсона Л.Г., может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.[14]. Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
В связи с этим, в работе Талызиной Н.Ф., педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию [18]. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания [6].
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.
В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.
В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.
В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов [11].
Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения [8].
Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе [13].
Таблица 1
Рекомендуемые внеурочные мероприятия для развития познавательной активности младших школьников
Место проведения
Время проведения
Формы организации

Школа
Вторая половина учебного дня
Познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др. «Детская риторика» и др., кружок «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др. олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др.

Учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения
 
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

Школьные оздоровительные лагеря
Каникулы
 

 
Таким образом, среди внеурочных мероприятий для развития познавательной активности также используем олимпиады, кружковую работу, клуб весёлых и находчивых, игры, конкурсы, музеи, исследовательские проекты, экскурсии и путешествия.
Выводы по главе I
Познавательная активность с недавнего времени является самым актуальным вопросов в педагогике и в психологии. Познавательная активность учащихся является необходимым условием эффективного обучения. Развивая познавательную активность, педагог вызывает интерес и побуждает мотивацию школьников не только выучить что-то новое, но и научиться применять это знание на практике.
На уроках познавательную активность, возможно развивать с помощью постановки проблемы, различных исследований, экспериментов, дидактических игр. Кроме того дети очень активно откликаются на уроки-сказки, уроки-игры, конкурсы, КВН. Все эти методы должны активно использоваться педагогами в своей деятельности.
Внеурочная деятельность также должна быть задействована для развития познавательной активности. Кроме того, именно внеурочная деятельность позволяет в большей мере применять эксперименты, конкурсы, экспедиции, различные экскурсии, игры, соревнования и тому подобные методы.
В связи с проведённым теоретическим анализом психолого-педагогической литературы было установлено, что развитие познавательной активности очень важный и необходимый компонент в работе педагогов и психологов, так как именно этот компонент способен в разы повысить эффективность образовательного процесса. Кроме того, развивать познавательную активность детей лучше всего именно в комплексе: на уроках, во внеурочное время и дома с родителями, только в этом случае дети получат полноценное развитие.



















Глава II. Опытно-педагогическая развивающая работа
II.1. Диагностика познавательной активности учащихся экспериментального начального класса
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме исследования, мы обнаружили, что познавательная активность сильно влияет на качество обучения, что без развития у учащихся устойчивой высокой познавательной активности не возможно заинтересовать во время урока. Исходя из этого мы решили провести диагностику уровня познавательной активности в экспериментальном классе. Нами были отобраны учащиеся 2 а класса Мокро-Солёновской школы. Всего принимало участие 25 человек. Из них 14 девочек и 11 мальчиков. Все ребята имеют примерно одинаковое физическое развитие, умственно и физически здоровы. Отклонений в развитии нет.
Для диагностики познавательной активности нами была применена диагностика Ч.Д. Спилберга [15, c. 169].
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности, направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности [7, c.96]. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (Приложение 1).
В данной методике уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в опроснике и распределялся в соответствии с оценочной шкалой [2, c. 87].
- Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
- Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
- Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Основные критерии, по которым мы присваивали баллы, представлены в таблице 2:
Таблица 2
Критерии определения уровней познавательной активности
Уровень
Кол-во баллов
Показатели

Высокий уровень - творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Средний уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Низкий уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Данную методику мы проводили фронтально со всем классом сразу. Детям были розданы бланки с вопросами и местом для ответов, была прочитана инструкция, после чего были разобраны все возникшие у ребят вопросы по тестированию, и только после этого ребята принялись за ответы [1, c.75]. Опросник состоит из 19 вопросов.
После заполнения всеми учениками бланки были проанализированы. Сначала мы вывели средний бал для каждого ученика индивидуально, а потов определили средний балл по всему классу. После выведения среднего балла, каждому ученику был присвоен уровень, по описанной выше методике. Результаты проведённой диагностики представлены в таблице 3. Протокол первичных данных, полученных в результате тестирования представлен в приложении 2.
Таблица 3
Результаты диагностики уровня познавательной активности младших школьников
 № п/п
 Имя, Ф.
Средний балл
Уровень познавательной активности

1
Лена С.
4,5
Высокий

2
Аня Г.
3,5
Средний

3
Лида А.
4,3
Высокий

4
Ира Д.
4,3
Высокий

5
Артём К.
2,5
Низкий

6
Гриша О.
3,3
Средний

7
Женя Л.
3,2
Средний

8
Андрей П.
2,7
Низкий

9
Оля Э.
3,2
Средний

10
Дима К.
2,6
Низкий

11
Таня К.
4,4
Высокий

12
Катя М.
3,4
Средний

13
Юлия Ж.
4,3
Высокий

14
Олег И.
3,1
Средний

15
Витя Г.
2,4
Низкий

16
Юля П.
3,5
Средний

17
Роман С.
3,1
Средний

18
Андрей С.
4,5
Высокий

19
Ульяна Н.
3,2
Средний

20
Наташа И.
3,0
Средний

21
Эля Т.
2,1
Низкий

22
Лёша П.
3,1
Средний

23
Зина В.
3,3
Средний

24
Борис Д.
4,8
Высокий

25
Кира Г.
3,2
Средний

Общий уровень по классу
3,42
Средний


Обобщенные полученные данные сведены в таблицу 4.
Таблица 4
Уровень познавательной активности по показателям
 
Показатели
Средний балл по классу
Уровень

1
Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения
3,36
Средний

2
Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия.
3,64
Средний

3
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.
2,8
Низкий

4
Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.
3,44
Средний

5
Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.
3,28
Средний

6
Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний
2,8
Низкий

7
Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.
3,88
Средний

8
Содержательно высказывает свою мысль, идею.
3,48
Средний

9
Легко генерирует идеи.
3,4
Средний

10
Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.
3,4
Средний

11
В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения.
2,8
Низкий

12
Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.
3,6
Средний

13
Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.
3,56
Средний

14
Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.
3,72
Средний

15
Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.
3,96
Средний

16
Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности.
3,52
Средний

17
Видит пути совершенствования.
3,52
Средний

18
Может проявить собственное отношение к фактам.
3,44
Средний

19
Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.
3,6
Средний

Если просмотреть данные таблицы 4 видно, что в классе нет ни одного показателя, который бы был развит на высоком уровне, поэтому данному экспериментальному классу необходимо развивать познавательную активность. Анализ показал, что основная часть детей не умеют делать самостоятельные выводы из информации, не могут находить частное и общее в разных схожих предметах и явлениях
Показатель по критерию «Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения» на высоком уровне выявлен только у 7 человек, то есть у 28%, это достаточно низкий уровень в классе.
По показателю «Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия» высокий уровень выявлен только у 14 детей (56%).
По показателю «Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей» высокий уровень выявлен только у 7 человек (28%).
По показателю «Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации» высокий уровень выявлен только у 8 детей (32%).
По показателю «Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы» высокий уровень выявлен только у 9 человек (36%).
По показателю «Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний» высокий уровень выявлен только у 8 детей (32%).
По показателю «Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям» высокий уровень выявлен у 18 детей, что составило 72% это единственный показатель, по которому самое большое число детей показали высокий уровень.
По показателю «Содержательно высказывает свою мысль, идею» высокий уровень – 12 детей (48%).
По показателю «Легко генерирует идеи» высокий уровень определён у 9 человек (36%).
По показателю «Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи» высокий уровень показали 7 человек – 28%.
По показателю «В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения» высокий уровень установлен у 5 детей (20%).
По показателю «Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении» высокий уровень выявлен только у 10 детей (40%).
По показателю «Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме» высокий уровень - 9 человек (36%).
По показателю «Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме» высокий уровень -17 детей (68%), данный показатель также самый большой в классе.
По показателю «Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей» высокий уровень -13 детей (52%).
По показателю «Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности» высокий уровень – 10 детей (40%).
По показателю «Видит пути совершенствования» высокий уровень - 10 детей (40%).
По показателю «Может проявить собственное отношение к фактам» высокий уровень – 11 детей (44%).
По показателю «Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую» высокий уровень – 12 детей (48%).
Проиллюстрируем полученные показатели для наглядности и удобства восприятия диаграммой 1:











Диаграмма 1
Показатели познавательной активности младших школьников экспериментального класса


Обобщив результаты диагностики, мы представили их в виде следующей таблицы:
Таблица 5
Уровни познавательной активности учащихся экспериментального класса
Наименование уровня
Кол-во учащихся


в чел.
в %

Высокий (творческий)
7
28%

Средний (интерпретирующая активность)
13
52%

Низкий (воспроизводящая активность)
5
20%


В результате проведённой диагностики было установлено, что по большей части показателей познавательной активности дети имеют средний и низкий уровень, высокий уровень показало меньше половины детей. Таким образом, есть необходимость в разработке рекомендаций для учителей начальных классов, которые позволять значительно повысить уровень познавательной активности.

II.2. Рекомендации по организации урочной и внеурочной работы, развивающей познавательную активность учащихся экспериментального класса

Обследование учащихся экспериментального класса послужило основой для выработки рекомендаций по организации с данными учениками урочной и внеурочной работы, направленной на развитие у них познавательной активности. В структуру рекомендаций вошли формы, методы, средства и задания, предназначенные для работы со всем классом (фронтальной работы), а также дифференцированные в зависимости от выявленных у учеников уровней познавательной активности.
Методы фронтальной работы с классом:
Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения следует применять и нетрадиционные уроки [17]:
1)урок-КВН: «КВМ - Клуб Веселых Математиков», «Что за прелесть эти сказки ... » (по чтению) и др.;
2)ypoк-соревнование. Такие уроки я провожу при обобщении материала. Это может быть «Брейн - ринг» по математике, «Своя игра» на уроках чтения или же «Что? Где? Когда?» на ознакомлении с окружающим миром [9];
3)урок-экскурсия: «В гости к осени», «В гости к зиме» (ознакомление с окружающим миром), «Математика вокруг нас» (математика) и др.;
4)урок-путешествие. Это может быть путешествие в любую хорошо известную детям сказку «Колобок», «Царевна – лягушка», или борьба со Змеем Горынычем, Бармалеем и т.д., где дети должны выполнить, какое-либо задание, чтобы помочь сказочному персонажу преодолеть препятствие [9].
Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считается использование информационно-коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств [11].
Желательно чтобы кабинет был оснащён комплектом компьютерного оборудования, это даёт возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках [12]:
презентации;
тренажёры;
физминутки;
тесты;
просмотр и прослушивание произведений;
проектная деятельность.
Презентации также использую на уроке для фронтальной проверки предыдущего материала [14].
Использование мультимедийных презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint [5].
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами [5].
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
1. Избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение [10].
2. Ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
3. Дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся.
4. Учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти [8, c.94].
В процессе обучения младшего школьника всё более широкое применение находит метод проекта.
Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают [1]. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами. [5]
Дети с удовольствием составляют свои проекты. Например, мы выполняли такие проекты, как «Мое любимое число», «Говори и пиши грамотно», «Поделки из бумаги», книжка- малышка «Мои колыбельные песни», «Сколько должен весить портфель», «Полезна или вредна жвачка» и др.[1]
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии, путешествовать, что сближает ребёнка с достижениями человечества. Такие включения в урок и на мероприятиях для учащихся наиболее интересны [7].
С помощью интернет - ресурсов можно собрать банк презентаций по всем предметам.
Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, беседы и игры на темы о здоровом образе жизни. Каждое утро мы начинаем с зарядки. Разработала программу дополнительного образования «Школа здоровья» , рассчитанную на два года обучения [16].
Методы для работы с детьми у которых высокий уровень познавательной активности:
Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считается коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «парах», группах, когда каждый учит (проучивает) каждого [3].
взаимопередача текстов
решение задач и примеров по учебнику (взаимопомощь, взаимопроверка)
взаимные диктанты
выполнение упражнений в парах
работа по вопросам к тексту.
На уроках такая работа детям интересна. Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы сложения, умножения, что помогает вторичному закреплению материала [9].
С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность [8].
Единство обучения и воспитания на уроках нашло свое применение и развитие во внеклассной работе. Активизируют познавательный интерес кружки, экскурсии, КВНы, викторины, интеллектуальные игры, предметные недели и другие формы внеклассной работы [18].
Внеклассная работа с учащимися, которые имеют низкий и средний уровень познавательной активности:
Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую [20].
Внеклассные занятия и кружки необходимо организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением [14].
По содержанию внеклассное занятие должно быть связано с работой на уроке, но здесь решаются задачи повышенной трудности, задачи – смекалки, задачи – шутки, занимательные задачи, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы. Предлагаются задания на заполнение магических квадратов, разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов и т.д. На занятиях нужно сочетать коллективную работу и индивидуальную. Учитывая все вышесказанное, следует проводить следующие внеклассные мероприятия[12]:
интеллектуальные игры;
викторины;
КВНы;
Конкурсы;
Можно проводить кружок в классе. Например, математический кружок, кружок литераторов, кружок по окружающему миру и т.д. На этих занятиях ребята могут готовиться к конкурсам, олимпиадам [3].
Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: качество знаний учащихся повышается, интерес к учебе повышается.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить [11].
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников [11]
Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению [2].
В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным [8].
Пример применения активных методов, направленных на развитие познавательной активности (примените активных методов, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся) [7]:
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих [16]. Данный метод применяется для фронтальной работы с классом.
2. Метод самостоятельной работы с учеником. В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации [20]. Данный метод используется при работе с учениками, имеющими низкий уровень познавательной активности.
В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем, убираем все лишнее, несущественное.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы [23].
Для закрепления навыка работы с литературой даем ученикам различные посильные задания. Этот метод так же используется при работе с учениками, имеющими либо низкий, либо наоборот высокий уровень познавательной активности. Причём дети с низким уровнем должны выполнять лёгкие задания, а с высоким тяжёлые.
Например, в 3-м классе при изучении темы: "Животный мир нашей области". Даем задания: сделать сообщение о представителе животных; (представителей выбирают по желанию). Ученикам нужно рассказать об особенностях данного животного, его образе жизни. Сообщение формируется на альбомных листах, титульный лист оформляется рисунком животного [5].
В классе ученик должен постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. Для этого вначале составляются тезисы, а в более старших классах – план ответа [12]. Этот метод применяем к ученикам с высоким уровнем познавательной активности.
При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся, в последствии, не стесняются высказывать свои мысли и суждения [9].
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами, предназначен для детей с высоким уровнем познавательной активности.
Организуем самостоятельную работу следующим образом: даем классу конкретное учебное задание. Пытаемся довести его до сознания каждого учащегося [10].
Здесь есть свои требования:
1. текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
2. нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.
4. Метод проблемного изложения. Данный метод используется в фронтальной работе с классом.
На уроках используем проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей [4].
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения [16].
Данный метод включает в себя:
1) выдвижение проблемного вопроса,
2) создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
3) создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
4) демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера . Роль учителя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся [5].
5) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера [19].
На уроках использовать приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу [7]:
а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
а) прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов;
б) прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде схемы показать взаимосвязь между ними;
в) прием символизации.
Активизацию познавательной деятельности можно провести также на внеклассных мероприятиях [14].
Пример: Для 2 класса проведение игры: "Путешествие в страну комнатных растений" [9].
При этом ребята выступят в роли цветоводов и жителей разных стран. "Путешествие" сопровождалось "перемещением" по карте и демонстрацией цветов.
Цель: показать взаимосвязь строения со средой обитания, приспособление растений к разным условиям, активизировать деятельность учащихся специальными домашними заданиями [15].
В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.
 Выводы по главе II
Проведя диагностику познавательной активности детей было выявлено, что класс имеет не одинаковую познавательную активность, есть ученики с высоким и низким уровнем, но большую часть составляют учащиеся со средним уровнем познавательной активности.
При работе с этими детьми необходимо применять методы отдельно для каждой группы. Например, для детей с высоким уровнем возможно применение методов самостоятельных занятий, например, задавать им подготовку сообщений, проводить парные занятия. Для детей с низким уровнем необходимо больше игр, конкурсов, которые позволять заинтересовать детей, кроме того необходимы индивидуальные задания и помощь в выполнении, в этом случае ребёнок будет постепенно заинтересовываться в учёбе.
Для детей со средним уровнем больше всего подходят фронтальные методы, однако игры и конкурсы им также будут полезны.

















Заключение
В процессе теоретического изучения вопроса по развитию познавательной активности средствами мультимедийных презентаций были сделаны следующие выводы:
Познавательная активность - результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности, а также фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
Познавательная активность – это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Формирование навыков познавательной деятельности у младшего школьника - это целенаправленный процесс развития устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения
Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, носят комплексный характер и включают: учебно-методическое обеспечение образовательной процесса; оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний; ориентация учебного процесса и внеурочной деятельности младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию.
Проанализировав литературу, мы провели диагностику уровня развития познавательной активности, анализ полученных результатов в испытуемом классе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотя общий уровень познавательной активности в целом по классу средний.
Исходя из результатов диагностики, нами были разработаны рекомендации для учителей начальных класса, по организации уроков и внеурочной деятельности таким образом, чтобы максимально развивать познавательную активность детей.



















Список использованной литературы
Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2010. – 264c.
Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2010. -340с.
Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 2013. - 560 с.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе// Вестник образования. - 2011. - № 11. – С. 163-175.
Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.- 690с.
Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 2013.- 480с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академия, 2011.-457с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2013. – 480с.
Красновский Э.А. Активизация учебного познания. // Советская педагогика. – 2010. - №5. – С. 247- 255.
Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2012. – 436с.
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2011. – 350с.
Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника [Электронный ресурс] – http://www.openclass.ru/ Дата обращения 20.02.2016.
Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников // Известия Российского государственного пед. университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. - 2011. - № 18(44). – С. 75-96.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А., Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. -М.: Проспект, 2010. – 460с.
Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2010. – 690с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Педагогика, 2010. – 391с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ.высш.пед. заведений. – М.: Академия, 2012 – 520с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. - М.: Инфра-М, 2011. - 360с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. 2010. – 453с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 470с.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 2011. – 315с.
Шамова. Т. И. , Воровщиков С. Г. , Новожилова М. М. \ Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения, М.: «5 за знания», 2010. – 290с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -М., Просвещение, 2011. – 440с.









П Р И Л О Ж Е Н И Я




















Приложение 1
Методика «Оценка уровня познавательной активности»

Показатели

1
Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения


2
Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия.


3
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.


4
Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.


5
Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.


6
Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний


7
Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.


8
Содержательно высказывает свою мысль, идею.


9
Легко генерирует идеи.


10
Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.


11
В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения.


12
Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.


13
Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.


14
Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.


15
Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.


16
Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности.


17
Видит пути совершенствования.


18
Может проявить собственное отношение к фактам.


19
Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.


Оценку познавательной активности дает учитель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.
Имя, Ф.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Ср.























Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»







Приложение 2
Протокол определения уровня познавательной активности до эксперимента
 №
 Имя. Ф.
Вопросы
Ср.б
Уровень



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19



1
Лена С.
5
4
4
5
5
4
5
4
4
3
3
5
5
5
5
5
5
4
5
4,5
Высокий

2
Аня Г.
3
4
3
3
4
3
4
4
3
5
3
4
3
4
3
3
4
4
3
3,5
Средний

3
Лида А.
5
5
4
5
4
4
3
3
5
4
4
5
5
4
3
5
4
5
4
4,3
Высокий

4
Ира Д.
5
4
4
5
4
5
5
3
3
5
5
4
4
3
5
3
5
5
5
4,3
Высокий

5
Артём К.
3
3
2
2
1
2
2
2
3
3
2
3
3
3
3
3
3
2
3
2,5
Низкий

6
Гриша О.
3
4
3
3
3
3
4
4
3
3
2
3
3
4
3
4
4
3
4
3,3
Средний

7
Женя Л.
3
4
3
4
2
3
3
3
3
3
2
3
3
4
5
3
3
3
4
3,2
Средний

8
Андрей П.
2
3
3
3
3
2
3
3
1
4
1
2
3
3
4
3
3
3
2
2,7
Низкий

9
Оля Э.
3
4
3
3
4
3
4
4
3
2
2
4
3
4
3
3
3
3
3
3,2
Средний

10
Дима К.
1
4
1
2
3
3
3
3
2
3
3
3
3
2
3
3
1
4
3
2,6
Низкий

11
Таня К.
5
5
4
5
4
4
3
3
5
3
3
5
5
5
5
5
5
4
5
4,4
Высокий

12
Катя М.
3
3
2
3
3
4
5
3
3
3
4
3
4
3
3
4
3
4
4
3,4
Средний

13
Юлия Ж.
5
4
5
5
3
3
5
5
5
5
4
5
4
4
3
3
5
4
4
4,3
Высокий

14
Олег И.
3
3
2
3
3
1
4
3
3
3
2
3
3
4
5
3
3
3
4
3,1
Средний

15
Витя Г.
1
4
1
2
3
3
4
3
3
3
2
3
3
2
2
1
2
2
2
2,4
Низкий

16
Юля П.
3
4
3
3
4
3
4
4
3
5
3
4
3
4
3
3
4
4
3
3,5
Средний

17
Роман С.
3
3
2
3
3
4
4
3
3
3
4
3
4
2
3
3
3
3
3
3,1
Средний

18.
Андрей С.
5
4
4
5
5
4
5
4
4
3
3
5
5
5
5
5
5
4
5
4,5
Высокий

19.
Ульяна Н.
3
3
2
3
3
1
4
4
4
3
3
3
3
4
5
4
3
3
3
3,2
Средний

20.
Наташа И.
3
3
2
3
3
1
4
3
3
3
2
3
3
4
5
3
3
3
3
3
Средний

21.
Эля Т.
3
3
2
2
1
2
2
2
3
3
2
3
3
3
3
3
3
2
3
2,5
Низкий

22.
Лёша П.
3
3
2
3
3
1
4
4
3
3
2
3
3
4
5
3
3
3
3
3,1
Средний

23.
Зина В.
3
3
2
3
3
1
4
4
4
3
3
3
3
4
5
4
3
3
4
3,3
Средний

24.
Борис Д.
5
4
5
5
5
5
5
5
5
4
3
5
5
5
5
5
5
5
5
4,8
Высокий

25.
Кира Г.
3
3
2
3
3
1
4
4
4
3
3
3
3
4
5
4
3
3
3
3,2
Средний

 Средний балл познавательной активности по группе
3,4
Средний











13PAGE \* MERGEFORMAT145915