Интеграция урочной и внеурочной деятельности для формирования УУД

«Школу можно уподобить скрипке Гварнери, из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную музыку. Все зависит от виртуозности играющего» Д.И. Менделеев
В ФГОС начального общего образования, отмечается, что составляющим ядром образовательного результата является формирование УУД, т.е. в настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Поэтому, целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.  
Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации,  высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, я делаю всё, чтобы образовательный процесс был творческим.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. А нам нужна экономия времени (его же всегда не хватает!), нам необходимо создавать новые речевые ситуации (коммуникативная компетенция!), нам требуется мотивировать своих учеников (без мотива нет цели!), да и цели наши должны совпасть с целями ребенка (на первых порах хотя бы быть принятыми ими!).
Вот и выходит на первый план Интеграция с большой буквы. Не отдельный, раз в четверть, интегрированный урок или внеурочное занятие, а именно интеграция всего процесса.
Мощнейшим резервом экономии времени, повышения мотивации и развития целеполагания становится в условиях современной российской начальной школы внеурочная деятельность. Она дает нам дополнительное время и позволяет повысить мотивацию прежде всего за счет свободного выбора внеурочных курсов детьми и их родителями.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Сегодня я представляю личный опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.
Неделя свободного выбора и творчества «Школа после уроков», это эффективное интегративное, комплексное образовательное и диагностическое средство. В течении недели у ребенка есть возможность сделать осознанный выбор, принять решение, чем ему заниматься, в каких видах деятельности участвовать.
Неделя включает в себя:
Занятия по интересам:
участие в работе кружков различной направленности: «Ритмика», «Юный эрудит», «Страна мастеров», «Юный краевед», Студия художественного творчества «Я учусь быть волшебником», «Академия здоровья», «Очумелые ручки», «волшебный мир оригами», Ансамбль ложкарей «Русская мозаика», Творческое объединение «Игрушки самоделки», Спортивные секции по легкой атлетике и волейболу, «Театральная студия», Вокальная студия «Веселые нотки».
Час свободного общения: (любой ребенок и родители могут в течении недели задать интересующие вопросы руководителям кружков творческих объединений, и руководители могут провести индивидуальные беседы с родителями учеников)
Коллективное творческое дело (праздники, презентации, конкурсы)
В эти дни учащиеся имеют возможность выбирать, пробовать себя, проявлять свои интересы и потребности. Они участвуют в работе кружков и студий с учащимися других классов. В конце недели творчества проводится рейтинг кружков (на стенде появляется вопрос «Я бы хотел посещать кружок» и под вопросом название всех школьных кружков и секций, каждый ребенок прикрепляет именную звездочку рядом с тем кружком, который его заинтересовал больше всего).
Дети моего класса активно участвуют во всех мероприятиях «Недели творчества» и это им помогает свободно проявлять свою волю и раскрывать личность. Я разработала свою программу внеурочной деятельности студии художественного творчества «Я учусь быть волшебником». У меня идея работы именно по худ.-эстет. направлению возникла не случайно, а на основе анализа выбора детей.
По результатам 2014-2015уч.г. рейтинг выбранных направлений внеурочной деятельности детей моего класса показал следующие результаты: (вставить диаграмму в %) спортивно-оздоровительное, художественно- эстетическое, научно-познавательное, духовно-нравственное, обще интеллектуальные направления.
Целью данной программы является:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов художественного творчества.

Содержание программы реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (посмотрите на экран, в таблице слева учебные предметы, справа разделы программы кружка), в течение года дети ведут рефлексивный дневничок, (он есть у вас на руках) который позволяет выявить достижения моих детей, проследить их заинтересованность.
В системе работы творческой студии мы видим, что процесс отвечает требованиям ФГОС. Создана благоприятная среда, которая формирует требуемые компетентности у учеников для развития личности младшего школьника.
Итогом работы студии художественного творчества «Я учусь быть волшебником» стали победы детей в конкурсах худ-эстет направления (на слайд дипломы)
Еще одним ярким, убедительным примером интеграции урочной и внеурочной деятельности является проведение проблемно-тематических дней (дней профилактики) в школе. Организация таких дней предполагает целенаправленную подготовку в течении недели (возможно и дольше) целостного и яркого события с учетом актуальной проблемы, которая пронизывает учебный процесс, многие учебные занятия и осуществляется во внеурочное время.
Проблемно-тематический день – это яркое событие, позволяющее каждому ученику найти ответы на важные и значимые для него вопросы, при этом поиск ответов осуществляет сам ребенок под руководством учителя, приобретая для этого необходимые знания из тех дисциплин, которые он изучает.
Проблемно-тематический день – это результат совместного творчества и поиска взрослых и детей, в школе и дома, на уроках и во внеурочное время.
Тематика проводимых дней разнообразна:
«Закон и подросток».
«Скажи жизни ДА»
«Жить в мире с собой и другими»
«Безопасность детей – забота общая»
«Социум: семья и дети»
«Движение с уважением»
«Здоровым быть модно!»

Рассказать подробнее о таких днях хочу на примере проблемно-тематического дня «Здоровым быть модно!»
Проблема тематического дня:
-Почему модно быть здоровым?
Это день в моем классе представлял собой интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Он в моем классе строился по следующему плану:
План проведения: (на слайд)
Участие в общешкольной зарядке под названием «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»;
Урок здоровья «По страницам ЗОЖ»;
Уроки с использованием дидактического материала направленного на пропаганду ЗОЖ, в процессе урока использовались валеопаузы (короткие беседы, направленные на формирование ЗОЖ и позитивного отношения к здоровью);
Участие в спортивных переменах, включающих в себя проведение подвижных игр;
Участие в КТД (коллективно-творческом дне) школы «Папа мама я, спортивная семья»
Профилактический урок для родителей «Здоровье день за днем» (по пропаганде ЗОЖ в семье и школе)
Это день был проникнут театрализованными действиями: «Веселый молочник» помогал раздавать молоко и рассказывал о его пользе, «Мойдодыр» контролировал соблюдение гигиенических правил в школе.
По итогам проведения дня, в каждом классе и в моем в том числе, проводится рефлексия и результаты её отражаются на школьном стенде «Наша жизнь».

Отличительные признаки проблемно-тематического дня:
Наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведении дня;
Целостность дня, то есть подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничение учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствует поставленной проблеме;
Гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок; в этот день проводятся не занятия по расписанию, а встречи детей, педагогов, родителей, время и место проведения которых строго не ограничивается, а гибко регулируется в зависимости от объема обозначенных детьми вопросов;
В подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители, учащиеся старших классов, выпускники;

Проблемно-тематический день – это результат совместного творчества и поиска взрослых и детей в школе и дома, на уроке и во внеурочное время.

Еще одним примером интеграции урочной и внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся, которая не нуждается в рекламе, потому что сегодня этот метод широко используется в образовании и мною. Все курсы УМК является интеграционными, что дает возможность обучить детей различным областям науки и искусства.
Принцип интеграции оправдывает себя во внеурочной деятельности меня как классного руководителя. Ко Дню Матери ребята предложили провести классный час с мамами и придумали интересную форму его проведения: игровой экзамен для мам. Всем классом придумывали вопросы по всем изучаемым предметам, затем выбирались лучшие и интересные. Дети приготовили программу с конкурсами, песнями и инсценировками. А мамы вспомнили детство и побывали в роли учениц. Они отвечали на вопросы детей. Было интересно смотреть, как дети экзаменуют своих родителей-мам.
Проводятся внеурочные индивидуальные занятия с учащимися под девизом: «Хочу всё знать». При посещении занятий у детей возникает желание участвовать в конкурсах, олимпиадах и различных проектах, чтобы попробовать свои силы в разных областях знаний.
Таким образом логичным будет вывод, что интеграция этих двух видов деятельности должна работать на формирование личности нового выпускника начальной школы. Т.е. интеграция как методический прием должна способствовать формированию у учащихся целостной картины мира и созданию представления о школьных предметах и занятиях как об определенной системе.
«Ребенок не хочет брать готовые знания, будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать, эти самые знания и овладевать ими». Шалва Амонашвили












Интеграция урочной и внеурочной деятельности при формировании УУД



Подготовила
Копанева Е. А.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 16
15