Олимпиадное задание по биологии (6 класс)


Олимпиада по биологии
6 класс
Олимпиада посвящается выдающемуся ученому-естествоиспытателю – Карлу Линнею. Создателю единой системы классификации растительного и животного мира. В 2015 году исполняется 280 лет с момента выхода в свет его основного научного труда «Система природы».
Вам предложено 4 задания. За каждое задание вы получаете определённое количество баллов. Максимально возможное количество баллов – 50. Время выполнения работы – 40 мин.
Желаем успеха!
Задание 1. Прочитайте текст. Предположите, о каких растениях идет речь. (15 баллов).
А) Одна из легенд повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в это растение.
На Руси это растение издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину. Существовало множество обычаев, связанных с этим растением. Например, по случаю рождения ребенка сажали его у дома.
В Древнем Новгороде, который прославился своей высокой культурой, было найдено множество посланий, написанных на коре этого растения.
Б) Латинское название этого растения образовано от "планта" (подошва) и "агере" (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Индейцы Америки заметили, что он сопутствовал появлению европейцев, и назвали его "следом белого человека". Русское название растения указывает на места его произрастания. Это растение также кличут "семижильным попутчиком", так как оно имеет вертикальные жилы на листве. Данное имя ему даже ближе, так как оно предпочитает расти не только возле дороги, но так и просится всем зверям или людям в попутчики. Его созревшие семена прилипают, как приклеенные, к шкуре животных, обуви и одежде людей.  Другие названия: Попутник, Ранник, Поранник, Семижильник. 
В) Название этого растения произошло от слова «лоп», что переводится как лист. По-видимому, так сильно поразили наших предков размеры листьев этого растения, что ни на что другое они уже не обратили внимания.
Застежки-липучки на нашей одежде были изобретены в 1948 году швейцарским инженером Жоржем де Местралем, после того, как он подробно изучил плоды и семена этого растения, прицепившихся к его собаке.

Задание 2. Установите, что объединяет представленные ниже растения. (4 балла)

1. Линнея 2. Вавиловия 3. ТеофрастияЗадание 3. Прочитайте названия растений, приведенных ниже. Объедините все названия попарно, на основании какого либо общего признака. Ответ запишите буквенным шифром, укажите признак, по которому они объединены. (по 1 балла за каждую верную пару, по 0,5 баллу за объяснение. Максимально возможное количество баллов – 15).А. Иван-чай Л. Ястребинка
Б. Стрелолист М. Любка
В. КлоповникН. Сон-трава
Г. Орляк О. Лапчатка
Д. Вероника П. Тимофеевка
Е. Адонис Р. ВолчникЖ. Дрёма С. Бубенчик
З. ЛастовеньТ. Лисохвост
И. Колокольчик У. Нарцисс
К. Мухоловка Ф. Сабельник
Задание 4. Определите, какой рыбы не существует. Установите соответствие между названием рыбы и рисунком. (16 баллов)
1312545844553854450349251. Рыба-пила
2. Рыба-молот
3. Рыба-месяц
4. Рыба-топорик
486283069855. Рыба-игла
6. Рыба-меч
30829251682757. Рыба-сабля
8. Рыба-луна 1127760219710
4366895556260975995721360