Образовательное путешествие, как метод обучения в урочной и внеурочной деятельности


Расширение индивидуального образовательного пространства учащегося посредством образовательного путешествия.
(Технология образовательного события (маршрута).Уважаемые коллеги!
Нам с вами исключительно повезло работать в школе 21 века, которая требует от нас всё новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших учеников. Предметный подход к познанию мира, и, соответственно – его носитель – учитель, перестают быть для ученика единственным источником знаний. Обсуждаемые новые концепции образования предполагают, что 40% знаний учащиеся должны приобретать не на уроке, а во внеурочное время. То есть задача учителя, классного руководителя не столько в том, чтобы дать учащимся определённый багаж знаний, сколько в развитии компетенций учащегося – и учебных, и социальных. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе.
И тут возможности образовательного путешествия безграничны.
Так что же такое образовательное путешествие?
Образовательное путешествие – особая технология освоения мира, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, где учитель выступает в роли тьютора, сопроводителя ученика в его самообразовании, самостроительстве.
Цели, задачи путешествия должны быть ориентированы на личностные интересы и потребности учеников и разрабатываться при их содействии. Они должны быть четкими, конкретными и понятными всем участникам путешествия. Каждому ученику необходима личная цель, личный вопрос, на который он будет искать ответ.
Объектом исследования во время образовательного путешествия является: окружающий мир во всем его многообразии.
Субъектами образовательного маршрута являются ученик и его учитель. Во время путешествия они становятся равнозначными участниками путешествия, попутчиками
Образовательное путешествие предполагает активную самостоятельную деятельность учащегося, что относится к сильной стороне этой технологии.
Есть у образовательного путешествия и слабые стороны. Это прежде всего – сложная, новая роль учителя, которая требует очень большой подготовки. Тьютору (учителю) довольно трудно решать одновременно задачи большого количества учащихся, разделившихся на разные по своему познавательному интересу группы. Да ещё надо искоренить у детей (да и у родителей тоже) стереотип отношения к путешествиям, как к способу отдохнуть, развеяться, т.е. организовать путешествие таким образом, чтобы знания и опыт, полученные на маршрутах путешествия, рассматривались как первооснова, а не как сопутствующий результат.
Каковы же методические принципы образовательного путешествия?
Образовательное путешествие предполагает непосредственное взаимодействие учащихся с природой, историей, культурой. Учитель ничего сам об изучаемом объекте не рассказывает и не даёт никакой информации. Другими словами, «не встаёт» между ребёнком и объектом, а выступает в роли организатора исследовательской деятельности учащихся.
В качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребёнка личный опыт и объекты окружающего мира. (Пример с перелётными птицами: дети уже что– то знают про них – это их личный опыт, а дополнительные сведения они могут получить и в библиотеке, и в Интернете, и у родителей и т.д.).
В ходе путешествия детям предстоит «добыть» необходимую информацию различными способами, но главное здесь то, что образовательный процесс идёт от личных ощущений и наблюдений детей к обобщению и формированию новых представлений .(Т. е. сначала наблюдали, ощупывали, экспериментировали – и появились новые знания).
Путешествие предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов. И всё это дети делают самостоятельно.
Позволяет каждому ребёнку выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения.
Основной формой организации обсуждения является дискуссия, в ходе которой педагог задаёт уточняющие вопросы, обобщает высказанные версии, помогает учащимся выявить «слабые места» проведённого исследования.
Работа на этапах.
Технология образовательного путешествия основана на положении: знание человечества становится твоим, если ты:
1. Сам формулируешь свой познавательный интерес, ставишь вопрос;
2. Сам ищешь ответ .
3. Можешь сам представить найденное знание окружающим тебя людям.
В результате такого образования у ученика появляется тот багаж знаний, который им выявлен, им осмыслён, им пережит. Такой багаж становится личным богатством – это то, что уже не забывается.
Основные положения данной технологии одновременно являются этапами работы.
Итак, первый этап – кабинетный (подготовительный).
Сначала надо определиться с маршрутом. Ученик (или группа учеников – единомышленников) определяют тему маршрута и идею (задают себе проблемный вопрос).
Каждой группе или каждому ученику предлагаем разработать план маршрута, обосновав его образовательными целями (что нового мы увидим, узнаем).
Разработка маршрутного листа ( ход путешествия: куда пойдём, чтобы найти ответ на вопросы; что там будем делать; с кем встретимся; какие наблюдения проведём и т.д.)
Второй этап – экспедиционный (практический)
Сбор, анализ, обработка материала.
Третий этап – знание – образ (презентационный).
Предоставление результатов в виде:
альбомов, утренников, КТД, презентаций, цикла газетных статей, виртуальных газет, видеофильмов, создания нового туристического маршрута и т.дЗадачи тьютора (учителя) на этапах.
1. Работа по выявлению индивидуального интереса учащегося.
2. Сопровождение деятельности учащегося в его индивидуальном маршруте. Ученик самостоятельно осуществляет внеурочную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чём причины успеха или неудачи и т.д.
3. Работа с учащимися по определению ими способов сбора и обработки материала.
4. Организация презентационного этапа.
Ожидаемые результаты.
Базовые
Осознание учащимся открытости образовательного пространства.
Готовность ученика к самообразованию через осознание своих образовательных потребностей, интересов; через мотивацию
Освоение методики исследовательской и проектной деятельности, работы с различными источниками знаний
Освоение различных форм оформления и презентации результатов своей работы.
Сопутствующие:
При этом важным для учащихся становится приобретение опыта управления различными аспектами человеческой деятельности:
-управление собственной деятельностью, владение мышлением, чувствами, поведением;
-управление коммуникацией, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде;
-социальная ответственность.
Именно к решению этих задач и призывают нас новые федеральные стандарты.
Своё выступление я хочу закончить притчей:
"В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
А в наших руках - наши ученики. И оттого, как мы сможем развить задатки, данные детям, зависит, достигнут ли они соответственных высот, или эти задатки останутся нераскрытыми. И я уверена, что помочь этому в полной мере может педагогическая технология – образовательное путешествие.