Конспект урока по математике на тему Умножение и деление с числом 9


Конспект урока по программе УМК «Школа России»
для 3 класса по математике
Тема урока: Умножение 9 и на 9.
Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием; закрепить знания таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ
· развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
· стремление преодолевать трудности в процессе познания;
· проявлять интеллектуальную активность;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
· принимать и сохранять учебную задачу;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
· оценивать и корректировать правильность выполнения действий;
· умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания
· осуществлять работу с графической информацией
ПРЕДМЕТНЫЕ
· привести в систему знания об изученном материале по умножению 9 и на 9;
· закрепить знания таблицы умножения;
· сформировать навыки вычислений; применять навыки знания таблицы умножения при выполнении вычислений;
Ход урока.
Организационный момент.
- Кто такой Шерлок Холмс? Кто такой детектив? Как вы думаете, интересно быть детективом? Попробуем себя в роли сыщиков? У любого детектива есть обязательно записная книжка, куда он заносит всю необходимую информацию по делу. У нас сегодня вместо книжки будут тетради.
Актуализация знаний
1.Графический диктант
Начнём работу с графического диктанта.
(Учитель диктует последовательность выполнения задания: 1клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх, 9 клеток влево, 1 клетка вверх.)Что получилось? (ключ)
Благодаря ключу, мы можем попасть в удивительный мир математики, а можем оказаться в центре детективной истории. Сегодня мы – детективы.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать детектив?
2. Арифметический диктант
Как вы думаете, люди сразу становятся детективами?
Мы с вами тоже начнём с малого. Сыщик должен уметь логически мыслить и находить верный ответ. Если вы согласны с утверждением, то ставите знак «+», а если нет, то ставите знак отрицания. Готовы? Начнём:
Верите ли вы, что:
1) в часе 600 минут
2) 6 дм 4 см равно 64 см
3) 30- двузначное, круглое, чётное число
4) если 9 умножить на 5, то получится40
5) фигура, у которой все стороны равны – квадрат
6) прямая, ограниченная с двух сторон – луч
7) в числе 46 – 6 десятков и 4 единицы.
Я предлагаю три варианта ответов:
a) -, +, +, -, +, -, -,
b) -, -, +, +, -, -, +,
c) +, +, +, -, -, +, +,
Какой вариант получился у вас?
Формирование новых знаний и умений.
В работе детективов не должно быть ошибок. Вычислите без ошибок:
2х9 6х9
3х9 7х9
4х9 8х9
5х9
(Взаимопроверка)
В ходе расследования сыщики должны уметь предвидеть, предполагать, догадываться. Попробуем предположить следующий пример. Умеем мы умножать число 9? (Нет)
Что нужно знать, чтобы быстро выполнить вычисления?(знать таблицу умножения на 9)
Сформулируйте тему и задачи урока. (Будем учиться составлять и воспроизводить таблицу умножения и деления с числом 9)
Таблицу умножения числа 9 вы ещё не знаете, так как же 9 умножить на 9?
Что такое умножение? Зачем нам знания таблицы умножения? Как называются числа при умножении? Что показывает первое число в записи? Второе?
Открытие нового знания.
Составьте таблицы  умножения числа 9 и деления на число 9. Какими воспользуемся правилами?
(Взаимопроверка)
Как, по – другому, можно выполнить умножение на 9?
Вообще, сыщики очень тщеславные люди. У них между собой что-то вроде соревнования: кто больше раскроет преступлений? Сейчас нам предстоит выяснить, у кого работа продуктивнее.
Шерлок Холмс в месяц раскрывал по 2 дела. Сколько преступлений он раскрыл за 9 месяцев?
Эркюль Пуаро работал 2 года над сложными делами, раскрывая по 9 дел за год. Сколько им было раскрыто дел за это время?
Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
№ 1, №2 с .65
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Одно из умений, которым должен обладать детектив – умение точно стрелять. Стрелять можно и в «молоко», т. е. мимо, а можно заработать очки. Определите сами своё мастерство.
(Дети выбирают себе по силам задание. Даётся дифференцированное задание по трём уровням трудности. Первый уровень – базовый, т. е. «молоко», второй уровень, т. е. «5 очков», а третий уровень, т. е. задание повышенной сложности.)С.65, задание на полях
С.77, з.12
С.65, з.5
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение задания в учебнике на с.65 под красной чертой.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Очень часто, когда детектив проводит расследование, опрос свидетелей, они часто чего-то не договаривают, порой не врут, но  не всё говорят. В этом случае сыщик может обмануться. Хотите опыт проведём? Скрестите указательный и средний палец. Дотроньтесь ими до кончика носа.
Сколько носов вы получили? Стало два носа? Это иллюзия осязания.
Наш урок подошёл к концу. Вы сегодня показали отличные мыслительные способности и, возможно, кто-то из вас, когда вырастет, станет настоящим сыщиком. А теперь зашифруйте ваше отношение к уроку, а я попробую расшифровать.
Подведём наши первые итоги.
В чём упражнялись на уроке?
Вы довольны своей работой на уроке?
Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.
Домашнее задание: выучить наизусть таблицу.