Памятка для для обучающихся по написанию учебного конспекта конспекта


1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
Как составить конспект:
прочитайте текст учебника;
определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
выделите взаимосвязи;
основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
внимательно прочитайте материал;
определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
определите центральную часть О.К., т.е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей;
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Познакомьтесь с правилами конспектирования:
   1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
    2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
    3. Составить план - основу конспекта.
   4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
   5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
   6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
   7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
   8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
   9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
  10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
Конспект-схема
  Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится  средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
    Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия,  ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к  его частным составляющим.
    В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
    Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
  1.Подберите факты для составления схемы.  2.Выделите среди них основные, обще понятия.  3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.  4.Сгруппируйте факты в логической последовательности.  5.Дайте название выделенным группам.   6. Заполните схему данными.