Конспект урока технологии 3 класс «Необычные упаковки. Упаковка – коробочка»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа имени М. Горького» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Конспект урока технологии в 3 классе
Тема урока: «Необычные упаковки. Упаковка - коробочка»
Составитель: учитель начальных классов
Анисахарова Анна Викторовна
с. Зелёная Роща
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
При разработке урока технологии очень важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания уроков ручного труда. В общеобразовательной школе нужно готовить создателей современной предметной среды (в самом широком смысле слова) и ее потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания.
Содержание уроков труда составляет целостную систему. Отличительная особенность их состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, которая в свою очередь обеспечивает ребенку, прежде всего чувственное познание действительности.
Систематизация уроков труда возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, способам организации и т.д.
Безусловно, к урокам технологии применима и любая другая принятая в дидактике классификация, поскольку данный учебный предмет строится на тех же принципах, что и все остальные.
Однако в определении видов уроков ручного труда имеет смысл обратиться к тем специфическим основаниям, которые для трудового обучения являются наиболее существенными, определяющими.
Классификация уроков по содержанию работы
Можно выделить три основных типа уроков:
а) рационально-логические (решение логических задач);
б) эмоционально-художественные (создание художественного образа); в) формирующие приемы и навыки практической работы.
Особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из них направляются по-разному.
Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной, единой логики работы.
Главное в подобных работах - проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем.
В отличие от них задания эмоционально-художественные предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею.
В подобных работах нет места жесткой регламентации, они не могут выполняться по единому плану. Более того, едва ли здесь вообще будет уместно какое-либо «планирование работы», поскольку оно противоречило бы самому ее характеру и психологической природе художественного творчества.
Задача учителя на таком уроке - максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.
Уроки ознакомления с новыми приемами работы предполагают, что большая часть времени на них будет уделена демонстрации и поэтапной отработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приемы, например, плетения, шитья и т.п.
Любые чувственно воспринимаемые свойства вещей и явлений имеют для человека смысл не сами по себе, а лишь с точки зрения их жизненного значения, а это значение лучше всего постигается в тех случаях, когда те или иные свойства материалов учитываются в практической работе. Не включенные в конкретное задание, специальные сведения для младшего школьника сами по себе не имеют никакого практического смысла, они лишь обременяют память ненужной информацией.
Очень важно, чтобы учитель мог наглядно показать самые разнообразные, подчас неожиданные приемы использования материалов для выражения той или иной художественной идеи или конструкторского замысла.
Следует иметь в виду, что некоторые уроки предполагают соединение (но не смешивание!) рационально-логического и художественного начал, а отработка практических приемов в той или иной мере включается почти в каждый урок.Совершенно особым образом соединяются рационально-логическое и художественное направления на тех занятиях, которые посвящены изготовлению изделий с определенным утилитарным назначением (прихватки, посуда, упаковки и т.п.); таких в курсе дизайнобразования большинство.
Дело в том, что для одних из этих изделий преобладающей является декоративная функция (и конструкция полностью ей подчиняется), для других, наоборот, основной смысл изделия заключается в его функции (а декор носит прикладной характер).
Поэтому форма, размер, особенности конструкции и все остальное в этих предметах продумывается и выполняется исходя из того впечатления, которое они должны произвести.
Устройство изделий и способы их выполнения необходимо проанализировать, но этот анализ всецело подчиняется главному - как через конструкцию, выбор материала и его обработку усилить художественное впечатление.
В таких изделиях, например, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции. Эта функция должна быть выражена, прежде всего, через конструкцию, которая является основным предметом анализа на уроке. Подобные занятия носят преимущественно рационально-логический характер.
А вот изготовление коробочки-упаковки для подарка, предполагает более «равноправное» соединение рационально-логического начала с художественным: дети осмысливают конструкцию коробочки с точки зрения ее функции (в зависимости от размеров и пропорций подарка меняются размер и пропорции коробочки) и продумывают декор, тоже исходя из особенностей функции (не просто коробочка, а красивая, необычная упаковка).Исходя из всего выше сказанного, был разработан данный урок.
Тема урока: «Необычные упаковки. Упаковка – коробочка»
Цель урока:
научить детей изготавливать упаковку - коробочку из картона, цветной бумаги, элементов декора;
закрепить навыки по технике безопасности, продолжить знакомство детей с построением эскиза, чертежа;
закрепить навыки вырезания, разметочные, расчетно-измерительные построения и вычисления;
развивать пространственное конструктивное мышление, аналитические способности;
развивать творческое воображение ребёнка, аккуратность, умение бережно и экономно использовать бумагу, подбирать и сочетать элементы декора;
воспитывать интерес к урокам трудового обучения, трудолюбие, целеустремленность.
Задачи урока:
формирование умения рассматривать и изучать форму предметов;
развитие ассоциативного мышления, умения создавать художественный образ по ассоциации с формой предмета;
формирование приемов создания единой композиции;
закрепление умения построения чертежа;
формирование навыка работы с инструментами (ножницы, линейка, макетный нож);
закрепление приема наклеивания и подбора элементов декора на бумажную основу.
Материалы, инструменты, оборудование.
У учащихся:
на дальнем краю стола на подставке стоит учебник «Технология. Маленький мастер»;
картон, цветная бумага;
инструменты - ножницы, фигурные ножницы, инструмент для бигования, линейка, карандаш;
клей, кисточка;
элементы декора;
У учителя:
образец готового изделия;
элементы изделия, для демонстрации этапов сборки;
элементы декора, для демонстрации вариантов украшения изделия;
учебник.
Оформление доски.
Вверху посередине написана тема урока: «Необычные упаковки. Упаковка – коробочка». Начерчен эскиз чертежа изделия, с указанием размеров для построения чертежа.
Ход урока:
Организационный момент - 1 минута.
Учитель входит в класс. Приветствие. Все садятся на свои места.
Объявление темы урока - 2 минуты.
- Посмотрите, на доске записана тема сегодняшнего урока. Прочтите ее название (Дети читают).
- Интересная тема, правда? В чем, по-вашему, будет заключаться наша работа? (Дети высказывают предположения. Возможны ответы такого типа: «Мы будем делать красивую коробочку для подарка...»). - С изготовлением упаковки для подарков мы с вами уже знакомились, однако не называли эти виды упаковки необычными. А вот сегодня появилось это слово - как будто ожидается какое-то волшебство! Что бы это могло быть? (Возможно, дети догадаются и скажут, например: «Это будет не просто коробочка, а какая – то особенная…»). Если нет, то учитель обозначает тему сам.
- Необычная - это значит какая – то другая, не такая, к какой мы все привыкли, возможно, она будет иметь какую – то особую конструкцию и даже название. Вот нам и предстоит превратить простые листы картона и цветной бумаги, добавив к ним украшения в интересную, необычную упаковку для подарка, создать какой-то образ. Попробуем пофантазировать, и у нас получится необычное изделие, которое преобразит и поможет красочно оформить и преподнести подарок. Еще такую коробочку называют волшебной. А почему мы сейчас это узнаем.
Работа с учебником. Анализ образцов - аналогов – 5 минут.
- Откройте учебник на с. . Читаем текст, начиная с заглавия. (Несколько учеников по очереди читают текст вслух). Учитель по ходу чтения предлагает рассмотреть образец, о котором упоминается в тексте. Затем он демонстрирует образец готовой волшебной коробочки и обращает внимание детей на то, из – за чего она получила такое название. - Закройте книги и поставьте их в подставки. (В это время учитель убирает образец).
Упражнения. Тренировка ассоциативного мышления - 5 минут.
- Давайте посмотрим, легко ли быть волшебниками. (Учитель по очереди показывает детям листы картона и цветной бумаги, прикладывая и комбинируя их в различном сочетании, а ученики рассматривают и пытаются подобрать наилучшее сочетание цветов). Каждый ученик, исходя из своих материалов, выбирает картон для основы коробочки и цветную бумагу для отделки внешней и внутренней стороны изделия. Учитель руководит процессом примерно так: «Да, действительно это сочетание цветов будет наилучшим для оформления внешней стороны коробочки. А какого цвета тебе бы хотелось сделать внутреннюю часть твоей поделки? Возможно, ты бы захотел использовать фигурные ножницы для более интересного оформления края декоративных деталей из цветной бумаги? Что еще надо будет добавить, чтобы окончательно превратить эту коробочку в необычную и интересную упаковку для подарка? Верно, применить различные элементы декора, такие как искусственные цветочки, бусины, ленточки, вырезанные картинки, поздравительные надписи. Из чего их можно сделать? Из цветной бумаги, нарисовать самому? Пожалуй. Или применить готовые элементы украшения». Демонстрирует.
Практическая работа учащихся:
подбор материала, украшений – 3 минуты;
- Теперь внимательно рассмотрите те листы картона, цветной бумаги и украшения, которые есть у вас. В каких сочетаниях вам бы хотелось их использовать? Какие украшения и бумагу вы бы хотели применить в своих изделиях? Отобранные для работы листы и украшения отложите в сторону. Сначала я пройду и посмотрю все ваши материалы. (Дети откладывают свои материалы, а учитель проходит по классу и по необходимости оказывает индивидуальную помощь).
- Все справились с первой частью работы; подборка материалов и украшений получилась очень интересной. Теперь надо довести работу до конца. Что необходимо сделать, чтобы у нас получились волшебные коробочки, красивые и необычные упаковки для подарков?
построение чертежа коробочки, изготовление и украшение готового изделия – 20 минут.
- Верно, сначала необходимо на выбранном листе картона построить чертеж коробочки. Вспомните, на прошлых уроках мы уже познакомились с правилами построения чертежа с помощью линейки и карандаша, способами экономной разметки. Что нам об этом известно? (Дети, вероятно, вспомнят, что лист картона необходимо использовать экономно, начинать построение чертежа от края листа, точно следовать размерам, указанным на эскизе чертежа. Обращаться с инструментами аккуратно, так как от этого зависит точность построения, а значит и внешний вид готового изделия. Для того чтобы в местах сгиба картон не ломался, сгибался ровно, необходимо воспользоваться биговкой, т.е. продавить сгибы по линии разметки). - Сейчас мы вместе будем строить чертеж коробочки, я на доске, а вы на своих листах картона. Готовую коробочку аккуратно вырежьте по внешним линиям. Теперь мы построим с вами крышку для коробочки и тоже ее вырежем. По линиям, отмеченным на чертеже стрелкой, сделаем надрезы. Нам осталось только склеить крышку. Вот наша коробочка и готова. Примерьте крышку к вашей коробочке. (В процессе работы учитель оказывает детям по необходимости индивидуальную помощь).
- Посмотрите на свои изделия. Нравятся ли они вам? (Дети могут сказать, что нравятся, но в них чего – то не хватает).
- Правильно, это только заготовка, чтобы она стала действительно необычной, волшебной нам необходимо украсить ее с помощью приготовленных украшений по своему вкусу. (Дети украшают внешнюю и внутреннюю части коробочки с помощью листов цветной бумаги, вырезанных фигурными ножницами, декорируют крышку коробочки с помощью различных украшений, поздравительных надписей. В процессе работы учитель оказывает детям по необходимости индивидуальную помощь).Выставка и оценка работ – 5 минут.
По мере готовности изделий учитель выставляет их на отдельном столе.
- Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали волшебниками. Какие из представленных здесь изделий кажутся вам наиболее удачными и интересными? Почему? Учитель старается еще раз привлечь внимание детей к точному исполнению работы и оригинальному украшению.
- Ваши работы до конца дня будут на столе, вы сможете рассмотреть их более внимательно.
Подведение итогов урока - 4 минуты.
- Как вы думаете, любой лист картона можно превратить в красивое изделие или нет? Как сделать так, чтобы обычный лист картона и цветной бумаги стали необычной, оригинальной упаковкой для подарка? Принесли радость и вызвали восхищение? (Обобщая ответы детей, учитель подводит их к выводу, что необходимо внимательно рассмотреть, изучить исходный материал и только после этого решить, что из него можно сделать. Как наиболее выгодно подчеркнуть индивидуальность своего изделия). - Чему же мы сегодня научились? (Тщательно подбирая материал, украшения, цветовую гамму, используя полученные знания и умения изготовили красивую, необычную, индивидуальную упаковку для оформления подарка).
- А еще я хочу добавить, что вы стали более аккуратно работать с инструментами, умело комбинировать цвета, подбирать украшения, превращая обычную бумагу и картон в красивое изделие. Для волшебников это особенно важно.
Уборка рабочих мест.
Урок окончен. Пожалуйста, уберите свои рабочие места.
Приложение 1
Варианты образцов готового изделия.
577851968500
Приложение 2
Мастер – класс по изготовлению упаковки - коробочки
Необходимые материалы и инструменты:
2 листа картона формата А4;
листы цветной бумаги или цветного картона;
линейка;
ножницы;
инструмент для бигования;
клей.
1911355270500
Из листа формата А4 получаем квадрат со стороной 21 см.
19113510033000
Каждую сторону квадрата делим на отрезки по 7 см.
1911355524500
Заштрихованные красным квадраты вырезаем, получаем фигуру в виде креста, со сторонами 7 см.
2241557556500
Инструментом для бигования прочерчиваем линии, помеченные красным (это делается для того, чтобы в местах сгиба картон не ломался и гнулся ровно).
2241554572000
22415534480500Сгибаем по этим линиям, основание коробочки готово.
Приступаем к изготовлению крышки. Из листа формата А4 получаем квадрат со стороной 11,5 см.
2241556731000
Размечаем стороны полученного квадрата следующим образом: от края откладываем 2 см, затем 7,5 см и снова 2 см. и проводим линии.
22352012001500
По красным линиям делаем надрезы и сгибаем, как показано на фото, предварительно прочертив по линиям биговкой.
22352013271500
Смазываем клеем заштрихованные красным квадратики и склеиваем крышку.
31496014287500
Примеряем крышку к основе. Наша коробочка готова. Осталось украсить ее по вашему вкусу (смотри приложение 1).
2654307112000
29083063500
Приложение 3
Список используемых материалов и литературы
Для разработки урока и создания мастер – класса по изготовлению упаковки – коробочки мной были использованы материалы методической рекомендации для студентов Т.Б. Видовской «Организация уроков технологии в начальной школе», Анжеро – Судженск, 2008г. А также материалы сайта «Страна мастеров» stranamasterov.ru и личные фотоматериалы процесса изготовления и готовых коробочек. Данный вид работы мной был использован на уроке технологии в 3 классе. С заданием ребята успешно справились.