Конспект урока по окружающему миру на тему Природное сообщество болото


Чернова Регина Борисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ № 20 имени Васьлея Митты с углублённым изучением отдельных предметов»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект урока

Предмет: окружающий мир, изучение нового материала.
Тема: «Природное сообщество болото».
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 3.
Технологии: мультимедийная презентация.
Аннотация: УМК «Развивающая система Занкова Л.В.». Урок знакомит учащихся с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, развивает экологическое мышление, воспитывает чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы. К этому времени дети уже познакомились с природными сообществами: лугом, озером, лесом, полем. Дети знакомы с планом изучения природного сообщества. Активно используются на уроке методы групповой, парной работы. Работа в группах развивает коммуникативные навыки совместной деятельности, уважительного отношения друг к другу. На уроке используются проблемные ситуации, мультимедийная презентация, экспресс-тестирование.
Конспект урока
Цель: формирование представления о роли болот в жизни человека
Предметные задачи:
создать условия для развития у учащихся умения:
- объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества;
- приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации;
- знать правила поведения на болоте;
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте;
- оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, моделировать экологические ситуации, оценивать их последствия.
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к новому учебному материалу;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;
- коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).
Личностные УУД:
формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.
Регулятивные УУД:
действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
Познавательные УУД:
находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, тесты, торф, ягоды клюквы, черники, гербарий растений болота.
Ход урока.
Организационный момент. Постановка темы урока.
Просмотр фрагмента мультфильма «Летучий корабль».
Учитель: Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь.
Ученики: Болото. Учитель: Итак, вы ребята, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о болотах.
На сегодняшнем уроке нам понадобятся определённые умения. Оцените, пожалуйста, свои умения на листах самооценки.
Что вы знаете о болотах?
Изучение нового материала.
а) Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Что такое природное сообщество?
Ученики: Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.
Учитель: Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.Раньше в природе все было одушевлённо. Болото имело своих духов. Немало людей и животных погибло - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью. Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды. Почему так происходило? Если люди не могли объяснить многие явления происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах, почему тогда люди селились рядом с болотами?
б) Словарная работа.
Самые переувлажненные участки болота называются топи.
Трясина — зыбкое болотистое место. б) Проектная работа групп.
Учитель: Выполним проектную работу. А что такое проект?
Ученики: Проект – дело, в результате которого получается продукт.
Учитель: Проект – это серьёзная работа над темой исследования, это идеи и замыслы, направленные на достижение результата. Тогда давайте вспомним этапы работы над проектом.
Проект - это "пять П":
1. Проблема (цель).
2. Проектирование (планирование).
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация.
Постановка цели исследования.
Учитель: Итак, у нас проблема. То есть цель нашего исследования.
Ученики:Цель нашего исследования: узнать о природном сообществе болото.
Учитель: А что ещё вы хотите узнать?
Ученики: (дети высказывают предположения, выдвигают гипотезы)
- Какие растения растут на болоте?
- Какие животные обитают?
- Какие опасности могут быть на болоте?
Планирование.
Учитель: Теперь мы должны спланировать, нашу работу? Заданий много – а времени мало. Что делать?
Ученики: Мы должны составить план работы. Разделится на группы.
Учитель: В группе работать по правилам. Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач у вас лежат на парте. А кто забыл, можете прочитать в памятке.
Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
Не бойся высказывать своё мнение.
Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
Думай сам, а не рассчитывай на других.
Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Поиск информации.
Учитель: Тогда давайте разделимся с вами на группы и получим задания. Группа должна будет выполнить задание и сделать вывод. На выполнение работы вам будет предоставлено 10 минут. По окончанию работы вы должны будете показать о готовности и рассказать, о своей работе.
1 группа «Учёные».
Как образовались болота?
Используя иллюстрации учебника с. 94 – 95 и текст учебника на с. 93, разберитесь, как озеро превращается в болото.
2. Ответьте на вопросы. Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них обязательно превратится со временем в болото? Почему?
Вывод: Болота образуются по-разному. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водоемами. В бессточном озере вода застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, осокой, мхами. Ручьи и реки несут в озеро песок и глину, от этого оно мелеет, покрывается толстым, зыбким, пружинящим, чавкающим слоем, ходить по которому опасно – можно провалиться и увязнуть.
Также болото может образоваться на лугу, в лесу, когда здесь застаивается вода. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают лес, или там, где прошли лесные пожары. Подпочвенные воды, которые испарялись листвой деревьев, начинают выходить на поверхность и заболачивают местность.
Бессточное озеро со временем неизбежно превратиться в болото, потому что в нём накапливаются вещества, которые не используют организмы озера.
2 группа «Ботаники».
Из гербария выберите растения болота. Чем растения болот похожи по строению?
Вывод: - корень - размер
Все растения болот невысокие, мелкие низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жёсткие, стебли длинные, цветки мелкие.
Основным ядовитым веществом, является эфирное масло, которое обладает парализующим центральную нервную систему действием. Отравление багульником болотным характеризуется угнетением дыхания, сухостью во рту, онемением языка, расширением кровеносных сосудов, замедлением сердечных сокращений, сильным падением АД, зрительными и слуховыми галлюцинациями, потерей сознания. Нахождение в плотных зарослях цветущего багульника болотного более чем на 15 мин, может вызвать отравление.
В воде болота мало нужных для растений минеральных веществ как: фосфор, азот, соли магния, натрия и калия, их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.
Просмотр видеофильма «Росянка».
группа «Зоологи».

журавль аист кулик выпь
Расскажите, как птицы приспособлены к жизни в болоте?
Вывод: - окраска - размер
-форма клюва и ног - поведение
У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Птицам длинные клювы помогают достать пищу из воды. Все летают, а утки и лебеди – еще и плавают. Окраска не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. 
Много ли животных на болоте? Какие группы животных обитают на болоте?
Вывод: млекопитающие (гости), земноводные, насекомые, птицы.
Выпь, у выпи очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округе, напоминает рёв быка, за это её называют «водяной коровой» или «водяным быком». Такие звуки птица издаёт при помощи пищевода, который раздувается и действует как резонатор. 
группа «Исследователи».
Разрешите спор двух учеников. Один утверждает, что торф имеет разную окраску и легче воды, другой говорит, что цвет не может быть разным и торф тяжелее воды. Ответ на этот вопрос поможет нам найти практическая работа.
Инструкция: 1. Рассмотрите кусочек торфа под лупой. Какого он цвета, из чего он состоит?2. Что общего между растением «мох-сфагнум» и полезным ископаемым «торф»?
3. Если взять кусочек торфа и кусочек глины, что будет тяжелее?4. Кусочек сухого торфа бросьте в стакан воды. Тонет ли торф? Что с ним произошло?
Вывод: торф тёмно-коричневого цвета, Состоит из остатков отмерших растений (мох сфагнум), которые легко отделить друг от друга. Торф лёгкий, он легче воды и глины. Сухой торф впитывает влагу и хорошо горит. Может быть хорошим горючим материалом и хорошим удобрением!
Мох сфагнум обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 г мха (а это вес одного спичечного коробка) может «выпить» целый стакан воды. 
группа «Экологи».
В народе говорят: «Болото, с одной стороны, беда, а с другой   - кладезь добра». 
Прочитайте отрывок и сделайте вывод, чем важны болота. Болотом называется избыточно увлажненные участки суши со слоем торфа не менее 30 см, с особенным растительным и животным миром. Болота образуются в районах с влажным климатом, там, где неглубоко залегают грунтовые воды. Болото важное звено круговорота воды на земле, накопитель и регулятор пресной воды. Они, как губка, сохраняют влагу. Многие реки берут свое начало из болот. Когда много воды болота её впитывают, когда наступает засуха – отдают воду рекам. Без болот многие реки мелеют и пропадают.
Заполните таблички по кругу, каждый из вас должен записать хотя бы одно значение болота.
Вывод:
292036523622000дом для растений и животных
накопитель пресной воды кладовая торфа
3225165000223456511430000
232981532956500292036538671500322516532956500Болото
питают реки
источник ягод и грибов
Презентация работы групп.
Учитель: Итак, вы провели планирование и поиск информации. Какой же продукт вы получили?
Ученики: Мы получили выводы, сделанные в результате исследования.

Учитель: Каждая группа сделала выводы. И вы обменяетесь своими умозаключениями.
Вы озвучите свои выводы, т.е. презентуете их. Как это сделать? Я предлагаю воспользоваться планом презентации.

План презентации:
1. Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?
2. Как вы проводили исследование?
3. К какому выводу вы пришли?
Учитель: Теперь вы сможете эти знания применить.
в) Экологическая проблема болот.
Издавна во всем мире ведется работа по осушению болот. Громадные площади болот пришлось осушить при строительстве Москвы и Санкт - Петербурга. Болота осушают не только для строительства, но и для добычи торфа, который используют как топливо и в медицинских целях. Но при неправильном осушении происходит истощение питательных веществ, растения испытывают недостаток влаги и усиливается опасность пожаров. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяются под землей и его очень трудно тушить.
Подумайте, спросите у родителей, прочитайте в дополнительной литературе, как нужно бороться с данной проблемой.
г) Основы безопасности на болоте.
Прочитайте в учебнике на с. 97 правила и нарисуйте предупреждающие об опасности знаки.
Рефлексия.
Тест по теме «Природное сообщество болото»
I вариант.
1.Чем условия жизни на болоте отличаются от условий жизни в лесу? Обведи букву с правильным ответом.
а) На болоте не растут деревья.
б) На болоте всегда избыток влаги и недостаток кислорода.
в) Преобладают травянистые растения.
2. Каково значение болот в природе и жизни человека? Продолжи перечисленное.
Болота - кладовые торфа
- ________________
- ________________
- ________________
4234815152400Земноводные

00Земноводные

1815465250190Рыбы
00Рыбы
3. Какие природные сообщества отражают данные этих условных диаграмм?
72390160020Птицы
00Птицы

739140146685Земноводные
00Земноводные

2939415133351Звери
00Звери
355854036830Птицы
00Птицы
-546735133350Звери
00Звери

529209021336000 Рыбы
сообщество___________________ сообщество_______________________
4. Добавь пропущенные слова в каждой цепи питания.
Растение – комар – лягушка – уж – _______________________.
Растение – мошки – ________________ – болотная сова.
 
II вариант.
1. Почему болото является природным сообществом? Обведи букву с правильным ответом.
а) Потому что здесь могут жить некоторые растения и животные.
б) Потому что здесь живут растения и животные, которые тесно связаны между собой цепями питания и приспособлены к существующим условиям.
2. Каково значение болот в природе и жизни человека? Продолжи перечисленное.
Болота - природный домом для растений и животных
- ________________
- ________________
- ________________
4234814154305Земноводные

00Земноводные

-546735339725Звери
00Звери
3. Какие природные сообщества отражают данные этих условных диаграмм?
72390164465Птицы
00Птицы

2939415130176Звери
00Звери
355854055880Птицы
00Птицы
739140130175Земноводные
00Земноводные

529209024066500 Рыбы Рыбы18154655588000
сообщество___________________ сообщество_______________________
4. Добавь пропущенные слова в каждой цепи питания.
Растение – комар – _____________ – уж – белый аист.
Растение – мошки – лягушка – _____________________.
Подведение итогов. Самооценка.
Учитель: А сейчас оцените свои полученные знания в конце урока.
Ребята закрашивают рисунок клюквы в оценочных листах.
Если ты работал:
дружно и очень хорошо, то закрасьте весь рисунок;
хорошо – только ягоды;
не очень хорошо – только листья.
Лист самооценки
Я знаю Я узнал(а)
Что такое болото?
Какие растения растут на болоте?
Как животные приспособились жить на болоте? О значении болота для человека и природы.