Интегрированный урок (география + биология) на тему Влияние абиотических факторов среды на видовое разнообразие организмов

Интегрированный урок география + биология

ТИП УРОКА: интегрированный.
Место занимаемое уроком в плане:
Биология: обобщающее повторение
География: обобщающее повторение.

Тема урока: Влияние абиотических факторов среды на видовое разнообразие организмов.
На доске эпиграф: «Мировой организм есть неразрывно целое. Все элементы мирозданья органично связаны между собой» ЦИЦЕРОН.


Цель урока:
«Сформировать целостное представление о приспособленности органического мира планеты к разнообразным условиям среды.
Задачи: Сформировать целостное представление о приспособленности органического мира планеты к разнообразным условиям среды.
образовательные:
повторить основные закономерности широтной зональности, элементы климата.
углубить знания, полученные при изучении тем «Обмен веществ у организмов, « Особенности строения высших растений».
развивающие:
1) развивать навыки самостоятельной работы с картой;
2) умение планировать свою деятельность;
3) формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, на-
выки логического мышления, делать выводы.
воспитательные:
1) формировать интерес к географии и биологии;
2) развивать навыки общения при работе в группах.

Формы и методы: частично поисковый; работа с атласом и картой; презентация (слайды природы); работа в группах; беседа.

Оборудование: карты настенные природных зон ;атласы, слайды природы (фото растений и животных разных широт).

Ход урока:

Вступительное слово учителя географии: (3 мин)
«Растительный и животный мир мы называем «живой природой»,именно живая природа олицетворяет красоту и неповторимость нашей планеты. Любовь к ней обогащает нашу жизнь, вдохновляет художников, поэтов, композиторов, воспитывает в людях гуманные чувства.
В размещении представителей тех или иных видов растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные широтной зональности. Растения и животные несут в своем облике и распространении особенности, унаследованные от далекого прошлого.
Чтобы иметь целостное представление о приспособлении организмов к разным природным условиям, нам необходимо знать особенности климата».
Сегодня мы с Вами совершим путешествие по ранее изученным материкам.
Поэтому цель нашего урока:
«Сформировать целостное представление о приспособленности органического мира планеты к разнообразным условиям среды».
Для работы нам необходимо вспомнить элементы климата, (температуру, влажность, давление атмосферы). Вопросы для фронтальной беседы (Вопросы на экране):
Что называется климатическим поясом?
Перечислите основные климатические пояса.
В каких поясах выделяют климатические области?
Каковы особенности каждого климатического пояса (элементы климата)?
На какие группы делятся животные по характеру обмена веществ? (примеры)
Перечислите основные органы высших растений.
Какую функцию они выполняют?
Учитель биологии:
«И так, чтобы отправиться в экспедицию знаний у Вас достаточно! Вы получаете задания, где Вам предложены вопросы и фото живых организмов разных материков. Выполнив задания, вы должны выяснить влияние внешней среды на живые организмы и их размещение на разных широтах, о влиянии природных факторов на организмы. На это Вам дается 20 минут. Через 20 минут представьте рассказ о взаимосвязи растительного и животного мира и условий среды». У каждой группы на столе лежат листочки с заданием.
Задания для экспедиций:
1 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется в Южную Америку, в долину реки Амазонка.
1. Определите, на какой широте она расположена?
2. По климатической карте определите основные элементы климата (общее количество осадков, среднегодовую температуру).
3. Из предложенных фото выбрать растения и животных, приспособленных к данным условиям.
4. Объяснить свой выбор на примерах.
5. Назовите основные черты приспособленности
2 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется в пустыню Сахара.
1. Определите, на какой широте она расположена?
2. По климатической карте определите основные элементы климата (общее количество осадков, среднегодовую температуру).
3. Из предложенных фото выбрать растения и животных, приспособленных к данным условиям.
4. Объяснить свой выбор на примерах.
5. Назовите основные черты приспособленности.
3 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется в Австралию, в пустыню Виктория.
1. Определите, на какой широте она расположена?
2. По климатической карте определите основные элементы климата (общее количество осадков, среднегодовую температуру).
3. Из предложенных фото выбрать растения и животных, приспособленных к данным условиям.
4. Объяснить свой выбор на примерах.
5. Назовите основные черты приспособленности.
4 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется на север Евразии (тундра).
1. Определите, на какой широте она расположена?
2. По климатической карте определите основные элементы климата (общее количество осадков, среднегодовую температуру).
3. Из предложенных фото выбрать растения и животных, приспособленных к данным условиям.
4. Объяснить свой выбор на примерах.
5. Назовите основные черты приспособленности к данным условиям.
5 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется в Тверскую область.
1. Определите, на какой широте она расположена?
2. По климатической карте определите основные элементы климата (общее количество осадков, среднегодовую температуру).
3. Из предложенных фото выбрать растения и животных, приспособленных к данным условиям.
4. Объяснить свой выбор на примерах.
5. Назовите основные черты приспособленности.
6. В какой природной зоне она расположена.
Учитель географии: (4 мин)
«Итак, мы с Вами выполнили задания, смогли представить и объяснить влияние природных условий на разнообразие органического мира. Мы с Вами выяснили, что окружающая нас природа подчинена строгим экологическим законам, например, правилу Аллена: «выступающие части тела у теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом».
Мы сегодня с Вами стали участниками нескольких экспедиций. У нас была общая цель. И мы подтвердили тесную взаимосвязь между двумя науками географией и биологией.

На листе с заданием нарисуйте смайлики:
«улыбающийся» - если Вы свою работу на уроке считаете продуктивной и достигшей цели;
«серьезный» - если результат Вас удовлетворяет не полностью;
«грустный» - если работа, выполненная Вами, не достигла цели.
.









Педагогический проект: география + физика и биология.
Проблематизация:
Ознакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года, который устанавливает требования к результатам обучающихся.
В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у обучающихся представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания идея лежит интеграции.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося .Такие уроки позволяют четко осознать: где и каким образом , для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность работать совместно друг с другом при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определенных коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.
Цель:
разработка интегрированных уроков (география + физика), (биология + география),способствующих формированию качеств личности заложенных в требованиях к результатам обучающихся школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования.
Задачи:
1. Изучить основную образовательную программу образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
2. Определить разделы программы по предметным областям, в которых предусмотрена интеграция предметов: география, физика.
Разработать интегрированные уроки в 7 классе.
Планируемый проектный продукт:
Разработка и проведение интегрированных уроков в 7 классах
Этапы работы:
1. Изучение образовательной программы по физике и географии .
2. Выявление разделов образовательной программы, в которых предусмот рена программа интеграции физика + география.
3. Разработка интегрированного урока.
4. Проект среднесрочный (1месяц). Итоговым продуктом данного проекта явился урок. Возможен переход от среднесрочного к долгосрочному проекту, итогом которого станет система интегрированных уроков физика + география , биология география в среднем звене.
Заголовок 115Основной текстОсновной текст с отступомОсновной текст с отступом 213Основной текст Знак
Текст выноскиТекст выноски Знакz z