Конспект урока по предмету самопознание Учимся взаимопониманию


План урока самопознания
Тема: Учимся взаимопониманию  Ценность: ненасилие, праведное поведение.
Качества: Взаимопонимание – основа добрых отношений между людьми. Умение слушать, слышать и понимать друг друга.
Цель: углублять представление о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия в отношениях между людьми.
Задачи: 1.Раскрывать значение выражения «уметь слушать и слышать собеседника и понимать друг друга»;
2. Развивать умение проявлять интерес к собеседнику, находить взаимопонимание;
3.Воспитывать доброе и чуткое отношение к окружающим людям. Ресурсы:
музыкальное сопровождение тихой, спокойной музыки;
Тест
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой (спокойная музыка-слушание)
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Повторяйте про себя текст.
-Я встречаю этот день с радостью.
- В моей душе царит мир и гармония.
-Я люблю и ценю себя.
-Я живу с удовольствием, наслаждаясь каждой минутой.
-Я – магнит для всего лучшего и позитивного.
- Я излучаю любовь и радость!
2. – Сегодня тема урока Взаимопонимание
Взаимопонимание - это умение не только слушать, но и слышать другого человека. 4. Позитивное высказывание (цитата)
О взаимопонимании есть много интересных высказываний
« Понять – значит почувствовать». Константин Станиславский, народный артист СССР
-В чем смысл этого выражения?Взаимопонимание - важнейшее условие добрых отношений между людьми в любом коллективе. 5.Рассказывание истории (беседа).Беседа
Учитель предлагает учащимся подумать над тем, что помогает людям понять друг друга и какие качества человека важны в общении друг с другом.
К слову «взаимопонимание», подобрать слова, близкие по смыслу (например: «взаимо» – «мы», «вместе»; «понимание» – «понять», «почувствовать»).Как вы думаете, что больше всего мешает людям понимать друг друга?
Что происходит с людьми, когда они не понимают друг друга?
Как вы думаете, что лежит в основе взаимопонимания? (Ответы учащихся).
Рассказ учителя А.Крапивиной «Алька ищет друга».
В детском летнем лагере Алька ночевал первую ночь. Он не спал. Все здесь было чужим, незнакомым.
Алька вспомнил маму, и ему захотелось домой. Так захотелось, что он даже всхлипнул.
– Ты чего... ревешь?
Алька поднял лицо и снова услышал негромкий шепот:
– Ты первый раз в лагере, ага?
Незнакомый мальчишка немного помолчал. А потом снова донесся его доверительный шепот:
– Ты не бойся, это ничего. Я, когда первый раз приехал, тоже сперва ревел потихоньку. С непривычки.
– Ничего, – снова услышал Алька. – Здесь хорошо. За деревней лес большущий. Можно заблудиться, дорогу не найдешь.
– Ты заблуждался? – прошептал Алька.
– Ага... Потом все пошли искать, кричать начали, я услыхал и пришел. Я бы в глубину не пошел, если бы не птаха одна.
– Какая птаха? – спросил Алька. Он уже немного забыл, что соскучился по дому.
– Серая какая-то. Она от гнезда, видно, уводила. То подлетит, то упадет, просто ее поглядеть хотел.
– Зачем поглядеть? – уже почти полным голосом спросил Алька.
– Ты тише, – испугался мальчишка, – а то спать заставят. Двигайся ближе. – Алька двинулся и перекатился на кровать соседа. А тот объяснил:
– Я всяких птиц люблю. У меня дома щеглы жили, чечетки. А еще был снегирь Яшка. К весне всех повыпускал. Я их подолгу не держу.
– Расскажи еще, – попросил Алька, когда сосед замолчал.
Альке очень не хотелось, чтобы его новый знакомый перестал разговаривать. Тогда из темноты он побыстрей сказал:
– А у нас дома тоже кошка есть. Медузой зовут. А вашего кота как звать?
– Как меня, – ответил мальчишка и вдруг тихо засмеялся. – Мама вечером зовет: «Вася, домой!» А какой Вася, никто не знает.
– И оба бежите? – засмеялся и Алька.
– Нет... Я всегда думаю, что она кота зовет, а кот думает, что меня. Он умный, только жулик.
Зарядку Алька проспал, потому что малышей в то утро решили не будить. И когда он проснулся, Васьки уже не было. После завтрака Алька снова побежал в дом, и тут он снова расстроился. Все кровати были переставлены. Его соседом оказался маленький толстощекий Витька Лобов. Алька познакомился с Витькой еще вчера. Вот и сейчас Витька забрал себе Алькину подушку, а ему подсунул свою, похуже. Ну и пусть.
– Витька, ты не видел Ваську?
– Какого Ваську? – подозрительно спросил Витька и загородил спиной подушку.
– Ну, такого... большого, – пробормотал Алька. Он и сам не знал, какой Вася. В темноте не разглядел, потому что ночью говорили шепотом.
Всех больших на соседнюю дачу перевели.
Что почувствовал Алька в первый день в лагере?
Как вы думаете, сумел ли Вася понять настроение Альки? Как он помог малышу избавиться от страха? 6. Творческая деятельность, групповая работа.
1.«Двое с одним карандашом»
Класс делится на пары. Каждая пара берет лист бумаги и карандаш. Задача – нарисовать картину одним карандашом, передавая его друг другу. При этом нельзя разговаривать, нельзя заранее договариваться о том, что они собираются нарисовать. Учащиеся стараются понять друг друга без слов. Упражнение длится 3-5 минут под музыку.
Учащиеся обсуждают, получился ли рисунок?
Сложно ли вам было рисовать молча? Почему?
Что помогало вам в создании рисунка?
(Ответы учащихся).
2. стр 24 тетрадь зад №3
3. Обсуждение рассказа Нагибина «Зимний дуб»
4. «Смешинка»
Учитель спрашивает у учащихся, в каком настроении люди лучше понимают друг друга: когда им грустно, или когда хорошо, радостно?
– Пройдитесь по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется пообщаться, остановитесь напротив кого-нибудь, и трижды сердито произнесите волшебное слово: «Сим-салябим». Тот, к кому вы подошли, может также трижды сердито произнести в ответ «Сим-салябим».
Альбом
7. Групповое пение. Исполнение песни «Я заметила однажды»сл. И. КохановскогоМуз. А.Рыбниковамуз сопровожден.
8. Домашнее задание. – Задание 1, 2 в тетради 9. Обобщение (под музыку)  - Ребята, а сейчас я предлагаю вам сесть ровнень-
ко. Сегодня мы с вами побывали на уроке «Взаимопонимания» Мы поняли, что каждый человек должен уважать и стараться понять другого . Но для этого надо постараться.