Технологическая карта к уроку математики на тему Что изучает геометрия (4 класс)


Урок математики в 4-м классе "Что изучает геометрия". УМК "Планета знаний"
Цель: расширить представления обучающихся о геометрических фигурах.
Задачи:
дать понятия “пространственная” и “плоская” геометрическая фигура;
показать возможность изображения пространственной фигуры на листе при помощи плоской геометрической фигуры;
определить области использования геометрических фигур человеком.
развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.
Формировать УУД:
Предметные:
различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, объяснять смысл науки геометрии на доступном уровне.
Личностные:
восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 
Метапредметные:
умение оформлять свою мысль в устной форме; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;  устанавливать очередность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычислений); объединять полученные результаты. (Коммуникативные УУД);
извлекать существенную информацию из текста, иллюстрации, строить логически высказывания, аргументировать свои действия; самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи.  (Регулятивные УУД);
умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;  классифицировать геометрический материал; выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (планирование затрать, расхода материалов). (Познавательные УУД).
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
окружающий мир Фронтальная работа, работа в парах, метод информационного поиска Информационные (учебник)
Технические (интерактивная доска, проектор, ноутбук)
Демонстрационные (Презентации ppt и Notebook, раздаточный материал для работы в парах; наборы объёмных фигур и плоских геометрических фигур на каждой парте).
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент
Урок математики мы начинаем,
Тайны ее открывать продолжаем.
Проверка готовности к уроку.
Эмоционально настраивает на учебную деятельность. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге. Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
II. Постановка цели и темы урока
Слайды 1-3
Эмоционально настраивает на учебную деятельность.
- Сегодня мы поступаем в «Школу боевых искусств» - искусств борьбы с геометрическими задачами. Будем их побеждать!
- Нам предстоит построить новое здание. Какое? Это вы узнаете, если выполните задание: составьте из букв слово.
-При входе в школу у вас спросят пароль, на который вы должны дать ответ. Определите, кто какие слова должен произнести. Слушают учителя. Высказывают предположения, формулируют тему и цели урока. Познавательные
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
III. Актуализация знаний.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
Создает проблемную ситуацию.
Организует фронтальную устную работу по заполнению таблицы.
1.Инструменты для построения геометрических фигур
2.Название плоских геометрических фигур
3.Виды линий
4.Находить длину ломаной
5.Что такое геометрия?
6.Что такое пространственные фигуры? Их названия.
7.Чем отличается плоская фигура от объемной?
8.Что такое пирамида, призма, конус?
9. Где используют фигуры?
10. Находить периметр и площадь прямоугольника.
Слайд 4 Заполняют таблицу. Выбирают понятия, которые уже знакомы и те, которые необходимо узнать.
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
.
Регулятивные
Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Познавательные
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
IV. Усвоение новых знаний.
Слайд5
«Многие крепкие здания строятся из кирпича. Кирпичи геометрии – мысли»
Слайд 6
Что изучает геометрия.
Слайд 7
– С какими геометрическими фигурами вы уже встречались на уроке математики?
Направляет деятельность учащихся на составление геометрического словарика.
Слушают учителя.
Подготовленный ученик читает стихотворение о фигурах.
О фигурах что мы знаем?
Их по форме различаем
Вот квадрат, а это круг.
Глянь внимательно вокруг-
На фронтоне - треугольник,
Вот цветок- многоугольник.
Дом как прямоугольник,
в небе облако – овал,
от солнца луч нам тепло прислал,
Вот прямая, вот – кривая,
А поверхность –то какая!
Много всякой красоты
составишь с нами ты!
Составляют геометрический словарик (на доске). Регулятивные
Выполнение пробного учебного действия
Познавательные
Использование знаково-символических средств; подведение под понятие.
Коммуникативные
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
V. Работа с геометрическими фигурами. Слайд 8
Создание проблемной ситуации.
Разделите изображённые фигуры на две группы.
По цепочке выполняют задания с подробным комментированием Регулятивные.
Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы
Познавательные
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
VI. Знакомство с названиями объёмных фигур. – По какому признаку вы разделили фигуры на группы? (плоские и объёмные фигуры).
Названия каких фигур ты уже знаешь?
– Те фигуры, которые имеют объём и занимают некоторое место в пространстве, называются пространственными геометрическим фигурами. Их можно изготовить из дерева, глины, металла, камня, остальные фигуры – плоские (дать название геометрическим фигурам).
Найдите у себя на столах объемные фигуры. Назовите их.
Добавление в геометрический словарик слов-названий объемных фигур.
Слайд 9-10
Приведите пример, какие предметы вокруг нас имеют форму пространственных геометрических фигур? (спичечный коробок – параллелепипед, бокал– цилиндр, воронка – конус…).
Слайды 11-16
Доказательством того, что геометрия древняя наука являются многочисленные постройки, например Египетские пирамиды. Посмотрите на фотографию Кремля, какие пространственные геометрические фигуры вы могли бы здесь выделить?
Какие геометрические фигуры можно увидеть в конструкции зданий, изображенных на фото?
Художники часто в своём творчестве использовали геометрические фигуры. Знаменитый “Квадрат” Казимира Малевича яркое тому подтверждение. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.
Работают с набором геометрических фигур.
Добавляют в геометрический словарик слова-названия объемных фигур.
Находят пространственные фигуры в окружающих предметах, в предметах архитектуры …. Личностные
Восприятие математики как части общечеловеческой культуры
Познавательные
Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;  классифицировать геометрический материал
Регулятивные
Извлечение существенной информации из текста, иллюстрации, построение логического высказывания, аргументирование своих действий
Коммуникативные
Умение оформлять свою мысль в устной форме
VII. Первичное закрепление. Организует работу с учебником и электронным приложением.
Электронное приложение к учебнику. Стр. 106 № 1
– Мы сказали, что геометрические фигуры используются в строительстве. Чтобы построить дом, нужно выполнить чертёж. Какие свойства геометрических фигур должны учитывать архитекторы, конструкторы?
Слайды 17-18
Начиная с 7 класса вы будете изучать такой предмет, как геометрия. Там вы узнаете, что свойства геометрических фигур на плоскости изучает раздел планиметрия, свойства фигур в пространстве – стереометрия. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.
Работают с учебником, выполняют задания электронного приложения.
– Квадрат – имеет 4 стороны и 4 угла, все стороны равны, все углы одинаковые и равны 900, диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам;
– прямоугольник – имеет 4 стороны и 4 угла, все углы одинаковые, противоположные стороны равны, диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам;
– треугольник – имеет 3 угла и 3 стороны.
Регулятивные.
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата
Познавательные
Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
VIII. Физминутка. Слайд 19 Выполняют упражнение IX. Закрепление.
Задания в группах. Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у доски.
– Кто готов ответить, чем занимается геометрия? (изучением геометрических фигур).
Где ещё встречается геометрия, выясним, выполнив следующее задание. Представьте, что вам нужно купить материалы для ремонта одной комнаты в доме. Нужно купить линолеум и плинтуса, потолок оклеить потолочной плиткой и наклеить обои на одну стену.
– Какой пространственной геометрической фигурой можно изобразить комнату? (параллелепипед).
– Какую форму будут иметь грани параллелепипеда? (форму прямоугольника).
Площадь комнаты 48 квадратных метров. Какую длину и ширину может иметь эта комната? (1 м и 48 м; 12 м и 4 м; 6 м и 8 м). Работать будем по группам.
Помните: слайд 20.
Проверяет работу групп.
– На какие свойства геометрических фигур вы опирались при решении задач? Пригодилась нам геометрия при выполнении расчётов? Отвечают на вопросы учителя.
Работают по группам.
1 группа – застелить полы линолеумом, укрепить его плинтусами, причём 1 квадратный метр линолеума стоит 300 рублей, 1 метр плинтусов – 40 рублей. Сколько денег вы потратите на покупку необходимых материалов?
2 группа – вам нужно купить потолочную плитку, которая имеет форму квадрата со стороной 2 метра и стоит 200 рублей. Какая сумма вам нужна?
3 и 4 группы – должны купить обои для оклейки одной стены. Высота стены 2м, длина стены без учёта окна 8 метров. 1 рулон обоев занимает площадь 4 квадратных метра и стоит 600 рублей. Сколько денег вы потратите?
5 и 6 группы – должны купить обои для оклейки другой стены. Высота стены 2м, длина 6м. 1 рулон обоев занимает площадь 4 квадратных метра и стоит 600 рублей. Сколько денег вы потратите? Личностные
Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 
Познавательные
Умение перерабатывать полученную информацию: выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями Регулятивные
Извлекать существенную информацию из текста, иллюстрации, строить логически высказывания, аргументировать свои действия; самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи
Коммуникативные
Умение оформлять свою мысль в устной форме; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;  устанавливать очередность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычислений); объединять полученные результаты.
X. Работа с учебником. Организует самостоятельную работу учащихся. Дифференцированный выбор заданий.
Стр. 107 № 7 по выбору учащихся. Регулятивные
Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.
XI. Создание города. Организует работу творческих мастерских. В конвертах геометрические фигуры, работая в паре постройте из них свой дом. Фигуры у всех одинаковые, а дома получились разные, но они у вас очень аккуратные, тёплые и очень добрые. Строят из фигур свои здания. Коммуникативные
Умение оформлять свою мысль в устной форме; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;  устанавливать очередность действий; объединять полученные результаты.
XII. Рефлексия. Мы узнали, что такое геометрия. Теперь мы являемся маленькой частью общества людей, которые хотят научиться решать геометрические задачи и доказывать свои умения.
Подведём итоги. Заполните третий столбик в таблице
Слайды 21-22
Ответьте на вопросы.
- Что показалось самым трудным на уроке?
-Когда услышите слово « геометрия», какие ассоциации у вас появятся?
Заполняют третий столбик в таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Личностные
Восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 
Регулятивные.
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли