Технологическая карта урока Работа с текстами разных стилей на уроках литературы в 6 классе


Комплексный анализ текста на уроке литературы (6 класс)
Тема урока: Я тот, кем был и буду весь мой век: не червь, не дерево, не раб. Но человек!
Дидактическая цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Задачи урока:
Обучающие:
- продолжить знакомство учащихся с комплексным анализом художественного произведения;
- совершенствовать умение пользоваться разными видами словарей;
Развивающие:
- развивать исследовательскую и творческую деятельность учащихся;
-развивать коммуникативные способности учащихся;
Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к процессу познания, интерес к литературе, любовь к своему народу, стране.
Тип урока: урок закрепления новых знаний
Оборудование:
Проектор, электронная презентация, cловарные статьи, словари, текст художественного произведения.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Метод обучения: исследовательский.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
углубить знания по изучению художественного произведения малой формы;
уметь обобщать и систематизировать понятия, ведущие идеи, теории;
использовать знания в измененных условиях.
2. Метапредметные:
Познавательные:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
извлекать информацию из различных источников;
давать определения понятиям;
объяснять литературоведческие, общефилософские и языковые явления;
строить рассуждение;
приводить примеры в качестве доказательства;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности;
составлять план действий, работать по плану;
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
выдвигать версии решений;
анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать в группе;
учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
высказывать и отстаивать свою точку зрения;
договариваться, задавать вопросы по теме;
выступать перед аудиторией.
3. Личностные:
выражать положительное , осознанное отношение к учению;
оценивать собственную учебную деятельность;
применять правила сотрудничества в группе.
Основные этапы урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний и их коррекция
Пробное применение знаний
Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений применения этих знаний
Упражнения с переносом знаний в новые условия
Рефлексия
Домашнее задание


Ход урока:
1 этап: организационный момент
1 слайд Приветствие. Настрой на работу.
Добрый день,
И.С. Тургенев сказал:
Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит. Я надеюсь, что и мы сегодня не заметим, когда прошел урок, так увлечемся его процессом)) 2 этап: проверка домашнего задания
На доске ваши иллюстрации к рассказу Тургенева «Муму».
3 этап: актуализация ЗУН и их коррекция
2 слайд цитата:
Я тот, кем был и буду весь мой век.
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Александр Николаевич Радищев
Александр Николаевич Радищев, русский писатель 18 века, боролся с бесправием человека. Об этом он написал в своем произведении «путешествие из Петербурга в Москву». Как связана эта фраза с темой нашего урока?
Слайд 3.Тема урока: бесправие человека в эпоху крепостного права
Будем изучать рассказ, в котором человек – раб, он бесправен.
4 этап: пробное применение знаний
19 век далек от нас. Я предлагаю вам на уроке поработать с текстами разных стилей: научным – словарные статьи, художественным – рассказ Тургенева, составить свой текст в научном стиле. Для чего все это делается?
Чтобы лучше разобраться в произведении.
Цель: комплексный анализ текста.
Работать мы будем по группам. Правила работы в группе помнят все. Краткая характеристика групп.
4 слайд По группам: (Словарная статья)
Группа лингвисты: « Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Воспользуйтесь словарной статьей, переведите это выражение на современный язык и объясните его.
Группа литературоведы: Объясните фразеологизм, пользуясь словарем, выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (Толковый словарь)
Группа историки: дайте объяснение фразе «Аннибалова клятва». Как эта фраза связана с И.С.Тургеневым? (словарь крылатых выражений)
Группа правозащитники: объясните, что такое крепостное право? Каковы в нем отношения между людьми? (Словарь-справочник по истории)
Индивидуальное задание: объяснить, пользуясь толковым или этимологическим словарем слова «крепостной», «горничная», «дворецкий», «вольная».
Группы готовят свои ответы. Отвечает представитель от группы.
Итак, мы готовы к восприятию текста.
5 этап: упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений применения этих знаний
5 слайд: название текста, автор, фото Тургенева
Сегодня мы с вами прочитаем и попробуем проанализировать другое произведение И.С.Тургенева. Рассказ «Ермолай и мельничиха». Один ученик получает отдельное задание: записать все слова, смысл которых неясен. Во время работы групп найти и объяснить их значение по словарю.
Чтение с остановками. Читаю отрывок из рассказа Тургенева.
Вопросы по ходу чтения:
Какие ассоциации вызывает у вас фамилия рассказчика?
Поясните эту фразу «Надо по человечеству судить»
Что будет дальше? Как вы думаете?
Какие чувства вызвал этот отрывок у вас?
Инсценировка одной части рассказа (10А класс) студия Хабенского6 слайд
Работа по группам:
Литературоведы: проанализируйте отношение автора и рассказчика к жене Зверкова? Сравните барыню из рассказа «Муму» и барыню из данного рассказа. Обоснуйте свой ответ (закадровый образ)
Лингвисты: найдите в тексте пословицу. Объясните, как она связана с содержанием и идеей текста.
Историки: ответьте на вопрос: «Сравните формы протеста в рассказах Тургенева. Вспомните, знаете ли вы еще какие – нибудь формы
Правозащитники: ответьте на вопрос: «В чем вина Арины? Почему ее обвиняет Зверков и в чем? На чьей стороне правда? Как защитить интересы Арины?»
Подготовился ученик с индивидуальным заданием. Это будут слова:
Словарь редких и забытых слов русского языка:
Затрапез - это дешевая полосатая ткань, употреблявшая в старину для шитья грубой одежды. Дюжинное – плохое, неважное.Пристращивалась- привыкала.
Группы выступили. Делается обобщение: Арина, так же, как и Герасим, крепостная. Она несвободна и не может распоряжаться своей жизнью так, как хочет.
6 этап: упражнения с переносом знаний в новые условия
Составление аннотации ( по группам)
1 группа (лингвисты) – постройте свою аннотацию на использование Тургеневым устаревших и забытых слов. Для чего это нужно автору?
2 группа: литературоведы. Составьте аннотацию, кратко характеризуя рассказ Тургенева
3 группа: историки. Напишите текст, используя знания о крепостном праве.
4 группа: правозащитники. Напишите короткий текст с точки зрения законов.
Зачитывают свои аннотации.
Вывод: один текст может рассматриваться с разных позиций и точек зрения. Исследовательская работа по данному рассказу была проведена.
9 слайд 7 этап: домашнее задание (дифференцированное)
1.1. Дочитайте рассказ «Ермолай и мельничиха» до конца. Подготовьте рассказ о судьбе Арины.
1.2. Сравнить формы протеста крепостных крестьян в 3 произведениях (И.С.Тургенев «Муму», «Ермолай и мельничиха», Н.А. Некрасов «Про холопа примерного Якова верного»)

10 слайд рефлексия
Поставьте баллы (от 1-5), оценивая свою работу в группе на 1-4 вопросы
Отвечая на 5 вопрос, укажите фамилию одноклассника, работавшего в вашей группе
1. Все в группе работали активно
2. Общение помогало выполнению заданий
3. В ходе выполнения заданий сохранилось единство в группе
4. Оцените свой вклад в работы группы
5. Наибольшую помощь группе оказал(а)

Технологическая карта урока
Этап
урока Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Универсальные
учебные действия
Мотивация
к действию Настраивает учащихся на работу через положительные эмоции.
Включение в урок.
Деление на группы
Повторение правил работы в группе.
Проверка домашнего задания. Личностные УУД: осознанное положительное отношение к учению
Коммуникативные УУД:
сотрудничество с учителем и сверстниками
Актуализация знаний На слайде эпиграф к уроку: «Я – тот, кем был и буду весь мой век. Не скот, не дерево, не раб. Но человек».
Определить связь эпиграфа с темой урока. Работа ведется по группам «Литературоведы», «Лингвисты», «Историки», «Правозащитники». Работают со словарными статьями и объясняют роль этого эпиграфа. Дают определение фразе «Аннибалова клятва» , «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», индивид. задание: объясняют по толковому словарю слова «горничная», дворецкий», «вольная»; рассказывают о крепостном праве. Формулируют цель урока.
Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям
Предметные УУД :знание теоретического материала по теме.
Регулятивные УУД :определять цель деятельности
Постановка учебной задачи Создание проблемной ситуации.
Работа с текстом рассказа И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха». Чтение с остановками» Элемент инсценирования (студия Хабенского, 10 класс.Отвечают на вопросы по тексту, которые учитель задает по ходу чтения..Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников,
установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями.
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы урока, задач.
Построение проекта выхода из затруднений Организует работу по исследованию проблемной ситуации в группах
Дается индивидуальное задание ученику: выписать все слова, которые неизвестны.
Работают в группах по исследованию проблемной ситуации.
Каждая группа выполняет индивидуальное задание. Историки: «Сравните формы протеста в рассказах Тургенева», «Какие еще формы протеста могут быть?» литературоведы: проанализировать отношение автора и рассказчика к жене Зверкова; сравнить барыню из рассказа «Муму» и барыню из данного рассказа; лингвисты: объясняют значение пословицы в конце рассказа, ее связь с идеей текста; правозащитники: «В чем вина Арины? В чем ее обвиняет зверков? На чьей стороне правда? Как защитить интересы Арины?» Познавательные УУД :извлечение информации из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.
Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться.Реализация проекта.
Открытие нового знания. Заслушивает представителей от групп
Обсуждают их выступления.
Заслушивают объяснение трудных слов. Представитель от каждой группы представляет свой результат по выполнению проекта.
Делается вывод о несвободе выбора. Регулятивные УУД :планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы в группе.
Познавательные УУД :построение рассуждения, умение давать определение понятиям.
Коммуникативные УУД:
контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.
Обобщение и систематизация Организует работу по составлению аннотации (текст о тексте) .
Групповая работа по составлению аннотации. Используют вспомогательные словосочетания. Представляют свои исследования. Предметные УУД:
различать прилагательные по значению.
Познавательные УУД :уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства
Коммуникативные УУД :выступление перед аудиторией.
Рефлексия учебной деятельности. Мобилизует на мотивацию способов деятельности, общения. Усвоение принципов сотрудничества.
Домашнее задание (дифференцированное) Анализируют свою работу на уроке.
Выбирают домашнее задание. Регулятивные УУД:
анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием.
Личностные УУД:
оценивание собственной деятельности


Приложение №1.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Автор-составитель Вадим Серов
  Буква Ч
   
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй 
Эпиграф к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Александра Николаевича Радищева (1749—1802) — символический образ российского крепостничества.
Перевод фразы на современный русский язык: «Чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и лающее».
Это несколько измененная Радищевым строка Василия Кирилловича Тредиаковского (1703—1768) из его поэмы «Телемахида» (1766). Ее 514-й стих читается так: Чудище обло, огромно, стозевно, илайяй... Поэма написана на известный сюжет из древнегреческой мифологии — приключения Телемаха (сына Одиссея и Пенелопы). Так поэт описывает огромного трехголового пса Цербера, который, согласно мифам, охраняет вход в подземное царство Аида, то есть в ад, преисподнюю. Фразу можно перевести так: «Чудовище тучное, огромное, с мордой, у которой три пасти».
Что касается частицы «и», то это обычный случай у В. К. Тредиаковского" который иногда вводил в стих дополнительную гласную (не имеющую никакого значения с точки зрения содержания) для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог. «Лая» у него — существительное, означающее «пасть».
Переделка этой фразы Радищевым состоит в том, что он превратил «и» в союз «и», опустил «с» и превратил известного по мифам, Цербера в действительно неведомое чудовище, у которого сто голов, сто отверстых пастей — «стозевно». И все они по-собачьи лают, поскольку' писатель превратил существительное «лая» в причастие «лаяй», то есть «лающее».
Фраза-символ негативного общественного явления.
Приложение №2.
И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха» (отрывок)
Надобно сказать читателю, почему я с таким участьем посмотрел на Арину. Я знал ее бывшего барина Зверкова. . У него была жена, пухлая, чувствительная, слезливая и злая — дюжинное и тяжелое созданье;
—Позвольте мне вам рассказать, например, один маленький анекдотец: вас это может заинтересовать. (Г-н Зверков откашлянулся.) Вы ведь знаете, что у меня за жена; кажется, женщину добрее ее найти трудно, согласитесь сами. Горничным ее девушкам не житье, — просто рай воочию совершается... Но моя жена положила себе за правило: замужних горничных не держать. Оно и точно не годится: пойдут дети, то, се, — ну, где ж тут горничной присмотреть за барыней как следует, наблюдать за ее привычками: ей уж не до того, у ней уж не то на уме. Надо по человечеству судить. Вот-с проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет — как бы вам сказать, не солгать, — лет пятнадцать. Смотрим, у старосты девочка, дочь, прехорошенькая; такое даже, знаете, подобострастное что-то в манерах. Жена моя и говорит мне: «Коко, возьмем эту девочку в Петербург; она мне нравится, Коко...» Я говорю: «Возьмем, с удовольствием». Староста, разумеется, нам в ноги; он такого счастья, вы понимаете, и ожидать не мог... Ну, девочка, конечно, поплакала сдуру. Оно действительно жутко сначала: родительский дом... вообще... удивительного тут ничего нет. Однако она скоро к нам привыкла; сперва ее отдали в девичью; учили ее, конечно. Что ж вы думаете?.. Девочка оказывает удивительные успехи; жена моя просто к ней пристращивается, жалует ее, наконец, помимо других, в горничные к своей особе... замечайте!.. И надобно было отдать ей справедливость: не было еще такой горничной у моей жены, решительно не было; услужлива, скромна, послушна — просто всё, что требуется. Зато уж и жена ее даже, признаться, слишком баловала; одевала отлично, кормила с господского стола, чаем поила... ну, что только можно себе представить! Вот этак она лет десять у моей жены служила. Вдруг, в одно прекрасное утро, вообразите себе, входит Арина — ее Ариной звали — без доклада ко мне в кабинет — и бух мне в ноги.. Я этого, скажу вам откровенно, терпеть не могу. Человек никогда не должен забывать свое достоинство, не правда ли? «Чего тебе?» — «Батюшка, Александр Силыч, милости прошу». — «Какой?» — «Позвольте выйти замуж». Я, признаюсь вам, изумился. «Да ты знаешь, дура, что у барыни другой горничной нету?» — «Я буду служить барыне по-прежнему». — «Вздор! вздор! барыня замужних горничных не держит». «Я, признаюсь, так и обомлел. Доложу вам, я такой человек: ничто меня так не оскорбляет, смею сказать, так сильно не оскорбляет, как неблагодарность... Ведь вам говорить нечего, — вы знаете, что у меня за жена: ангел во плоти, доброта неизъяснимая... Кажется, злодей — и тот бы ее пожалел. Я прогнал Арину. Думаю, авось опомнится; не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке. Что ж вы думаете? Через полгода опять она изволит жаловать ко мне с тою же самою просьбой. Тут я, признаюсь, ее с сердцем прогнал и погрозил ей, и сказать жене обещался. Я был возмущен... Но представьте себе мое изумление: несколько времени спустя приходит ко мне жена, в слезах, взволнована так, что я даже испугался. «Что такое случилось?» —(Вопрос №3) «Арина..замуж вышла.» Вы понимаете... я стыжусь выговорить. «Быть не может!.. как же?» Меня взорвало. Я такой человек... полумер не люблю!... Арина... ну, что ж, ну, ну, что ж тут еще говорить? Я, разумеется, тотчас же приказал ее остричь, одеть в затрапез и сослать в деревню. Жена моя лишилась отличной горничной, но делать было нечего: беспорядок в доме терпеть, однако же, нельзя.... Ну, ну, теперь посудите сами, — ну, ведь вы знаете мою жену, ведь это, это, это... наконец, ангел!.. Ведь она привязалась к Арине, — и Арина это знала и не постыдилась... А? нет, скажите... а? Да что тут толковать! Во всяком случае, делать было нечего. Меня же, собственно меня, надолго огорчила, обидела неблагодарность этой девушки. Что ни говорите... сердца, чувства — в этих людях не ищите! Как волка ни корми, он всё в лес смотрит... Вперед наука!
Приложение №3
Словарь крылатых слов и выражений
Аннибалова клятва
По сообщению римского историка Полибия (ок. 201 — 120 до н. э.) и других древних авторов, карфагенский полководец Аннибал (современная версия имени Ганнибал, 247—183 до н. э.) рассказывал, что, когда ему было десять лет, отец заставил его дать клятву всю жизнь быть непримиримым врагом Рима, превратившего Карфаген в свою колонию. И клятву свою Ганнибал сдержал. Иносказательно: выражение твердой решимости бороться с кем или чем-либо и победить, клятва сделать нечто делом всей своей жизни.
Приложение 4
В помощь при составлении аннотации
Лингвисты
Автор использует…
Устаревшая лексика…
Затрапез, дюжинное, воочию
Предать атмосферу того времени
Историки
Крепостное право…
В рассказе описывается
Зависимость…
Автор подчеркивает…
Правозащитники
Поднимается проблема…
Права человека…
Не имея свободы выбора…
Литературоведы
Раскрываются отношения…
Показывается характер…
С иронией рисует образ барина…
Индивидуальное задание:
Найти в толковом словаре и объяснить значение слов «вольная», «дворецкий».
Выписать из рассказа устаревшие слова. Объяснить их значение, пользуясь словарной статьей.