Урок по математике на тему Прямоугольник и квадрат

ТЕМА УРОКА: Прямоугольник и квадрат.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника;
совершенствовать вычислительные навыки.
-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.
- воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.
Оборудование к уроку, ПК, наждачная бумага, нитки, шаблоны фигур, раздаточный материал.



Ход урока.
1.     Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок!
- Ребята, что пожелаем друг другу?
2. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать вы узнаете, решив выражения. ( Слайд 2).
40-8 52+7
15-7 9+8
89-6 36+40
-Посмотрите на таблицу, каждому числу соответствует буква. Соберите из этих букв слово. ( слайд 3)
48    32 59 15 17 13 7 76 83
Н Ф У З Р К И Ы Г
(ФИГУРЫ)
-О чём мы будем говорить на уроке?
-Они живут в замечательном замке (слайд 4), рассмотрите его. Из чего он состоит? (слайд 4)
-Мы продолжим разговор о геометрических фигурах.
-Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры? Продолжим изучать геометрию.
3.     Мотивация учебной деятельности.
А) - Рассмотрите геометрические фигуры (слайд 5). Какая фигура лишняя? Почему?
- Сколько углов у этой фигуры, сторон?
Как назвать оставшиеся фигуры? Почему? (слайд 6)
- По каким признакам определили, что это четырёхугольники?
-А какие вы знаете четырёхугольники?
- Покажите прямоугольники, квадраты.
- По каким признакам мы определили, что это прямоугольник, а это квадрат?(слайд7)
- В чём возникло затруднение? Что мы ещё не очень хорошо знаем?

4. Постановка учебной задачи.
- Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- С какими геометрическими фигурами продолжим знакомство? Что должны узнать? Чему научиться? Сформулируйте цели урока.

(Обобщение учителя)
- Сегодня на уроке будем работать с геометрическими фигурами, продолжим знакомство с прямоугольником и квадратом, определим их существенные признаки и свойства.

5. Открытие нового знания.

-К нам сегодня на урок пришла геометрическая фигура (учитель показывает свою фигуру, а ребята достают из конвертов свои фигуры).
-Как называются эти фигуры? Почему?
- Рассмотрите его углы, какие они?
- Сейчас мы сделаем небольшое превращение. Посмотрите, что буду делать я, и сделайте также. Загнём уголочек у четырёхугольника.
- Это четырёхугольник?
- Рассмотрите его углы. Какие они? Кто знает, как называется такой четырёхугольник, у которого все углы прямые?
- Что можем сказать о сторонах прямоугольника?
- Попробуем сформулировать определение: какой четырёхугольник называется прямоугольником.
- Прочтём определение прямоугольника, которое дано в учебнике, откройте учебник на стр. 78.
- Совпадает наше определение с определением в учебнике?(Слайд 8)
- Измерьте диагонали прямоугольника. Сделайте вывод.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 9)
- Найдите среди фигур прямоугольники и выпишите их номера.

Физминутка.
Вы, наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
-Итак, какие номера вы выписали?.(13,15,18,16) Как определить, что это прямоугольники? (Сравнение противоположных сторон прямоугольников)
- Повторим состав чисел. Запишем каждое число в виде суммы двух однозначных чисел:13, 15 -коллективно составляют выражения,16 и 18- самостоятельно с записью в тетрадь (слайд 11) .
-Возьмите наш прямоугольник и повторите превращение за мной. Это четырёхугольник? Прямоугольник? Измерьте его стороны, что можете о них сказать? Кто знает, как называется такая фигура?
- Назовите признаки, по которым определили, что это квадрат.
- Сформулируйте определение квадрата.
- Прочтём определение в учебнике.(слайд 12)
- Начертим квадрат в тетради, проведём диагонали. Измерьте, сделайте вывод.
6.Практическая работа
Используя наждачную бумагу и нитки выложите прямоугольник, квадрат.(Работа в паре)
7.Работа в группах.
(Каждой группе раздаётся лист белого картона, клей и кусочки разрезанной фигуры.)
Используя все части
1 группе составить квадрат
2 группе - прямоугольник
3 группе-любой четырёхугольник.
8.Рефлексия.
- Какую цель ставили в начале урока?
- Достигли поставленной цели?
-Каким способом?
- Кто всё понял и остался доволен собой, поднимите руки.
9.*** Если останется время.
            -Определите, сколько прямоугольников видите на рисунке.

15