Урок математики 1класс «Сложение и вычитание в пределах 20.Решение задач»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
г. Новосибирска
Урок математики
1 класс
Тема «Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач»
УМК «Начальная инновационная школа»
Автор учитель высшей категории
Фурсова Валентина НиколаевнаНовосибирск 2014
Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 20.Решение задач»
Тема Сложение и вычитание в пределах 20.Решение задач
Цели Образовательные:
Обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;
Продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
Закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания чисел от 11 до 20
Закрепить знание состава чисел
Формировать УУД:
– Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
– Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
– Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Знания: обобщение полученных знаний о сложении и вычитании пределах 20,о видах задач.
Умения: научатся складывать и вычитать примеры вида 15-4,12+3
Навыки: закрепление навыков решения задач в 1 действие; складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд
Метапредметные: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя. Проговаривает последовательность действий на уроке; работает по коллективно составленному плану; оценивает правильность выполнения действия на уровне
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выделения существенных признаков
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные:
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Основные понятия Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– уточнить тип урока; Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует проговаривание девиза урока.
Организует уточнение типа урока.
Уточняет тематические рамки. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.
Мы умные, мы дружные. Мы - внимательные, мы – старательные. Мы в первом классе учимся. Всё у нас получится!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в математическое путешествие. А куда? Я думаю, что вы догадаетесь сами, когда откроете учебник на странице 99 (на картинке мальчик бросает мяч в корзину, на корзинах примеры)
( 17-2, 9+10, 16-5, 19-3, 5+4,15-10,11+6) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели
(5 мин)
Цели:
– организовать формулирование темы урока учащимися;
– организовать постановку цели урока учащимися. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Читают выразительно стихи Организует повторение изученного.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. -Определите название темы. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? Какие цели поставим?
(Дети строят свои предположения, ставят цели)
-На картинке вы видите мальчика. Каким видом спорта он занимается?
- Ребята, как вы думаете, о чем будет идти речь на уроке?
Вы знаете, что недавно в нашей стране происходило важное событие, связанное со спортом. Кто напомнит, что это за событие? (Олимпиада в Сочи) Какими качествами должен обладать спортсмен? (смелый, сильный, ловкий. ) Поэтому сегодня мы отправимся в математическое путешествие в домик талисманов! Ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научится логически мыслить и находить выход из любой ситуации.
Все в России рады очень: «Олимпиада будет в Сочи!» Всей страной голосовали, талисманы выбирали. Три счастливчика итога: Зайка – шустрый – символ года, Медведь – смелый и спортивный, Леопард наш – ловкий и сильный. А когда нас выбирали, нам места определяли.
Наивысшую награду – «Золотую» — леопарду. Второе место голоса определили – «Серебро» — для медведя утвердили. Зайке — третье место сталось – «Бронза» ему досталась. Всех спортсменов мы поддержим, свою клятву честно сдержим:
— Я все усилья приложу, силу, ловкость покажу — Я забуду, где берлога, Буду спать совсем немного— Я оставлю дома трусость и возьму с собою шустрость. А в конце Олимпиады все спортсмены будут рады получить свои награды. Будет нам тогда подстать пьедесталы украшать.
– Чтобы попасть в дом талисманов, нужно постараться выполнять правильно предложенные задания леопарда, медведя и зайца!
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Повторение изученного. Дети читают хором
Работа по учебнику стр. 100 №4.
–Решение каких задач повторили? (в которых есть сколько всего, его части и нахождение остатка)
– организовать работу над задачами изученных видов
–В решение какой задачи возникли трудности и почему?
Учит выбирать ключевые слова в задаче, обращает внимание детей на главный вопрос задачи
Организует работу по формированию умений делать выводы.
Организует работу над решением задач, помогает, направляет деятельность ребят, даёт советы.
Устная работа ( у детей перфокарты)
- А что бы узнать, каким видом транспорта мы воспользуемся, поработаем с перфокартами. Первое слагаемое 3, второе – 5. Сумма равна? 8 - Чему равна разность 15 и 10. 5- Какое число получится, если от 12 вычесть 3? 9- Какое число находится между 9 и 11? 10
Соедините полученные точки. Какая получилась фигура? В каких видах транспорта можно наблюдать эту фигуру? (троллейбус, автобус, поезд )
- Ну, а мы отправимся с вами на поезде, т.к путешествие дальнее, не близкое. А что необходимо взять в путешествие? (Смекалку, находчивость, наши знания, а еще умение решать задачи).
Давайте вспомним части задачи(условие, вопрос, решение, ответ)
– Ну что, в путь! (изображение паровозика)
Едет, едет паровоз,Много у него колес,Мчится паровоз по кругу,Машем мы рукой друг другу,Тра-та-та, тра-та-та,Занимай свои места!
Станция «Веселая»
Игра «Альпинисты»
Дети соревнуются, кто быстрее доберется до вершины горы
10+20 +40 -10- -50
+20 +60 -70
Станция «Занимательная».
- Работа с геометрическими фигурами
- Назовите геометрические фигуры.
- Какая фигура лишняя и почему?
- Какие задачи вы знаете? (простые и составные)
- «Занимательные задачи» (задание от Леопарда, №4,5,6 с.100- «В хоккейном турнире приняло участие 16 команд. После первого дня состязаний выбыло 6 команд, после второго – еще 2.Сколько команд осталось? (желтая)
- «Команды 8 А и 8 Б играли в баскетбол. Баскетболисты 8 А забросили в корзину 12 мячей, а баскетболисты 8 Б -7 мячей Сколько раз мяч побывал в корзине? (зеленая)
- «В команде школьников, которая участвовала в соревнованиях,19 второклассников, а первоклассников на 8 меньше. Сколько в команде первоклассников?» (красная)
Станция »ЧИСЛОВАЯ» (работа в группах)
(детям раздаются кубики только 3 минуты)
– Ваша задача – подбрасывая кубик, записать примеры, которые у вас получатся с числами .Сложение и вычитание
IV. Включение нового знания в систему знаний
Станция «Умейкино»
– На странице 100 №3 выполняют задания. (самостоятельно)
Проверка: назовите значения разности(0,11,12,20), значения суммы(18,17,16,90,90).Назовите круглые числа(0,20,90,90).
Мы с вами все ближе к месту проведения зимней олимпиады, перед нами олимпийская деревня, чтобы ее хорошо рассмотреть, надо отличное зрение. Сделаем физминутку для глаз.
Физкультминутка (на тренажёре Базарного) Уметь работать самостоятельно V Закрепление нового
мин)
1.Задания от Зайца
«Прыжки по кочкам» - Мы должны прыгать только на ту кочку, где 1-е число следующего выражения, является ответом
10+3 17-5 19-4 12+7 13+4
2. Задания от Леопарда, Медведя, Зайца - Переставьте 2 палочки, т.к. дом повернулся другой стороной
Молодцы! С этим заданием вы справились замечательно. Уметь применять знания названия компонентов действий составлять и вычислять выражения (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
рассказывают, что узнали, знают, смогли. Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. – А сейчас наш поезд прибывает на Станцию «Конечная».
И мы оказываемся в доме талисманов!
Вот и подошло наше путешествие к концу.
– Какие цели вы ставили в начале нашего путешествия? Каких достигли?
– Вспомните, на каких математических станциях мы побывали?
– Чему научились?
– Покажите маршрутные листы.
(на листах после каждой станции дети оценивают себя самостоятельно)
– Урок окончен. Все молодцы, хорошо потрудились.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).