Разработка урока по истории Ассирийская держава


Урок истории в 5 классе
Учитель: Вернигорова Анастасия Андреевна
Тема: Ассирийская держава
Цели:
Предметные: научится характеризовать: географическое расположение Древней Ассирии; природные условия, занятия ассирийцев; уровень развития ремесла и торговли в Ассирии; вклад ассирийцев в мировую культуру; особенности политического развития Ассирии; особенности организации ассирийского войска; направления завоевательных походов ассирийских царей; особенности библиотеки глиняных книг.
Метапредметные:
Показывать на исторической карте территорию
Ассирийской  державы; Объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века.
Описывать армию ассирийцев, составляя ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока.
Характеризовать известных правителе Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значимым событиям истории Ассирийской державы.
Личностные: Придерживаются гуманистических позиций, демонстрируют уважение к труду, выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент
Приветствие;
Проверка присутствующих.
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
491490281305А) работа по карточкам
Все надписи на карте делайте карандашами!
1.Река, протекающая в Палестине, обозначена на карте цифрой. Напишите ее название:
1
Обведите границы Израильского царства при Давиде.
Найдите и надпишите название главного города Израильского царства при Давиде (X в. до н. э.).
Б) блиц опрос
1.
Самоопределение к деятельности
Кроссворд
1.Д А В И Д 2.С О Л О М О Н
3.И Е Р У С А Л И М 4.П А Л Е С Т И Н А 5.И О Р Д А Н
6.Е В Р Е И
7.Я Х В Е
Изучение нового материала
Итак, темой нашего урока будет «Ассирийская держава», запишите в своих тетрадях.
Изучение нового материала
А) Учитель: Ассирия — древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская держава просуществовала свыше тысячи лет, начиная с XVII в. до н. э. и до ее уничтожения в VII в. до н. э. (около 609 г. до н. э.) Мидией и Вавилонией. Ассирийцы — один из наиболее воинственных народов в истории, веками добивались господства над соседями и, находясь в зените могущества, создали державу, простиравшуюся от Персидского залива до западных пределов Египта. На сегодняшнем занятии мы узнаем, как ассирийцы добились огромного могущества и богатства, в чем секрет силы их армии, и какое наследие оставили ассирийские цари потомкам.
Теперь откроем карту, стр. - В верхнем течении Тигра располагались предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Плавится железо при более высокой температуре, чем медь, но зато железные изделия гораздо прочнее и долговечнее медных. Ассирийцы использовали это преимущество, перевооружив свою армию железными мечами и боевыми топориками. В Ассирии была выведена порода лошадей, пригодных для верховой езды, ассирийцы первыми ввели кавалерию в состав собственной армии. Побежденные противники, спасавшиеся за стенами своих городов, оказывались в осаде до тех пор, пока ассирийцы с помощью своих таранов и передвижных башен не пробивали себе дорогу сквозь преграды и не начинали массовое истребление всех жителей. В VIII в. до н. э. ассирийская армия стала самой сильной в мире (рис. 1).
В VIII–VII вв. до н. э. ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины, совершали победоносные походы в Египет, Урарту. Ассирийцы подчиняли себе народы путем массового вывоза из страны представителей ее знати, лишая народ руководства и самостоятельности. Они прибегали к массовым пыткам и казням. Столицу Ассирии Ниневию, куда свозились награбленные богатства и сгонялись тысячи пленников, называли логовищем львов или городом крови.
Великие цари Ассирии строили для себя дворцы, на страже которых стояли больших размеров статуи, изображавшие крылатых быков с человеческими головами — шебу. Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, чаще всего это сцены из жизни царей.
В 630-х гг. до н. э., во времена правления Ашшурбанапала (668–627 гг. до н. э.), жестокие гражданские войны за трон разрывали Ассирию на части, и держава начала распадаться. Мидийцы с востока и вавилоняне с юга окружили ослабевшего противника. В 614 г. до н. э. была разгромлена древняя столица Ассирии, Ашур, а в 612 г. до н. э. пала Ниневия. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский правитель бросился в огонь. Великая Ассирийская держава погибла. Уцелела библиотека, собранная Ашшурбанапалом, в ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов и заклинания, сочинения древних мудрецов. Глиняные книги стали прочнее в результате пожара. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые восстановили сказание о Гильгамеше (рис. 2), миф о потопе и множество других клинописных книг.
Б) Работа по учебнику стр. читает –
В) ключевые слова в тетрадь: Ассирия, Ниневия (столица Ассирийской державы, «логовище льва»), Ашшурбанапал (Ассирийский царь), 612 г до н.э.(падение Ниневии).
Физкультминутка
Закрепление
Работа в группах:
1я группа: таблица;
Описание Понятие
Год захвата и падения Ниневии 612 год до н.э.
Государство севернее Вавилона Ассирия
Руда: твердая, дешевая, часто встречается Железо
“Логовище льва” Ниневия
Крылатый бык Шэду
Ассирийский царь Ашшурбанапал
Орудие для разрушения стен Таран
Войско всадников конница
2я группа: карта;
Раскрасить оранжевым цветом территорию Ассирии, зеленым – территорию Вавилона, розовым – территорию Израиля, синим – территорию Египта.

3я группа: ответы на вопросы.
Рефлексия
Перед вами лежат флажки разных цветов: если вы считаете, что на уроке работали хорошо и получили максимум знаний – поднимите красный! Если у вас некоторый материал вызвал затруднение и вы думаете, что моли бы и лучше работать на уроке – поднимите зеленый! А если вы оцениваете свою работу как недостаточную – поднимите синий!
Домашнее задание
Повторить параграф ,
Выписать определение терминов, а тем кто уверен в своих силах задание ..
Подведение итогов урока
Итак, сегодня все молодцы, оценки получают
Приложение
Карточка 1.
491490281305А) работа по карточкам
Все надписи на карте делайте карандашами!
1.Река, протекающая в Палестине, обозначена на карте цифрой. Напишите ее название:
1
Обведите границы Израильского царства при Давиде.
Найдите и надпишите название главного города Израильского царства при Давиде (X в. до н. э.).
Найдите и надпишите названия финикийских городов.
Какие страны обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
23
6.Какой полуостров и какие моря обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
4
5
6
1я группа
Заполните таблицу, впишите понятие
Описание Понятие
Год захвата и падения Ниневии Государство севернее Вавилона Руда: твердая, дешевая, часто встречается “Логовище льва” Крылатый бык Ассирийский царь Орудие для разрушения стен Войско всадников 2я группа:
Раскрасить оранжевым цветом территорию Ассирии, зеленым – территорию Вавилона, розовым – территорию Израиля, синим – территорию Египта.

3я группа: ответы на вопросы.