Прикладной курс по физике для 10 класса

Кызылжарский район
Рассветская средняя школа.

Прикладной курс по физике.
Тема: «История физики и жизнь ее творцов».

Учитель физики: Петрова Елена Юрьевна.

Современная физика В представлении обычного человека сразу же возникают атомные электростанции и ядерные реакторы, гигантские сооружения мощных ускорителей, загадочные термоядерные установки, вездесущие радиоактивные изотопы.
Современная физика Пытливый ум ученика мгновенно рождает тысячи вопросов: Как устроен жидко - кристаллический монитор? Почему мы изучаем устройство и принцип действия радио Попова, а не Sony Ericsson? Почему Земля круглая? Что будет, если метеорит упадет на Землю? Какая она – шаровая молния?
Современная физика Перед глазами учителя физики стройной чередой проносятся последние новшества в области образования: переход на 12-летнее обучение, освоение новых учебников, ЕНТ, и конечно желание сделать каждый урок интересным, познавательным и результативным.
Пояснительная записка.
Изучение физики тесно связано с именами тех людей, которые своим кропотливым трудом подготовили величественное настоящее этой древней науки о природе. Представленный прикладной курс именно о тех, кто расширил границы человеческого знания об окружающем мире, шаг за шагом раскрывая все новые и новые тайны природы, её законы. Прикладной курс состоит из двух частей. Каждая часть рассчитана на 34 часа. В первой части курса планируется ознакомить учащихся с историей возникновения физики и эпохой классической физики. Во второй части рассмотрены вопросы возникновения современной физики и ее основные направления, а также происходит знакомство с Нобелевскими лауреатами по физике последних лет. Представленный материал отражает первую часть курса.
Одной из важнейших задач учителя физики является формирование целостного восприятия физической картины мира, научного мировоззрения, развития познавательных интересов. Для этого не достаточно просто передать учащимся определенное в рамках программы количество готовых знаний, необходимо научить получать их в результате самостоятельной деятельности.
История развития физики как науки неотделима от жизни ее творцов. Трудно представить себе урок без ссылки на ту или иную выдающуюся личность. Данный курс позволит не только обобщить, закрепить и углубить ранее полученные знания, но и поможет дать представление о цикле научного познания. Изучая жизнь великих творцов физики, учащиеся пройдут путь от наблюдения к постановке проблемы, от выдвижения гипотезы до экспериментальной ее проверки. Поступление новых кабинетов физики, хорошее обеспечение электронными учебниками позволяет придать курсу практическую направленность. Ребята смогут повторить классические опыты по физике. Это позволит глубже познакомиться с основными физическими теориями, будет способствовать единому восприятию физической картины мира.
Прикладной курс имеет научно-творческую направленность. Участники курса разбиваются на две группы: «Физики» и «Лирики». Для каждой группы ведется индивидуальный подбор материала. На каждом занятии присутствует этап обмена знаниями между группами: жизнь творца его открытия. Во время реализации курса возможен переход учащихся из одной группы в другую. Самостоятельное овладение знаниями будет способствовать формированию познавательных и творческих способностей. По желанию учащихся к каждому занятию будут подобраны задания , способствующие подготовке к ЕНТ, Основными формами занятий могут быть семинары и практикумы. Темы предстоящих семинаров заранее известны и каждому из учащихся предоставляется возможность выступить с сообщением на одном из занятий.
Цель курса:
расширить представления учащихся об истории возникновения и развития науки физика, через изучение жизни ее творцов.

Задачи курса:
Показать роль личности в создании научного знания.
Привить интерес к физической науке, формировать умения овладевать знаниями, стремление узнать больше.
Развить навыки работы с дополнительной литературой, владения устной и письменной речью.
Углубить знания о методах научного познания на основе анализа экспериментальных данных и интерпретации результатов опыта.
Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах. Предоставление возможности проанализировать свои способности к физической деятельности.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательных интересов, расширение кругозора. Целостное восприятие физической картины мира. Профориентационное разделение учащихся в зависимости от способности к изучению физики.

Требования к уровню усвоения курса.

Проверка усвоения материала курса «История физики и жизнь ее творцов" не предполагается. Изученный материал не входит в программные контрольные работы и не выносится на экзамены. На каждом занятии учащимся предоставляется возможность самим проверить, как ими усвоен материал, а также присутствует этап взаимопроверки. Формой контроля должна стать презентация собственного проекта по любому из разделов курса с ее последующей защитой.





Календарно – тематическое планирование.
I часть.




Тема занятия
Кол-во часов
Краткое содержание занятия
Форма занятия.




«Лирики»
«Физики»


Возникновение физики как науки.

1
Наука древности. Фалес. Атомистика Демокрита. Крестный отец физики - Аристотель. Евклид и Архимед.


3 ч
Изучение жизни. «Борьба» Платона с атомистикой Демокрита. Интересные факты из истории развития науки. Легенды об Архимеде.
Суть учения Демокрита. Механика Аристотеля и ее ошибки. Инженерные творения Архимеда, его великий закон.
Семинар

2
Ученые центральной Азии и развитие науки.
2 ч
Знакомство с биографией аль – Хо°резми, аль –Фараби, Абу Али ибн –Сина, Мухаммеда Улугбека.
Знакомство с трудами ученых центральной Азии. Обсерватория Улугбека.
Семинар.

3
Эпоха возражения. Леонардо да Винчи.
1 ч
Гениальный художник, музыкант, поэт - Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи – механик, астроном, военный инженер.
Лекция. Семинар.

4
Борьба за гелиоцентрическую систему мира. Коперник.
1 ч
История жизни и научных изысканий Коперника.
Гелиоцентрическая система мира Коперника. Её неточности.
Семинар.

5
И. Кеплер.
1 ч
Жизненный путь Кеплера: от богословской карьеры к небесной инженерии.
Законы Кеплера.
Семинар

6
Итальянский ученый Г. Галилей, один из создателей классической механики.
2 ч
История жизни «сильно заподозренного в ереси» Галилео Галилея.
Закон инерции. Принцип относительности. Движение свободно падающего тела. Движение маятника.
Семинар. Практикум.






Эпоха классической физики.

7
И. Ньютон и создание фундамента классической физики.
3 ч
Жизнь выдающегося ученого. «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого». История великого закона.
Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.
Гидро- и аэростатика. Законы волнового движения. Научные работы Ньютона по оптике.
Семинар. Практикум.

8
Развитие механики в VIII веке. Леонардо Эйлер. «Аналитическая механика» Лагранжа
3 ч

Решение задач. Работа с электронным учебником.
Анализ и решение задач.
Лекция. Практикум.

9
Термометрия, калориметрия и оптика в VIII веке.
3 ч
Температурные шкалы и их создатели. Основные колориметрические понятия. Первые теории теплоты. Корпускулярная и волновая теории света.

Решение задач на уравнение теплового баланса. Фотометр Бугера.
Семинар. Практикум.

10
Учение об электричестве и магнетизме. VIII век.

Франклин, Рихман, Ломоносов, Эпинус, Кулон ученые, внесшие вклад в развитие электричества и магнетизма. Решение задач.
Труд Эпинуса «Опыт теории электричества и магнетизма». Сходства между электричеством и магнетизмом. Крутильные весы Кулона. Решение задач.
Семинар. Практикум

11
Развитие и завершение классической физики в XIX веке. Волновая оптика и ее создатели.

Томас Юнг, Френель, Гюйгенс. Вклад ученых в развитие волновой оптики.
Волновая теория Френеля. Демонстрация опытов по оптике.
Семинар. Практикум.

12
XIX век. Электромагнетизм и электродинамика.

Эрстед. Рождение электромагнетизма.
Ампер – творец электродинамики. Георг Ом и его закон.

Демонстрация опытов Ампера и Эрстеда.
Решение задач.
Семинар. Практикум.

13
Гений и злодеи. Никола Тесла.

Жизнь сербского гения. Демонстрация документального фильма.
Устройство высокочастотного трансформатора. Высокочастотные лампы и двигатели, работающие без проводов.
Видео лекторий. Практикум.

14
Научный подвиг Фарадея.
1

Жизнь под девизом «Превратить магнетизм в электричество»
Электродвигатель Фарадея. Демонстрация явления электромагнитной индукции. Аналогия между самоиндукцией и инерцией.
Семинар. Практикум.

15
Открытие важнейшего закона естествознания. ЗСЭ.

«Паровая эпопея».
Труды Майера.
Джоуль. Гельмгольц.
Решение задач на ЗСЭ.
Семинар. Практикум.

16
Создание теории электромагнитного поля и открытие электромагнитных волн.

Максвелл и Генрих Герц. Начало нового этапа в физике.
Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Опыты Герца.
Семинар. Практикум.

17
Подготовка проектов.


Тема проекта и форма защиты выбираются учащимися самостоятельно.

18
Защита проектов.
2 ч



Задания для самостоятельной работы.

Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией. По выбору учащегося.
Работа с предложенной литературой.
Составление компьютерных презентаций.
Составление задач по отдельным темам курса с последующим их решением.
Анализ и оценка собственной деятельности, деятельности других участников курса.
Работа с компьютерными моделями физических процессов.
Работа с электронными учебниками «Virtual School», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «1Сфизика»

Методическое обеспечение курса.
Литература для учащихся.

Д.К. Самин «Сто великих ученых», М., «Педагогика», 2002г.
Ю.А, Храмов «Физики» - биографический справочник, М., «Наука» 1977г.
Энциклопедический словарь юного физика., М., Педагогика, 2002г.
В,А Ильин «История физики»,М. ACADEMIY, 2003
Г.Я. Мякишев» Физика. Механика для углубленного изучения физики» «Дрофа», 2002г.
И.М Гелбфгей, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик «1001 задача по физике», М, «Наука» , 1996г.
«Сто великих нобелевских лауреатов», М., «Вече»,2003 год.
И.П. Гурский « Элементарная физика с примерами решения задач.»,М, «Просвещение»,1984г.
электронными учебниками «Virtual School», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «1Сфизика».


Литература для учителя.
И.С. Кудрявцев « История физики», т 1-3 , Просвещение, 1956-1971гг
А.Н. Майоров « Физика для любознательных или о чем не узнаешь на уроке», Ярославль, «Академия развития» , 1999 г
К.Э. Суори « Необыкновенная физика обыкновенных явлений», перевод с английского в 2-х томах, 1987г
Ф.М. Дягилев «Из истории физики и жизни ее творцов», М., «Просвещение» 1986год.
Г.А. Бутырский,Ю.А. Сауров «Экспериментальные задачи по физике», М., Просвещение, 1998г .
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Электронное издание.2006год.
15