МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ВЫРАЩИВАНИЕ ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫХ КУЛЬТУР


Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я)
ГБОУ РС(Я) Профессиональный лицей №7
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПОПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ВЫРАЩИВАНИЕ ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫХ КУЛЬТУР
МДК.2.1. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ
ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫХ КУЛЬТУР.
Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии НПО
1 курс: 250109.01 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
срок обучения 2,5 года.
Тема урока:
«Декоративные качества кроны»
Преподаватель спецдисциплинвысшей категории
Николаева Марина Вячеславовна
Эл.почта: Nikolaeva-Trofimova1@yandex.ru
Якутск 2013
Цель урока: Ознакомить учащихся с декоративными качествами кроны.
Задачи:
Образовательные.
Закрепление знаний о внешнем строении древесно-кустарниковых растений.
Формирование у учащихся знаний о формах кроны, плотности кроны, поверхности (фактуре) кроны;
Ознакомление учащихся с видами декоративных растений Якутии, применяемых при озеленении;
Формирование умений по созданию основных форм крон на макетах древесных и кустарниковых растений .Развивающие.
развитие умений по актуализации полученных ранее знаний, развитие внимания, памяти;
развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.
развитие умения работать со специальными инструментами.
Воспитательные:
воспитание эстетического вкуса, культуры труда и аккуратности, умения работать в коллективе.
Тип урока:
комплексный урок с элементами формирования новых знаний, блиц-опроса и выполнения практического занятия на закрепление нового материала.
Методы проведения:
1. Словесный- беседа, рассказ, блиц-опрос.
2. Наглядный- слайды презентации, инструкционные карты, макеты деревьев, инструменты, план-конспект урока.
3. Практический- самостоятельная работа учащихся по выполнению практической работы для закрепления нового материала.
Материально-техническое оснащение:
Ученический стол, стул
Проектор, экран, ПК
Лоток -15
Фартук -15
Нарукавник – 15 пар
Перчатки садовые – 15 пар
Ножницы садовые или секатор-15
Макет дерева-16
Карандаш-15, линейка-15
Учебно-методическая документация:
1.Опорный план-конспект
2.Инструкционные карты
Межпредметные связи:
«ПМ01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте»
«ПМ02Основы зеленого строительства»
«Ботаника»
«Охрана труда»
Педагогические технологии, используемые на уроке:
Традиционная классно-урочная технология обучения.
Личностно-ориентированные педагогические технологии.
Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых.
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровье-сберегающие технологии.
Список литературы для самостоятельной работы учащегося:
а) основная
Дьякова Т.Н. Декоративные деревья и кустарники: новое в дизайне вашего сада. М.: Колос, 2001. 360 с.
Иванова И.В. Приусадебное хозяйство. Декоративное садоводство. М.; Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик пресс, 2000. 288 с.
Колесников А.И. Декоративная дендрология. М.: Лесная промышленность. 1974. 704 с.
Коропачинский И.Ю., Встовская Т.Н. Древесные растения Азиатской России. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2002. 707 с.
Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Древоводство. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 352 с.
б) дополнительная
Бруно П. Кремер. Деревья. Местные и завезенные виды Европы. М.: Внешсигма, 1998. 288 с.
Встовская Т.Н., Коропачинский И.Ю. Определитель местных и экзотических древесных растений Сибири. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2003. 702 с.
Громадин А.В., Матюхина Д.Л. Дендрология. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 360 с.
Климович И.В., Климович В.И. Размножение и выращивание декоративных древесных пород: Альбом. М.: Россельхозиздат, 1980. 160 с.
Теодоронский В.С., Золотаревский А.А. Садово-парковое хозяйство с основами механизации работ. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 336с.
Титчмарш А. Технология садоводства. М.: Мир, 1993. 200с.
Холявко В.С., Глоба-Михайленко Д.А. Дендрология и основы зеленого строительства. М.: Агропромиздат, 1988. 287 с.
Щепотьев Ф.Л. Дендрология. К.: Выща школа, 1990. 287 с.
Изучив тему учащиеся должны:
Знать: о внешнем строении древесно-кустарниковых растений, о формах кроны, плотности кроны, поверхности (фактуре) кроны, виды декоративных растений Якутии, применяемых при озеленении.
Уметь: создавать основные формы крон на макетах древесных и кустарниковых растений, актуализировать полученные ранее знания, развивать внимание, память, самостоятельно работать, стремиться к творческому поиску, работать со специальными инструментами. работать в коллективе, работать аккуратно.
План урока:
Урок сопровождается презентацией.
I. Организационный момент
Приветствие, знакомство, проверка готовности учащихся к занятию.
II. Сообщение темы занятия, постановка целей урока
Цель урока: Ознакомить учащихся с декоративными качествами кроны.
Задачи:
Образовательные.
Закрепление знаний о внешнем строении древесно-кустарниковых растений.
Формирование у учащихся знаний о формах кроны, плотности кроны, поверхности (фактуре) кроны;
Ознакомление учащихся с видами декоративных растений Якутии, применяемых при озеленении;
Формирование умений по созданию основных форм крон на макетах древесных и кустарниковых растений .Развивающие.
развитие умений по актуализации полученных ранее знаний, развитие внимания, памяти;
развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.
развитие умения работать со специальными инструментами.
Воспитательные:
воспитание эстетического вкуса, культуры труда и аккуратности, умения работать в коллективе.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ритм современной жизни человека проявляется в накоплении усталости, тревоги, напряжения, снижении работоспособности, эмоционального переутомления. Чем дальше происходит отдаление человека от природы, тем сильнее становятся негативные воздействия, поскольку человек был и остается неотъемлемой частью природы, несмотря на достижения технического прогресса. А ничто так не снимает негативное состояние, как общение с природой.
III. Проверка теоретических знаний учащихся
Фронтальный опрос студентов:
Что такое зелёные насаждения?
Свойства зеленых насаждений
Строение дерева
Строение кустарника
Чем отличаются деревья и кустарники?
IV. Новые теоретические знания (по ходу учащиеся заполняют опорный план-конспект (приложение 3)).
1. Листья, цветки и плоды как дополнительный элемент.
2. Древесно-кустарниковые растений используемые в озеленении.
3. Формы крон:
1. Раскидистая - ивы, сосна обыкновенная, тополя.
2. Конусовидная (pyramidalis)- ель, пихта
3) Колонновидная, цилиндрическая (columnaris, fastigiata)- сосна обыкновенная, сосна кедровая, тополь
4) Овальная (ovalis)- лиственница
5) яйцевидная-сосна сибирская, веймутова, липа
6) Зонтичная (umbraculifera)- сосна итальянская, айлант (в Якутии не растут)
7) Шаровидная (globosa)- вяз, рябина, яблоня ягодная
8) Плакучая (pendula)- ели, сосны, березы, ивы.
9) Вьющаяся- актинидия, лимонник, древогубец (в Якутии не растут ) и княжик сибирский
10) Стелющаяся (prostrata)- кедровый стланик, можжевельник
11) Подушковидная (umbraculifera)- культивары(искусственно выведенные сорта ) можжевельника.
4. Плотность кроны:Крона может быть плотной (монолитной) или ажурной (сквозистой).
5. Поверхность (фактура) кроны.Фактура важна при выборе одиночных экземпляров (солитеров) и при организации переднего плана ландшафтной экспозиции.
1. крупная рыхлая фактура- с крупными листьями, неплотно прилегающие друг к другу: дуб, калина
2. Крупная плотная фактурас крупными листьями, но расположенными плотно без просветов: каштан конский, клен остролистный.
3. Мелкая рыхлая фактура с мелкими неплотно расположенными листьями
V. Блиц-опрос (кто быстрее ответит, выдаются жетоны):
Строение дерева
Строение куста
Можем ли мы по рисунку определить, где искусственная, а где естественная форма кроны?
Если да то где, какая и почему?
Назовите название растений применяемые в декоративном садоводстве
Назовите формы кроны
Назовите основные типы плотности кроны.
Назовите поверхность (фактура) кроны.
VI. Домашнее задание
СРО №3 «Декоративные качества цветков и плодов».
VII. Инструктаж (приложение 1)
Представление правил техники безопасности с использование презентации. Прежде чем приступить к самостоятельно работе, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности:
Техника безопасности – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда.
Правила работы с садовыми инструментами и инвентарем
Необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности, чтобы не нанести
ущерба своему здоровью. Многие садовые инструменты (секаторы, садовые ножницы,сучкорезы) имеют острые режущие кромки, поэтому при пользовании ими рекомендуется
соблюдать осторожность.
При работе с садовыми инструментами необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:
 – перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место;
--Для защиты рук рекомендуется применять перчатки и рукавицы.
Универсальные садовые перчатки изготавливаются из прочного материала и используются при выполнении длительных по времени работ – обрезке деревьев и кустарников.
VIII. Самостоятельная работа учащихся
Каждый из вас получил инструкционную карту с «Планом работы» на выполнение практической работы. (Приложение 2) Ваша задача подробно изучить инструкционную карту: понять какие цели стоят перед вами при выполнении данной работы; какие умения и навыки вы должны приобрести в ходе выполнения работы. Еще раз обратите внимания на правила техники безопасности. Оформите все записи, рисунок соответственно предъявляемым в инструкционной карте требованиям.
IХ. Итоговые отчеты студентов о проделанной работе
Обратите внимание на пункт «Итоги» инструкционной карты. После того как вы проделаете работу, заполните таблицу с данными.
Х. Подведение итогов занятия:
Оценки за урок.
Инструкционная карта приложение 1
на выполнение Практической работы поМДК.2.1. Технология выращивания древесно-кустарниковых культур.
Тема: Декоративные качества кроны
Цель занятия: Ознакомление с декоративными качествами кроны. Формирование знаний о формах кроны, плотности кроны, поверхности (фактуре) кроны;
Умения и навыки: Развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Формирование умений по созданию основных форм крон на макетах древесных и кустарниковых растений. Развитие умения работать со специальными инструментами.
Инструменты, инвентарь, приспособления:
Лоток -1
Фартук -1
Нарукавник – пара
Перчатки садовые - пара
Ножницы садовые или секатор-1
Макет дерева-1
Карандаш-1, линейка-1
Правила техники безопасности:
- перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место;
--Для защиты рук рекомендуется применять перчатки и рукавицы. Используются они при выполнении длительных по времени работ – обрезке деревьев и кустарников.
Приложение 2
План работы
Подготовьте рабочее место для работы.
Наденьте фартук, нарукавники, перчатки (см. ТБ).
Используя полученные знания (форма, плотность, фактура кроны) определить по данному макету дерева, какую форму кроны лучше сформировать.
Внимательно посмотрите на макет дерева и на глаз спроектируйте линии стрижки.
Аккуратно сделайте формовочную стрижку макета дерева.
Итоги:
Схему полученной формы зарисуйте в таблице и подпишите название формы кроны.
Запишите, почему вы выбрали именно эту форму кроны.
№ Название
работы Методика проведения работы Схема-форма кроны Название формы кроны Почему вы выбрали эту форму.
1 Формовка кроны Стрижка ножницами или секатором. Формированные макеты и инструкционную карту сдайте преподавателю.
Уберите рабочее место.
Приложение 3
Опорный план-конспект.