Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе Что изучает орфоэпия


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
УМК: учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос.
Тема урока: Что изучает орфоэпия
Дата: 17.10.2016
Учитель: Трофимова Н.А. Тип урока: Открытие нового знания.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Приветствие и мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы.
(1 мин.) Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Сообщение темы. Предлагается самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить? Что нового узнаем?
Оформление тетради. Учащиеся психологически настраиваются на урок, формулируют цели урока
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.2. Проверка домашнего задания.
Чтение учащимися слов в соответствии с орфоэпическими пометами (упр. 202)
(5 мин.) Проверка домашнего задания, исправление ошибок, обращение к словарю по необходимости, выставление оценок по итогам проверки домашнего задания Чтение учащимися слов в соответствии с орфоэпическими пометами (упр. 202)
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Целеполагание.
3. Беседа о слоге и ударении. Выполнение упражнений из учебника
(6 мин.)
- Какие вы знаете особенности ударения в русском языке?
- Как можете подтвердить сведения о меняющемся характере ударения в русском языке? В качестве примера ученики под руководством учителя рассматривают задание упр. 199.
- Как правильно произнести малознакомое слово? Упражнение 212.
Отвечают на вопросы, исследуют материал учебника, самостоятельно либо с помощью учителя приходят к выводу, что в разных речевых ситуациях человек может столкнуться с трудностями и тогда словарь – главный помощник. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
4. Знакомство с новой информацией о понятии. Чтение лингвистического материала в учебнике, конспектирование в тетради.
(8 мин) - Что такое орфоэпия? Что изучает этот раздел языкознания? Читаем материал упр. 206, стр. 75
-Какова роль орфоэпии?
- Как можно научиться правильно говорить?
Анализ дополнительного теоретического материала рубрики «Возьмите на заметку!»
Один ученик читает материал упражнения, под руководством учителя класс записывает главную информацию в тетрадь - справочник. Познавательные: учатся читать и понимать лингвистический текст, выявлять главную информацию.
Регулятивные: учатся структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач,  коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
5. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. Выборочный диктант
(5 мин.) - Я читаю отрывки из стихотворений, вы находите орфоэпические ошибки и записываете только те слова, в произношении которых неверно выделен ударный слог (в тетрадях обозначьте правильное ударение).

Не те вы учили алфАвиты,
Не те вас привалы манили,
Иными их быть не заставите-
Ищите иные! (А.Вознесенский)
Пол был гол как сокОл.
В рамы вместо стёкол
Млечный Путь кусками вставлен был (Е.Евтушенко)
Он её и не видел в платьЯх;
Больше всё в сапогах кирзовЫх,
С санитарной сумкой, в пилотке
На дорогах войны грозовых,
Где орудья бьют во всю глотку (К.Симонов)
Плотницкий инстрУментСдержан и разумен (Е.Евтушенко)
Бежит, подбрасывая груз,
За автобУсом автобУс (С.Маршак)
И за эти земные кОрысти,
Удивлённо меня кляня,
Я уверен, что бог бы вскоростиВновь на землю столкнул бы меня (К.Симонов)
Записывают слова с правильным ударением в тетрадь. Оценивают друг друга. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки
6. Динамическая пауза
(2 мин.) Комплекс упражнений для глаз.
- Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Повторите упражнение 3 раза. Направляйте взгляд то в правую сторону, то в левую. Закройте глаза, досчитайте до 5 и медленно откройте.
Выполняют комплекс упражнений для глаз. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
7. Включение изученного в систему знаний. Отработка орфоэпических норм.
(12 мин.) Произнесение слов в соответствии с орфоэпическими пометами.
Упр. 207(у) , 208(у), 209(у), 213 (у).
Знакомство с орфоэпическим словарём Р.И. Аванесова – упр. 214. Выполняют комплекс упражнений. Слова с пометами читаются по очереди, хором. Оценивают друг друга. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное восприятие оценки учителя.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
8. Рефлексия. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке
(4 мин.) - Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке, работу класса
Учащиеся обобщают, повторяют знания, полученные на уроке, высказывают свое впечатление от урока Познавательные: рефлексия полученных знаний, способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
9. Запись домашнего задания (2 мин.) Домашнее задание.
параграф 30, упр. 210
Учащиеся записывают домашнее задание.