Элективный курс Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой


Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
Элективный курс
Тема: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».

Автор: Добродомова Д.М. преподаватель русского языка и литературы
п. Венцы 2016 г.
Программа элективного курса по литературе для обучающихся 1-2 курсов на тему: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» предназначена для обучающихся 1-2 курсов.
Актуальность и практическая значимость данного элективного курса: разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением творчества Анны Ахматовой, что не даёт возможности подробно изучить данную тему, однако произведения поэтессы представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в техникуме.
Содержание программы позволяет расширить представление обучающихся о творчестве Анны Андреевны.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса обучающихся к личности Ахматовой, а, следовательно, и к её творчеству.
Программа «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку обучающихся 1-2 курсов к экзамену по литературе. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний обучающихся о творчестве А. Ахматовой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых обучающиеся осваивают творчество Анны Ахматовой: читают и анализируют стихи, обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества Анны Ахматовой.
Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Предметом изучения является русская литература конца ХIХ – начала XX века, стихотворения А.А. Ахматовой.
Программа способствует решению важнейших целей и задач литературного образования:
- помочь обучающемуся достаточно полно представить литературную ситуацию конца ХIХ – начала XX века; литературу серебряного века и творчество А.А. Ахматовой;
- совершенствовать и развивать умение творческого чтения, интерпретации художественного профиля;
- формировать умения и навыки по использованию литературоведческих терминов и культурологических категорий, в которых осмысляется художественная культура и литература конца ХIХ – начала XX века;
- прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой, философской литературой, словарями, интернет-ресурсами;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать формированию у обучающихся гражданской позиции.
Планируемые результаты
Предметные:
знать основные факты жизни поэтессы, особенности творческого метода, особенности литературного направления; понимать идейный смысл стихотворений; уметь пересказывать, читать наизусть; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
2.Метапредметные:
владеть изучающим видом чтения с целью анализа текстов стихотворений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы, уметь работать с разными источниками информации, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.
3.Личностные:
осознать значимость решения учебных задач, выработать свою жизненную позицию в отношении творчества А. Ахматовой и акмеизма, создавать связные тексты, участвовать в диалоге, дискуссии.
Тематическое планирование элективного курса (17 ч.)

п/п Наименование тем курса Количество часов Количество лекций Количество практических занятий Количество семинаров Форы контроля
1 Введение. Обзор творчества А.А. Ахматовой. Акмеизм. 1 1 Лекция преподавателя с элементами беседы.
2-3 Акмеизм. Статья В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм». 2 1 1 Лекция. Составление плана лекции, семинар, сопоставительный анализ (символизм-акмеизм).
4-5 Эстетические принципы акмеизма. 2 1 Лекция, составление тезисов лекции, конференция.
6 О лирическом сюжете Пушкина в стихах Ахматовой. 1 Регламентированная дискуссия, сопоставительный анализ (Пушкин-Ахматова).
7 Об Ахматовой: Стихи. 1 1 1 Комментированное чтение, чтение стихотворений наизусть, семинар, лингвистический анализ, стенгазета.
8-10 «Вечер».
«Чётки».
«Белая стая». 3 3 Чтение наизусть, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, доклады обучающихся, сочинение.
11-13 «Подорожник».
«Тростник».
«Anno Domini». 3 3 Чтение наизусть, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, доклады обучающихся, сочинение.
14 Чуковская Л.К. «Записки об А.А. Ахматовой» 1 Сообщения, доклады обучающихся, составление вопросов по тексту.
15-16 Лингвистический анализ текстов стихотворений А.А. Ахматовой. 2 2 Лингвистический анализ, сопоставительный анализ, сдача проектов, подготовка к итоговой зачётной работе по курсу, конференции.
17 Зачёт по курсу. 1 Тестирование.
Содержание элективного курса
Тема 1. Знакомство обучающихся с содержанием элективного курса, задачами, стоящими перед ними, с пособиями для занятий, списком для самостоятельного чтения. Общий экскурс в акмеизм и творчество А. Ахматовой.
Тема 2. Анализ работы В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм». Сопоставление литературных направлений (символизм – акмеизм).
Тема 3. Выделение основополагающих принципов акмеизма. Их отражение в лирике А. Ахматовой.
Тема 4. Влияние творчества А.С. Пушкина на поэзию А. Ахматовой. Сопоставление.
Тема 5. Очерк жизни и творчества поэтессы. Влияние Н.С. Гумилёва. Создание литературной газеты.
Тема 6. Лингвистический анализ стихотворений каждого сборника поэта.
Тема 7. Знакомство с книгой Л.К. Чуковской «Записки об А. Ахматовой». Дневниковые записи встреч Чуковской с Ахматовой.
Тема 8. Тестирование по курсу.
Список используемой литературы
Литература для преподавателя.
Ахматова А. Автобиографическая проза. // Литературное обозрение. – 1989. - № 5.
Ахматова А., Гумилёв Н. Стихи и письма. / Публ., сост. И примеч. Э.Г
. Герштейн. // Новый мир. – 1986. - № 9.
Ахматова А.А.
Сочинения: В 2 томах. – А. Ахматова. – М.: Художественная литература, 1990.
Виленкин В.Я.
В сто первом зеркале (А. Ахматова). – М.: Сов. Писатель, 1990.
Гумилёв Н.С.
Сочинения. В 3 томах. Письма о русской поэзии. – М.: 1991.
Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л.: Сов. Писатель, 1981.
Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Русская мысль. – 1916. - № 12.
Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.
Лукницкая В.
Николай Гумилёв: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. – Л.: Лениздат, 1990.
Найман А.Г.
Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.
Одоевцева И.В.
На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Худож. литер., 1989.
Павловский А.И.
А. Ахматова: Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
13. Чуковская Л.К. Записки об А. Ахматовой. Книга 1. 1938-1941. М.: Книга, 1989.
Литература для обучающихся
Ахматова А.А.
Сочинения: В 2 томах. – А. Ахматова. – М.: Художественная литература, 1990.
Ахматова А.А. Тайны ремесла. – М.: Сов. Писатель, 1986.
Виленкин В.Я.
В сто первом зеркале (А. Ахматова). – М.: Сов. Писатель, 1990.
Гумилёв Н.С.
Сочинения. В 3 томах. Письма о русской поэзии. – М.: 1991.
Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л.: Сов. Писатель, 1981.
Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Русская мысль. – 1916. - № 12.
Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.
Найман А.Г.
Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.
Одоевцева И.В.
На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Худож. литер., 1989.
Эхенбаум Б.М.
О прозе. О поэзии.: Сборник статей. – Л.: Художест. литер., 1986.
Учебно-дидактический материал
Наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса: портреты поэтов Серебряного века, А.С. Пушкина.
Демонстрационный плакат «Литературные направления Серебряного века».