Статья Пути активизации познавательных интересов младших школьников

ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний. Он решительно настроен занять в этом мире достойное место, то есть стать хорошим учеником. Первое время этот настрой, новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив сохраняется недолго и постепенно угасает. Почему это происходит? Почему от класса к классу падает интерес к учебе? Что же должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, но и возрастал от года к году?
Если учитель не хочет, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, он должен позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Цель учителя состоит в том, чтобы ребенок стал испытывать удовольствие от самого учения, почувствовал, что учение – это радость, а не тяжкая обязанность.
Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотивы радости в самом процессе обучения. Но в чем именно? Ребенок рисует, продуктом его труда является рисунок – солнышко, домик; лепит, результат действия – медвежонок, грибок. Совсем иное дело – учебная деятельность. В ней главенствующим становится учитель, под руководством которого ребенок усваивает научные понятия, начинает оперировать ими. Однако, при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, то есть его развитие.
Учебная деятельность имеет и внешние результаты: выполненный тест, написанное сочинение, решенная задача. Но это, одновременно, и показатель изменений, происшедших с самим ребенком: он освоил тему по русскому языку, научился решать новый вид задач и так далее. Какими же мотивами может и должен пробуждаться интерес к учебной деятельности? Это, прежде всего, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если учителю удалось сформировать у своего ученика такие мотивы, то наполняются новым содержанием и общие мотивы деятельности, связанные со статусом школьника. Он уже не просто в силу своих обязанностей посещает школу, работает на уроках и выполняет домашнее задание, но совершенствует самого себя. Это учебно- познавательные мотивы, которые направлены не просто на усвоение знаний об окружающей природе и социуме, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета, то есть формирование образовательной компетентности.
В условиях мощного потока информации, многообразия ее источников важно прививать школьникам умение выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, оперативно перерабатывать их, использовать полученные знания в жизненных ситуациях. На первый план выходит идея о необходимости развития познавательной самостоятельности, то есть единстве внутренней готовности ученика к самостоятельной интеллектуальной деятельности и проявлении этой готовности в учебном процессе. Внутренняя готовность к познавательной деятельности зависит от совокупности знаний, умений и навыков учебного труда. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку почувствовать эту внутреннюю готовность.
Что такое самостоятельная учебная работа? Это самостоятельное, без непосредственной помощи учителя, выполнения учащимися задания в течение более или менее продолжительного времени. При этом в начальных классах необходим точный и ясный предварительный инструктаж. Если учитель дает классу определенное время для того, чтобы учащиеся сами сделали наблюдения по тексту, выполнили те или иные грамматические задания, сформулировали вывод и так далее – это и есть то, что называется самостоятельной работой. Время для выполнения задания зависит от его сложности, уровня подготовленности класса, но оно должно быть достаточным для решения данной учебной задачи. Цель учителя – научить ребенка выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу – это значит ясно представлять себе, какими знаниями и правилами надо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное упражнение.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношении я к учебному труду происходит, прежде всего, на уроке. Наиболее эффективным средством вовлечения ученика младших классов в процесс творчества на уроке является игровая деятельность. Игра становится эмоциональным фоном, на котором строится учебная работа. Используя систематически элементы учебно-познавательных игр, учитель поднимает учащихся на ступеньку выше: игра - развлечение превращается в игру –работу. Если сначала дети переживают эмоциональный подъем по поводу приключений сказочного героя, то в последующем возникает желание помочь ему выбраться из беды своим непосредственным участием, а именно- выполнив какое-либо учебное задание.
Каждый ученик будет работать на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Как раз одна из причин падения познавательного интереса заключается в том, что ученику на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым справиться не может. Хорошо изучив индивидуальные особенности детей, учитель подбирает для отдельных учащихся (или групп учащихся) задания, отличающиеся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности. Задания составляются таким образом, что к достижению единой цели учащиеся каждой из групп идут разными путями. При такой организации работы на уроке не скучно сильному ученику, а слабый ученик не находится под страхом непосильного задания. С ним пока всегда рядом его помощник – учитель.
Формированию познавательных интересов и познавательной активности способствуют правильно выбранные формы, методы и приемы работы на уроке: это и наглядность, и индивидуальная работа, и методическое обеспечение. Особое внимание в современных условиях отводится использованию информационных технологий в образовательной среде. Это направлено на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Известно, что для современных детей Интернет – это один из способов доступа к нужной информации. Используя Интернет, ребенок самостоятельно выбирает, какой материал он хотел бы изучить глубоко, формирует собственные познавательные интересы. Компьютер является необходимой составляющей всех сфер современной жизни. Компьютерные образовательные программы и мульти-медийные презентации-сопровождения при разумном применении имеют множество плюсов: наглядность, большой объем материала, скорость, дифференцированные уровни информации, контроль и стимул к обучению.
Огромное значение в формировании познавательных интересов и познавательной активности имеют экскурсии. Рассматривание объектов живой природы, сравнение их между собой, наблюдение за сезонными изменениями и так далее способствуют развитию творчества, активизируют умственные процессы, обогащают словарь, воспитывают умение работать вместе. Материалы экскурсий можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и на занятиях математикой, русским языком. Зримое общение с неизвестным оставляет глубокий след в душе ребенка, обогащает запас знаний.
Мы остановились лишь на некоторых факторах, способствующих формированию у младших школьников познавательных интересов и познавательной активности. Учитель, используя весь свой методический арсенал, признан сделать учебу интересной, увлекательной. И тогда в глазах его ученика никогда не угаснет интерес к получению новых знаний и нового опыта.



Использованная литература.
Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты.
М., 2005
2. Когановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности
у школьников. Калининград, 2000
3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших
Школьников. М., Просвещение, 1998




15