План урока «Самопознание» Школа:Гимназия «Самопознание» РГКПННПООЦ «Б?бек»Дата: 27.02.2015г. № 25-26Тема:КРАЙ, ГДЕ МЫ С ТОБОЙ РАСТЁМ Ценность:Любовь Качества: Доброжелательность, дружелюбие, радость, заботливое отношение. Педагог Колесникова Т.Б.


План урока «Самопознание»
Школа:Гимназия «Самопознание» РГКПННПООЦ «Бөбек»Дата: 27.02.2015г.
№ 25-26Тема:КРАЙ, ГДЕ МЫ С ТОБОЙ РАСТЁМ
Ценность:Любовь
Качества: Доброжелательность, дружелюбие, радость, заботливое отношение.
Педагог Колесникова Т.Б. Класс 2 «В» Кол-во уч-ся 16
Цель: осознание учащимися красоты, уникальности и ценности природы родного края.
Задачи: -    формировать умения понимать природу, видеть ее красоту;
-    развивать творческое воображение, фантазию;
-    воспитывать бережное отношение к природе.
  Ресурсы:(материалы, источники)
Учебник, слайды,
музыкальное
оформление
Орг.момент. Позитивный настрой.
Концентрация на горы.
Учитель:Пожалуйста, сядьте удобно, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте себе, что мы находимся в горах. Раннее - раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Легкий ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, центр любви, добра. Ласковые лучи солнышка согревают нас. Мы находимся в центре солнца. Давайте пошлем свет друг другу, нашим родным и близким, свет тому, с кем временное непонимание, свет нашей школе, свет нашему городу, свет свей стране, всей планете. А теперь мысленно скажем: «я в свете, свет во мне, я есть свет». Теперь сохраните свет в своем сердце. Пора вернуться в класс. А сейчас потихоньку открываем глаза.(Расскажите кому вы отправили свет?)
Проверка домашнего задания (опережающее задание).
Учитель: - На прошлом уроке вам было дано задание выучитьстихотворение на стр.100А. Каримова : «Мой Казахстан»
Вопросы по содержанию:
— О каком государстве написано это стихотворение? (Ответы детей)— Правильно, мы живём в государстве Казахстан.— Выберите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Казахстан?
Дети назвали следующие слова: Родина, степь, Астана, аул, джайляу, кони, шанырак, свобода.

Когда мы произносим слово Родина, каждый мысленно представляет какой-то свой, милый сердцу уголок родной земли.
-Послушайте рассказ Абылкасымова «Родная земля» (учебник СП стр. 100 – 102).
Вопросы по содержанию рассказ:-Какие слова о родном крае прозвучали в этом рассказе? (любимая лужайка, добрый сад, большая молчаливая гора,.)
-Как человек может проявить свою любовь к Родине? (трудиться на благо Родины, защищать и охранять её)
-Почему родную землю сравнивают с мамой. (родная земля щедра, как мать, кто о ней помнит, она отдаёт всю свою силу.)
Примечания
Звучит
композиция
«Хрустальная
грусть»
Позитивное высказывание (цитата).
Умей слушать музыку природы, умей наслаждаться её красотой. В.А. Сухомлинский
Для всех нас Казахстан — главная Родина. Каждый человек должен любить свою Родину, чтить её традиции и культуру, уважать законы. Этому всегда учат с малых лет. Недаром у разных народов придумано много пословиц и поговорок, в которых воплотились мудрость и талант предков.
Примерные пословицы:
1.    Ел іші – алтын бесік    Родная земля – золотая колыбель.2.    Отансызадам – Ормансызбұлбұл.
Человек без Родины, что соловей без леса.
Туғанжердіңауасыда шипа.    На Родине и воздух – лекарство.
Учитель: - Как вы понимаете смысл казахской пословицы?
- Давайте хором повторим.
- Теперь повторят мальчики.
- Повторяют теперь девочки.
- Повторите те, кто любит мороженое.
- Повторите те, кто любит урок математики, самопознания
- Молодцы, умнички.
Цитата
записана
на доске
Пословицы записаны на доске
Рассказывание истории. Подарок. (беседа).
Учитель: - А сейчас я хочу подарить вам подарок.
Притча «Цветок »
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой , а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем подумал цветок – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Творческая деятельность, групповая работа.
Составить коллаж на тему: «Край, где мы с тобой растём»
Коллаж, защита. (4 группы)
- Молодцы! Вы справились с заданием, ваши работы показали как вы любите родной край, как к нему относитесь.
Исценирование: «Наша Родина- Казахстан».
            Встретились однажды французский писатель и гражданин Казахстана за круглым столом и завели разговор.
Пис.:  В какой стране вы родились?
Гр. К.: В республике Казахстан.
Пис.: О, какая большая прекрасная страна! На ней могут  поместиться 5 Франций!
Гр. К.: Да! Казахская земля протянулась от алтайских гор до зеленых берегов Урала, от гор Каратау до города Петропавловска. Богата наша земля золотом, железом, глеем, нефтью, газом.
            У нас растут пшеница и рис, овес и просо. Есть белоснежные хлопковые поля. Необозримые сады дарят нам яблоки, груши, виноград, абрикосы, урюк…
            Жили на этой щедрой земле великие батыры  и акыны, искусные мастера своего дела. Весь мир хорошо знает имена Абая и Жамбыла, писателя М. Ауэзова , академика К. Сатпаева и др.
            В нашей республике дружно трудятся народы 120 национальностей. Мы не одной крови, но из одной  семьи! Республика Казахстан- наша любимая и общая Родина!
Вопросы по сценке:
- Как писатель Казахстана относится к своей стране?
- Что вызывает у вас гордость за нашу Родину?
Наедине с собой.
Каждый уголок природы прекрасен по-своему.
Многих художников и фотографов вдохновляла природа родного края. Любуясь красотой природы художники писали великолепные картины вкладывая в них частичку своей души.Поэты писали стихи, а композиторы, вдохновлённые красотой природы, создавали неповторимые шедевры музыки.
Беседа
- Если у вас любимый уголок в родном краю? Расскажите о нём.
- Почему он вам особенно дорог? (рассказ детей)
На фоне классической музыки
Просмотр иллюстраций
Групповое пение. Песня «Я,ты,он,она».
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
как будто праздник!
Припев:
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.
Итог урока:
Наша Родина-Казахстан, край где мы живём-Алматы. А чем всегда был знаменит наш город Алматы? (яблоками) Главное богатство любой страны, города-народ. Чтобы вы пожелали каждому человеку, для того, чтобы наш город стал ещё лучше и красивее (дети пишут пожелания и клеют их на дерово) Электронный учебник по «Самопознанию» 2 класс
Слова песни
можно раздать
заранее каждому

Домашнее задание.
- Соберите сведения о животных, растениях нашего края. Какие из них занесены в Красную книгу? Как сохранить природные богатства?
Заключительная минута тишины.
Сядьте удобно. Тишина и покой на земле… Недвижим воздух. Только на небе медленно движутся облака … Но вот небо озарилось нежно-розовым светом. Это солнышко проснулось и осветило своими лучами землю… Вы очутились в своём любимом уголке родного края. Вы почувствовали себя счастливыми. Вам хорошо, приятно… Сделайте глубокий вдох… Откройте глаза…
И завершим урок чтением стихотворения:
Учитель:
-Над Отчизной солнце светит
И сады шумят повсюду в ней.
Нет нигде на целом свете
Для нас страны родней!
На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо!

Звучит классическая музыка Э. Григ «Утро»