Урок литературного чтения по теме Продолжаем разгадывать секреты смешного. Н. Тэффи преступник (3 класс)

Урок литературного чтения в 3 классе
по программе «Перспективная начальная школа»
Учитель: Слинкина Мария Александровна
БОУ г. Омска «СОШ № 162»
Тема урока: Продолжаем разгадывать секреты смешного на материале рассказа Н.Тэффи «Преступник»
Цель урока: С помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента. Учить детей, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера.
Обучающиеся научатся: ориентироваться в учебной книге, в словаре, находить нужную информацию в тексте, характеризовать героев, находить средства художественной выразительности в тексте, понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию и темп чтения, принимать участие в инсценировке, работать в паре и малой группе.
Обучающиеся получат возможность: высказывать оценочные суждения о героях произведения, делиться своими впечатлениями.

Ход урока
Организационный момент
- Сегодня на уроке у нас много гостей – давайте поздороваемся с ними и начнём урок.
Актуализация знаний и определение темы и цели урока
- С какой главой мы работаем на протяжении уже нескольких уроков? (Продолжаем раскрывать секреты смешного)
- Какие секреты смешного мы уже раскрыли, читая произведения разных авторов? (смех бывает весёлый и грустный; смешно, когда есть путаница или небылица)
- Для чего авторы пишут произведения, в которых звучит грустный смех? (указать на человеческие недостатки, ошибки, чтобы нам их избежать в своей жизни)
- Каким житейским мудростям мы учились, читая произведения, которые заставляли нас посмотреть на себя со стороны? (нельзя врать, нельзя лениться, нужно хорошо учиться.)
- Если произведение, с которым мы сегодня работаем, тоже находится в данной главе, то какие цели на сегодняшний урок мы для себя поставим? (Раскрыть секрет смешного в произведении, определить, какой смех звучит, чему нас учит данное произведение)
- Откройте содержание учебника. Назовите автора и название произведения, с которым мы будем работать. (Н. Тэффи «Преступник»)
- Какие предположения, исходя из названия, мы можем сделать? (Смех будет грустным)
- Кто такой преступник? (ответы детей)
- Где можно уточнить значение этого слова? (в толковом словаре находят статью: Преступник – человек, который совершил преступление, нарушил закон.)
- Найдите родственные слова в словаре. (Преступный – содержащий в себе преступление или совершивший преступление. Преступление – опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию.)
- На какой странице находится текст? (С.58)

Работа с текстом
(учитель читает текст до слов: «Кра-со-та!», после чего задаёт наводящие вопросы)
- Итак, какой предмет возбуждает страсть, восхищение, восторг у Вовки?
- Чем этот карандаш отличается от всех других карандашей? Зачитайте нужные строчки.
- Найдите в этом отрывке контраст, усиливающий впечатление красоты карандаша. (описание классной комнаты и карандаша)
- Чем же заняты все мысли Вовки в настоящий момент?
- Если на уроках Вовка думает только о карандаше, играет с ним, думает, где и как его ещё можно использовать, то тогда что ждёт этого Вовку? К каким последствиям всё это может привести? (ответы детей)
- А если этот карандаш Вовке не принадлежит, тогда? (предположения детей)
(учитель продолжает читать до конца 59-ой страницы)
- Так кому же принадлежит этот необыкновенный карандаш?
- Что предпринимает Вовка, чтобы заполучить карандаш? Во-первых Во-вторых(что значит переменил тактику?
- Найдите в тексте, как автор называет эти попытки? Что такое легальный путь? (Легальный – не нарушающий закона)
- Какую попытку запечатлел в своём рисунке художник? Почему так решили?
- Попробуйте в паре разыграть эту ситуацию. (2-3 пары показывают диалог)
(продолжают читать текст 2-3 человека до выделенного фрагмента)
- Какое чувство толкнуло Вовку совершить преступление? (зависть, желание обладать карандашом)
- Понимает ли Вовка, что он совершил преступление?
- Как Вовка себя ведёт после совершённого преступления? Почему он так себя ведёт? (боится, что кто-то поймёт, что он украл карандаш, любуется им, тихо под диваном радуется своей победе) Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом – так, почему ещё он так себя ведёт? (маленький 5 лет)
- Прочитайте внимательно выделенный фрагмент. Что хотел сказать автор с помощью пословицы? Почему он продолжает воровать?
Физминутка
(учитель читает отрывок до 62 страницы)
- Поработаем в группах: попробуйте представить себя на месте Веры – у нас очень мало времени, всего лишь три минуты, нужно срочно что-то предпринять, чтобы Вовка перестал воровать карандаши! (выслушиваем ответы детей, даём оценку: сработает ли представленный способ)
- Ну а теперь, давайте посмотрим, что придумала Вера! (дочитываем фрагмент до конца, после чего отвечаем на вопросы из учебника на С. 63-64)

Итог урока
- Время нашего урока подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед прочтением текста? Какое предположение сделали? Так чему же учит нас это произведение? На какие человеческие недостатки указывает? Какие выводы мы возьмём в свою жизнь? А почему это произведение находится в главе о секретах смешного? – было ли в нём что-то, что вызывало у нас смех?
- Чья работа на уроке вам понравилась? За что мы можем похвалить ?
- Дома попробуйте предложить своим родителям найти выход из ситуации, узнайте, как бы действовали они С. 58-63 выразительное чтение.
15