Проект урока Социально экономическое развитие России в первой половине 19 века


ПРОЕКТ УРОКА
«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»
Выполнил учитель:
МБОУ «ШКОЛА №124»
Быстров Н.Ю.
2017
Проект урока по требованиям ФГОСТа1.1
Тема проекта Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXвека
Автор учебника, по которому ведётся обучение Данилов А.А., Косулина А.Г.. История России XIXвека. 8 класс. М., Просвещение
Классификация урока Урок изучения нового материала и получения практических навыков на основе анализа источников
Психолого-педагогическая характеристика 8А класс. Всего в классе-28 чел.: 18 девочек и 10 мальчиков. По своему развитию детей можно разделить на три группы.
У 10 чел. Высокий уровень развития. Они быстро включаются в работу, внимание устойчивое. Они обладают хорошей памятью, развитой памятью, развитой речью, умеют выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать.
У 13 чел. Средний уровень развития. Внимание преобладает произвольное, концентрация и устойчивость внимание средняя. Они могут выделять главное, при обобщении часто требуется помощь учителя, могут затруднятся в выражении своей мысли.
У 5 чел. Низкий уровень развития. Их внимание непроизвольное, слабой устойчивости и концентрации. Знания воспроизводят на репродуктивном уровне, речь развита слабо. При остановке во время ответа могут потерять мысль рассказа и замолчать.
В целом класс дружный, доброжелательный, отзывчивый
Цели проекта Создать условия для усвоения и осмысления того, что в 30-40-е г.г. XIXв. в России начался промышленный переворот
Определить особенности экономической политики России в 30-40-е г.г. XIXв.
Закрепить умения анализа и систематизации материала через анализ источников.
Формировать умения систематизировать материал и применять его.
Воспитывать уважительное отношения к различным точкам зрения
Задачи проекта Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связи между целями деятельности и её результатом.
Регулятивные УДД: определять цели и задачи урока, выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленными целями.
Познавательные УДД: работать с текстом учебника, источниками и диаграммами; сравнивать и находить общие черты и отличия.
Знания, умения, навыки, которые приобретут и закрепят ученики 1.Определять и правильно употреблять ключевые понятия и термины темы.
2.Использовать информацию исторических карт при рассмотрении вопросов касающихся экономического развития России XIX в.
3.Характеризовать причины и последствия новых явлений в экономике.
4.Использовать различные источники исторической информации.
5.Анализировать и обобщать факты.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению При изучении темы «Социально-экономическое развитие России в 30-40-е гг. XIXв.. Учитель опирается на знание учащихся о промышленном перевороте, полученные в курсе Новой Истории, и знания о сословном строе России, феодально-крепостнической системе, феодальных повинностей крестьян, особенности развития русской промышленностиXVIIIв., полученные в курсе изучения Истории Отечества в 7 классе, а также на понятия, изученные в курсе экономики.
1.2 Технологическая карта урока
1. Тема урока: Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXвека.
2. Цели урока: а)создать условия для усвоения и осмысления того что в 30-40-е гг. XIXв. в России начался промышленный переворот; б)определить особенности экономической политике в России; в)закрепить умения анализа и систематизации материала через анализ источника; г)формировать умения систематизировать материал и применять его; д)воспитывать уважительное отношения к различным точкам зрения
З.Задачи:
Обучающие-1.Определять и правильно употреблять понятия фабрика, промышленный переворот, расслоение крестьянства, буржуазия, пролетариат, «капиталистые» крестьяне, месячина; 2.Называть и перечислять основные события экономической политики России; 3.Сравнивать экономическую политику XVIIв. и XVIIIв. с политикой XIXв. в России и в Европе;
Развивающие-1. Совершенствовать умение самостоятельно добывать необходимые знания (работа с документами и диаграммами); 2. Развивать творческие способности к анализу и осмыслению социальных явлений и процессов; 3. Отработка навыка аргументировано изложить свою точку зрения; 4. Проявлять коммуникативные умения работать в команде
Воспитальные-1. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, способности видеть и понимать происходящее, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих действий
4. Ключевые понятия: фабрика, промышленный переворот, расслоение крестьянства, буржуазия, пролетариат, «капиталистные» крестьяне, месячина5. Тип урока: урок изучения нового материала и получения практический навыков на основе анализа источника.
6. План урока. Этапы: а)организационный(1мин.); б)вводно-мотивационный(2мин.); в)актуализация знаний(2мин.); г)изучения нового материала с элементами лабораторной работы(29мин.); д)закрепление и контроль усвоения новых явлений(5мин.); е)домашнее задание(2мин)
7. Форма организации обучения: организационно-деятельственная8. Основные виды: а)извлекать информацию из различных видов источников; б)работа с картой(чтение карты) и диаграммой; в)подбор фактов подтверждающих или опровергающих гипотезу; г)составление таблицы, формулировка терминов
1.3 ХОД УРОКА
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Диагностический
комментарий Обоснование
1. Организационный 1 мин. Приветствие учащихся. Настраиваю детей на работу. Готовлю к активному восприятию материала. Приветствие учащихся. 2. Вводно-мотивационный 2 мин. Тема сегодняшнего урока – социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века. Сегодня мы познакомимся с тем, как шло развитие России в этот период. В ходе рассказа я буду обращаться к вам с вопросами, ответы на которые вы сможете найти, проанализировав диаграммы и карту атласа. Выводы будем записывать в таблицу. «Новые черты в экономике России в первой половине 19века»
Сельское хозяйство:
Промышленность:
Транспорт:
Торговля: По ходу урока ребята будут работать с диаграммами, картами, таблицей Умение воспринимать задачи урока Познавательная деятельность
3. Актуализация знаний 2 мин. Развитие экономике является одной из важнейших составных частей каждого государства. Важность экономике первой половины 19 века состоит в том,что в данный период в стране начался промышленный переворот и темпы, стороны его развития должны были помочь России подняться на новый уровень. Сегодня, как в то время страна нуждалась в крупных переменах. Поэтому нам необходимо проследить влияние экономики на различные стороны развития государства. Личностные УДД. Учащиеся внимательно слушают Познавательная деятельность
4. Изучение нового материала с элементами лабораторной работы 28мин. На протяжении первой половины 19 века Россия продолжала оставаться аграрной страной. Число крестьян за последние полвека сократилось с 90% до 83%, половина из них была крепостными. В деревне господствовали феодальные отношения, земля принадлежала помещикам. Стремясь обогатиться, помещики всё больше увеличивали повинности крестьян. См. документ стр.69-указ об обязанных крестьянах.
-Какие основные повинности вы знаете?
-В первой половине века складываются устойчивые районы(см. условные обозначения. Предположите, от чего зависит повинности), где преобладает та или иная форма повинностей.Найдите их на карте.
Объясните, чем связано такое расположение? Познавательные УДД. Работа с документом
Познавательные УДД. Анализ. Метапредметные УДД.
Работа с картой.
Барщина, оброк
Учащиеся называют центральный район с преобладанием оброчной системы и южный – с барщиной системой. Делают вывод о том, что вид повинностей зависит от плодородия почвы. Рассказ с элементами лабораторной работы
Беседа, работа с картой атласа Активная познавательная деятельность
Повторяю изученное, необходимое для восприятия новых знаний. Закрепляю навыки работы с картой
В плодородных районах помещики стремились получить как можно больше хлеба для продажи, ведь зерно было главным предметом экспорта России. Найдите на карте район товарного производства хлеба. Здесь помещики увеличивали барщину до 5-6 дней в неделю.Почему?
1.Какой вы можете сделать вывод. Подтвердите его строчками документа.
2.Как развивается быстро или медленно? Познавательные УДД. Учащиеся говорят об отсутствии экономической заинтересованности в результате труда. Стр. 69 ст.Кошелева
Коммукативные УДД.Делают вывод на основании документа Лабораторная работа. Исследовательская Активная познавательная деятельность
Закреплю навыки работы с картой, документом
В нечернозёмных районах помещики назначали оброк. Его размер был так велик, что заплатить его, обрабатывая землю, было невозможно. Многие крестьяне уходили на заработки.
1.Как назывались такие крестьяне?
2.Чем они могли заниматься? Познавательные УДД,Ответ учащихся-отходники. Занимались извозом, мелкой торговлей, промыслами, нанимались на мануфактуры, бурлачили Активная познавательная деятельность
Среди крестьян началось расслоение-деление на богатых и бедных. Некоторым из отходников удалось скопить капиталец, выгодно вложив свои сбережения, разбогатеть. Их называли «капиталистами» Метапредметные УДД. Учащиеся делают вывод о расслоение крестьянства Рассказ Рассмотрите диаграммы «Развитие производства» и сделайте из них все возможные выводы Познавательные УДД.Учащиеся отмечают, что наблюдается рост промышленности. За период с 1800 по 1825.г. число предприятий, количество рабочих и количество продукции увеличилось вдвое, а за вторую четверть века объём продукции увеличился в три раза. Значит, во вторую четверть века развитие шло быстрее, чем в первую. При меньшем числе рабочих продукции выпущено больше, значит увеличилось производительность труда. Работа с диаграммой Повышаю заинтересованность наглядностью, переключаю на другой характер работы, закрепляю навыки работы диаграммой, учу формировать выводы.
Найдите на карте район, где находились предприятия тяжёлой промышленности.
Какой труд преобладал? Метапредметные УДД. Выделяют район Урала.
Крепостной Работа с картой Закрепляю навыки работы с картой
Прочтите текст и ответьте на вопрос: в чём причина медленного внедрения машин в тяжёлой промышленности? Делают вывод, что главной причиной был дармовой труд крепостных Самостоятельная работа с текстом Переключаю внимание на другой вид деятельности
На основании диаграммы «Выплавка чугуна» сделайте вывод к каким результатом привело медленное внедрение машин Познавательные УДД. Делают вывод об отставании тяжёлой промышленности Работа с диаграммой Переключаю внимание на другой вид деятельности
Лёгкая промышленность производила товары внутреннего потребления. Увеличившийся спрос уже не могли удовлетворить ремесленники-кустарники.
Найдите на карте расположение лёгкой промышленности. Какой труд в ней преобладал? Предположите, кто мог стать наёмным рабочим на предприятии?
Кто же были владельцы этих предприятий?
Быстрее всего развивалась текстильная промышленность. Посмотрите на график ввоза сырья. Что происходит с ввозом хлопка и пряжи? О чём это говорит? Метапредметные УДД.
Выделяют район Москвы, говорят о вольнонаёмном труде, делают вывод, что рабочими могли стать «отходники», так как это район с преобладанием оброчной системы.
Ученик выступает с сообщением о сословном составе русской буржуазии
Познавательные УДД.
Учащиеся отмечают, что ввоз хлопка непрерывно растёт, а ввоз пряжи с 40-х г.г. начал уменьшаться. Это говорит о развитии ткацкого производства. Ввозится сырьё, а не полуфабрикат Работа с картой
Закрепляю навыки работы с диаграммой, продолжаю учить формировать выводы Закреплю навыки работы с картой, развиваю логическое мышление, умение делать выводы
Привлекаю непроизвольное внимание. Развитие монологической речи
Активная познавательная деятельность
Это стало возможным с развитием машинного производства. Уже в 30-40г.г. в текстильной промышленности начинаются внедрение машин, машинное производство ситца полностью вытесняет ручное.
-Как называется этот процесс? Учащиеся вспоминают определение «промышленный переворот». Делают вывод о начале промышленного переворота в России Беседа, составление таблицы Повторение изученного, сравнение аналогичных процессов
Своя машиностроительная промышленность была развита слабо, но машины в достаточном количестве ввозились из-за границы.
-Что сдерживало формирование рабочего класса?
-Какой вывод записываем в таблицу? Познавательные УДД. С помощью учителя дети делают вывод об отсутствии свободных рабочих рук
Ученики формируют и записывают вывод:
1.30-40г.г. 19в. начинается промышленный переворот
2.Формирование буржуазии и пролетариата идёт медленнее, чем в Западной Европе 0Беседа, составление таблицы Сравнение аналогичных процессов
Развитие промышленности невозможно без развития транспорта Познавательные УДД. Ученик выступает с сообщением о появление транспорта с использованием паровой тяги. Учащиеся находят на карте железные дороги, записывают даты в тетради, делают записи в таблицу Составление таблицы, работа с картой Привлекаю непроизвольное внимание, развиваю монологическую речь, развиваю умение выделять главное, формировать вывод
С развитием транспорта изменился характер торговли. Прежде главными центрами торговли были ярмарка, на которых продавцы являлись одновременно и покупателями. Происходил обмен товарами. На ярмарке промышленник запасался сырьём на год вперед до следующего года Обобщение одним из учеников класса. Беседа Познавательная деятельность
Закрепление и контроль усвоения новых знаний 5мин. -Какой вывод делаем? Познавательные УДД. Метапредметные УДД. Ребята формируют и записывают в таблицу:
1.Медленное развитие сельского хозяйства
2.Рост товарного производства Беседа, составление таблицы Учу выделять главное, формировать выводы
Домашнее задание 2мин. Параграф № 9, учит таблицу, заполнить до конца контурную карту Записывают домашнее задание