Сценическая жизнь Горе от ума


Сценическая жизнь «Горя от ума»
Законченная в 1824 году и напечатанная при жизни Грибоедова лишь в отрывках, пьеса долго не пропускалась на сцену. Когда в 1825 году постановка была подготовлена учащимися училища в Петербурге, губернатор М.А. Милорадович вмешался, и спектакль не состоялся. В декабре 1829 года после гибели автора на бенефисе актрисы М.И. Валберховой сыгран 1 акт пьесы. Начиная с 7 явления. 31 января 1830 года 1 акт комедии был исполнен в бенефис М.С. Щепкина в московском Большом театре. Великий актер сыграл Фамусова. В этом же году поставлен 3 акт в Петербурге и Москве. Только в 1831 году постановка всей пьесы. Но с цензурными искажениями. Пьеса оказалась неожиданной и непривычной для сцены. А за пределом сцены пьеса жила. Это началось с многократного чтения пьесы самим Грибоедовым в разных домах. В тысячах списков стала она расходиться по России. Текст комедии исполнял назначение агитационных призывов. В начале прошлого века Вл. И. Немирович-Данченко сетует, что играют Чацкого, перегружают его образ. Чацкий единственное героическое лицо в комедии. Комедия как драматическое создание отходила на второй план. Любовные переживания остановили на себе лишь И.В. Самарина, начавшего играть эту роль в Москве с 1839 года. В игре Самойловой Софья умно обращает остроты Чацкого против него самого. В 1836 году потеряло силу запрещение ставить «Горе от ума» в провинциальных театрах. Но оно не соблюдалось. Киевские постановки 1831, 1838. Казанские 1836, 1840. Астрахань 1841. Харьков 1840, 1842. Одесса 1837. Тамбов 1838. Курск 1842. Подобные постановки сопровождались неприятностями. В Калуге 1850 году спектакль запретили. Крушение сословно-иерархической системы побуждало к новому мышлению, к отказу от принципа строгой обособленности жизненных явлений друг от друга. И театральный спектакль все чаще воспринимался как целостный организм с внутренне обязательной связью его «составляющих». С 1863 года спектакль свободно пошел по стране. Впервые была опубликована режиссерская партитура – В.И. Родиславский предложил свою разработку третьего действия комедии, где танцы были введены в движение событий пьесы. В 1864 Малый театр использовал эту партитуру. 60-е годы отделили эпоху дореформенную от пореформенной. Пьесу видели – прошлое. И раздались требования играть пьесу в старинных костюмах. Первая попытка в 1870 году в любительском спектакле Дворянского клуба. В 1866 костюмы создавали по журналам начала 19 века. В 1864 году в Малом театре подчеркнули пафосность Чацкого. Актер Н.Е. Вильде в течение 1.5 месяцев продержался в роли Чацкого. Его сменил С.В. Шумской. Он стал играть трагедию неразделенной любви. В центре спектакля сцены Софьи и Чацкого. Героев вело только сердце. Целостность человека на протяжении всего 19 столетия отстаивала русская классика. И.А. Гончаров выступил в связи с премьерой пьесы в Александринском театре за целостность пьесы. В Художественном театре в 1906 году спектакль был поставлен Немировичем-Данченко. Был развернут психологический анализ. К этому времени трагики-гастролеры успели утвердить традицию исполнения роли Чацкого «вне бытовой разработки, вне сюжета». Так играли Чацкого М.Т. Иванов-Козельский, М.В. Дальский, П.В. Самойлов. В МХТ огромное значение придавали мотивированность любому поступку, даже любому движению каждого из персонажей. Предполагалось, что новую силу и почву обретет и гражданский пафос. Путь пьесы был как путь завоеваний и утрат. К исходу 19 века произнесение стиха со сцены вырождалось в декламаторство или им пренебрегали. Спектакль МХТ решения тоже не нашел. История постановок позже открывается спектаклем В.Э. Мейерхольда 1928 год. В театре его имени. Чацкий выступил как обличитель общественного зла. Автор вернулся к исходному названию «Горе уму». Чацкий читал революционно-призывные стихи. Софья решительно сближалась с Молчалиным. Роль Чацкого играл Э.П. Гарин. Затем К.П. Хохлов. Ближайшая к нам постановка в 1962 году в Ленинградском драматическом театре имени Горького Г.А. Товстоноговым. Комедия не шла в театрах много лет. И возвращение ее на сцену возвещалось строго и торжественно. Спектакль был рассчитан на прямой контакт со зрителем. Чацкий, которого играл С.Ю. Юрский приезжает в Москву, полный надежд. А дальше он видел противников. За пониманием Чацкий обращался к залу. В исполнении Молчалина актером К.Ю. Лавровым многое разъяснялось. Софья стала драматическим лицом. Она была поставлена в центр пьесы. Исполняла Т.В. Доронина. Критики считали, что такая пьеса потеряла главный конфликт. Будут еще постановки и другого плана.