Урок по географии на тему Соседи солнца( 5 класс)


Урок географии
ТЕМА УРОКА: СОСЕДИ СОЛНЦА
Учитель Грибанова О.В.
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
1.Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
2.ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
3.МетапредметныеУУД:
Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.
Организационный момент Здравствуйте, ребята!
Я очень рада, войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда – сиянье ваших
Умных глаз.
Я знаю: в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе проведём урок.
Надеюсь, наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок Создание благоприятного для обучения климата (к)
2.Мотивационный этап Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии? «знания, полученные ранее» Формирование познавательного интереса (л),
Формирование умений принимать учебную задачу( р)
3. Этап целеполагания Чтобы совершить путешествие, нам надо отгадать загадки.
Слайд 1 Загадка
Слайд 2.Солнце
1.Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
Слайд.3 Планеты
2.Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
-Какую цель мы поставим на уроке?
-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке???(о планетах).
Значит цель нашего занятия, познакомиться с планетами солнечной системы.
-Какие задачи мы поставим перед собой?
-Какие получим знания?(Узнаем, как можно больше о планетах, солнце).

Так, какая же тема нашего урока?
Соседи солнца.
Слайд 4 Тема урока
Вопрос: Дети, а что вам известно о планетах???
А может этих знаний достаточно???
-Ребята, какие небесные тела составляют солнечную систему?
Найдем определение в учебнике и запишем его в рабочую тетрадь.
Слайд 5.( Солнце и движущиеся вокруг небесные тела, составляют солнечную систему).
Слайд 6. Планеты Земной группы.
Слайд 7.Планеты гиганты.
Дети отгадывают загадки
(Солнце)
(Планеты)
Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь
Дети отвечают
Дети говорят каких знаний им недостает
Дети формулируют тему урока
Умение проявлять познавательную инициативу(р)
Ориентируются в своей системе знаний(л)
Формирование способности к самоопределению(л)
Целеполагание (р)
Формулировка цели урока(р)
4. Изучение нового - Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом?
А чем эта профессия интересна?
(Ответы детей).
Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами.
Ученые до сих пор предполагают их существование.
- А вы как считаете, существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?
-Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
- А можно Землю назвать соседкой Солнца? .Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы (Да)
Слад 8. Планеты солнечной системы.
- Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
Слайд 9 Соседи солнца.
Работа в группах
Вернемся к нашей проблеме.
-Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет).
-Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем).
Значит, мы об этом сейчас узнаем.
Задание у каждой группы индивидуальное. Прежде чем приступить к выполнению заданий, озвучим правила работы в группе.
1.Каждый участник группы должен иметь своё мнение.
2.Участие в выполнении задания всех членов группы.
3.Распределение обязанностей в группе.
Приступаем к групповой работе, на выполнение задания 8 минут, через это время каждая группа озвучит результат своей работы.
Задания группам
1. Характеристика планеты Меркурий.
2. Характеристика планеты Венера.
3. Характеристика планеты Земля.
4. Характеристика планеты Марс.
- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие.
Итак, в путь! Время работы в группе истекло, каждая группа озвучит результат своей работы.
Слово группе № 1.
Выступление групп. Заполнение таблицы (по опорным словам).
Слайд10 Характеристика планеты
Меркурий.Цель работы вашей группы
Дать характеристику планеты Меркурий по опорным словам.
Слайд 11.
Отчёт 2 группы. Характеристика планеты Венера.
Слайд 12.
Отчёт 3группы.
Характеристика планеты Земля.
Земля.
Слайд 13Луна
Отчёт 4 групп.
Слайд 14.Характеристика планеты Марс
Слайд 15 Марс.
- Ребята, так на какой же из планет только есть жизнь?
- А кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
-Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ?
Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
-А кто может продолжить предложение?
Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4.
Почему?
Потому, что именно они ближайшие соседи Солнца.
Напомните, какая тема нашего урока?
-Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть Суперфизминутка (Слайд-мультфильм)
Дети отвечают на вопросы пользуясь рисунками в учебнике
Дети работают в группах
Заполняют таблицу.
Формирование умений поиска новой информации(п)
Сопоставление и отбор информации(п)
Установление причинно-следственных связей
Смысловое чтение
Извлечение нужной информации(п)
Формирование умений работать с текстом учебника(п)
Формирование навыков сотрудничества(к)
Умение учитывать разные мнения и находить общее решение(к)
4. Закрепление Слайд 21-23
Ребята, выполним тест.
1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?
А)4
В)6
С)8
2.Сколько спутников имеет Марс?
А)1
В)2
С)3
3.Планета, самая близкая к Солнцу?
А) Меркурий
В) Венера
С) Земля
4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?
А) Меркурий
В) Земля
С) Марс
5.На какой планете средняя температура -70 С?
А) Меркурий
В) Земля
С) Марс
Молодцы. Дети устно отвечают на вопросы теста. Формирование умений находить правильный ответ (п)
Ориентация в своей системе знаний(л)
5. Рефлексия Оцените свою деятельность в группе лист самооценки у вас на столе.
Лист самооценки
Фамилия и имя
№ Критерии оценивания «+» «_»
На уроке чувствовал себя хорошо, плохо. На уроке я устал, не устал. Урок понравился, не понравился. На уроке я узнал Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2» Ребята, а какую цель мы ставили в начале урока?
сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Какие задачи поставили? Углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы. Достигли мы поставленной цели и задач на уроке?
Что помогло нам для реализации поставленной цели, поставленных задач?
(учебник, дополнительная информация, презентация).
Слайд 24.Домашнее задание. Дети отвечают Контроль и оценка учебного процесса(л)
Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме(л)
Умение осуществлять самоанализ своей деятельности(л)
6. Домашнее задание §10,
Напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала. Записывают домашнее задание в дневник 7.Итог Ребята, если у вас осталось хорошее настроение после нашего урока, то зажгите свечу красным цветом, если нет, то синим. Эта свеча, знаний которая, будет светить вам в жизни очень долго.
Спасибо за урок.
Характеристика планет Солнечной системы
Планеты Удаленность от Солнца Диаметр и масса Особенности поверхности и температура планет Атмосфера Спутники Мир живой и неживой природы
Юпитер
(образец) 778,3 млн.км. 143000 км Облака с различными полосами,
t-130С Не имеет мезосферы 28 спутников. Самый большой Ганимед Нет
Меркурий 58 млн.км 4880 км и по массе схожа с Луной Кратеры, горы, до
+ 400С из-за близости к Солнцу Практически лишена атмосферы Нет Нет
Венера 108 мл .км 12 100 км Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500C Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа Нет Нет
Земля Около 150 млн.км Самая большая из планет земной группы – 12 742 км Более 70% поверхности покрыто водой Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа Луна-единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км. Есть
Марс 228 млн.км.
В два раза меньше Земли 6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой

Задания для группы №1
1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)
Меркурий – это самая……..
Эта планета названа в честь….
Она намного меньше…………, но ……………………………………….схожа с Луной.
Поверхность Меркурия………………
Меркурий лишен…………………..
Спутников ……………………..
2. Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты Удаленность от Солнца Температура на планете Продолжительность года Спутники
Меркурий Венера Земля Марс Задания для группы №2
1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)
Венера названа……..
Большую поверхность….
Спутников……………
Венера имеет………………………….., поэтому температура……………….
2 Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты Удаленность от Солнца Температура на планете Продолжительность года Спутники
Меркурий Венера Земля Марс Задания для группы №3
1 Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)
Земля – самая ……..
Она имеет……………
Более 70 %...................
Главное отличие Земли от ………………
Земля имеет…………………..
2 Заполните в таблице строку про планету Земля (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты Удаленность от Солнца Температура на планете Продолжительность года Спутники
Меркурий Венера Земля Марс \
Задания для группы №4
1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс - ………….…………..планета, названа в честь……………..
Марс в 2 раза меньше…………………
Поверхность Марса..………………
Вулкан Олимп достигает…………………..
У Марса тонкая……………………..
Средняя температура Марса…………..
Марс имеет ……………………….
2 Заполните в таблице строку про Марс (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты Удаленность от Солнца Температура на планете Продолжительность года Спутники
Меркурий Венера Земля Марс Тест
1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?
А)4
В)6
С)8
2.Сколько спутников имеет Марс?
А)1
В)2
С)3
3.Планета, самая близкая к Солнцу?
А) Меркурий
В) Венера
С) Земля
4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?
А) Меркурий
В) Земля
С) Марс
5.На какой планете средняя температура -70 С?
А) Меркурий
В) Земля
С) Марс